23 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Марк Шульжицкий: «Без желания победить ничего не добьешься»

Ему всего двадцать три, но в одночасье наш земляк Марк Шульжицкий стал без всяких преувеличений звездой если не мирового, то уж точно российского автоспорта. Волей случая и благодаря успехам в проекте Nissan GT Academy вчерашний студент и картингист смог пройти серьезный отбор и опередить на турнире всех россиян, за что и заслужил право выступить в 24-часовой гонке в Арабских Эмиратах в начале января. И со своей задачей Марк справился на отлично: его экипаж поднялся на подиум, и это при том условии, что суточные соревнования на выносливость не делят участников на новичков и заслуженных профессионалов. Сразу же после возвращения Марка в родной Владивосток с «24 часов Дубая» мы встретились с пилотом и попросили его поделиться впечатлениями от этого события.

AG: Марк, в первую очередь хочется поздравить с высоким результатом в дебютной международной гонке и задать вопрос о твоей жизни до прихода в автоспорт.

– Я родился в 1989 году во Владивостоке, и жизнь моей семьи долгие годы была связана с техникой и спортом. Это увлечение передалось и мне самому – в восемь лет начал заниматься картингом, а вообще всегда любил компьютерные автосимуляторы. После окончания школы я поступил в Восточный институт ДВГУ (в настоящее время – ДВФУ, – прим. авт.) и окончил университет по специальности «японоведение».

AG: Каких успехов удалось достичь в дальневосточном спорте?

– Я пришел в картинг, когда был образован спортивно-технический клуб «Гамма», в котором стали заниматься мои родственники. Начиная с «младших» классов и постепенно развиваясь как спортсмены, мы со старшими братьями участвовали во многих чемпионатах по всему Приморскому краю. Были и личные победы, и командные подиумы. Конечно же, были поражения, к которым со временем начинаешь относиться спокойнее и правильно оценивать собственные ошибки.

Затем на собственной машине был опыт участия в любительской серии Zmeinka Time Attack и участие в летних шоссейно-кольцевых гонках и зимних ипподромных соревнованиях за команду «Филток-2», что также дало хороший опыт скоростного вождения автомобиля.

AG: Как можно оценить современный уровень дальневосточного картинга, в котором ты успешно выступал?

– В последние годы я «гонялся» в классе Rotax Max. На сегодняшний день этот класс считается самым популярным на Дальнем Востоке, и с каждым годом он развивается все серьезнее. Увеличивается количество соревнований, на старт выходит больше спортсменов, а значит, популярность картинга в целом в нашем регионе растет. Это очень приятная тенденция, и она оказывает хорошее влияние на развитие местного спорта.

AG: Как ты узнал о проекте NissanGTAcademy и решил принять в нем участие?

– О существовании такой «школы автогонщиков» я знал давно, но о приходе программы Nissan GT Academy в Россию друзья рассказали мне совершенно случайно. Тут же захотелось попробовать свои силы, а в это время как раз шел отборочный тур, и неделя отборочных соревнований была упущена. К счастью, я успел зарегистрироваться и показал достойный результат в гонках на симуляторе GranTurismo 5 для Sony PlayStation, что и позволило продолжить борьбу с соперниками уже вживую и на настоящих автомобилях. Всего участие в первом российском сезоне Nissan GT Academy принял 32 541 человек, и только 28 из них, включая меня, отправились на очную борьбу в Москву.

Из России на легендарную британскую трассу «Сильверстоун» отправились только 14 человек, и с каждым последующим испытанием борьба на вылет только усиливалась. Причем далеко не все задания были связаны с вождением спортивных авто – одни не выдерживали физически, а другие не справлялись с обстановкой морально. А ведь на кону была не только победа в проекте, но и возможность принять участие в январских «24 часах Дубая». К счастью, мне и удалось стать победителем первого российского сезона Nissan GT Academy.

317908_479617618741610_267035407_n.jpg

AG: Удавалось ли до гонки в Дубае прежде участвовать в соревнованиях на выносливость?

– В первую очередь в рамках программы Nissan GT Academy был опыт ночных гонок, которые позволяют проверить возможности пилотов в условиях темноты и искусственного освещения. А затем в Великобритании в формате подготовки к «24 часам Дубая» удалось принять участие в суточных гонках на прокатных картингах. С одной стороны, из таких тренировок ты получаешь какое-то представление о будущем профессиональном старте, но все-таки из-за уровня техники я бы назвал то мероприятие забавой. Более интересным в этом плане опытом для меня стали 4-часовые ночные автогонки в британском Донингтоне.

AG: С какими мыслями ты прибыл в Арабские Эмираты перед «24 часами Дубая»?

– Самое главное – это груз ответственности. Я прекрасно понимал, что от единственной твоей ошибки может зависеть судьба всей команды, и гонки на выносливость подтверждают это как нельзя лучше. Но в то же время хотелось победить, потому что от успеха зависела моя возможная карьера в профессиональном автоспорте.

AG: В каком из классов выступал твой экипаж в Дубае и кто был заявлен в качестве напарников?

– В этом году на «24 часа Дубая» было заявлено более 80 экипажей, которые в зависимости от возможностей автомобилей разделены регламентом на несколько классов. В нашей категории SP3 приняло участие 12 автомобилей с четырьмя пилотами в каждом. Соперники выступали на болидах BMW, Lotus, Aston Martin и Ginetta, а наш коллектив – GT Academy Team RJN – выставил на гонку два экипажа на одинаковых автомобилях Nissan 370Z GT4. Этот автомобиль при своей массе чуть более 1200 кг и двигателе мощностью 440 лошадиных сил в паре с 6-ступенчатой секвентальной коробкой передач способен проехать круг быстрее, чем за минимальное для класса SP3 время, поэтому мы знали, что зачастую нужно ехать не в полную силу, чтобы не получить штраф.

В одном экипаже со мной в Дубае выступили первый победитель Nissan GT Academy испанец Лукас Ордонез и действующий чемпион европейского отбора бельгиец Вольфганг Рейп, а также наш соотечественник Роман Русинов, опытный пилот в гонках на выносливость и чемпион международной «Серии Ле-Ман» 2004 года. Получилось, что напарниками стали два новичка и два профессионала, которые очень многое нам объяснили и перед самим стартом, и задолго до начала гонки. В этом плане мне очень повезло, что одним из наставников стал Роман, с которым мы общались на родном языке и понимали все тонкости.

sn127 GT Academy Team RJN 1.jpg

AG: Как в целом проходила первая международная гонка в твоей карьере?

– Хорошо, что весь наш экипаж ехал стабильно, в одном темпе и никому не приходилось наверстывать позиции за менее удачливым напарником. Плюс машина выглядела очень конкурентоспособно на трассе, что доказала квалификация: мы стали первыми и стартовали с поула в своем классе, а наши коллеги по команде GT Academy Team RJN показали второе время. Круг, благодаря которому нам досталась поул-позиция, проехал Лукас Ордонез, и я даже назвал бы такой результат идеальным.

Спустя пять часов после старта гонки, когда уже была отвоевана потерянная на старте пара мест и за рулем автомобиля находился Вольфганг Рейп, случилась серьезная неприятность: в результате инцидента на трассе оторвавшееся от другого болида колесо «приехало» прямо в передок нашей машине…

В этот момент я уже находился на пит-стопе и был готов сменить напарника, но, когда машина подъехала к боксам, все мы увидели, что после аварии она находится в ужасном состоянии. Бампер был разбит, а из-под капота шел дым. Тем не менее я сел за руль в ожидании скорого ремонта, но за минимальное время механики не смогли ничего сделать, и в боксах пришлось потерять около часа вместо обычных пяти минут с дозаправкой.

AG: Наверное, отставание от лидеров за это время стало критическим?

– На самом деле, здесь нам повезло: как раз во время этого пит-стопа из-за множества инцидентов на трассе действовал так называемый «код 60», альтернатива «формульному» автомобилю безопасности, когда максимальная скорость движения на трассе составляет 60 км/ч. Поэтому после устранения всех поломок мы оказались в 12 кругах от лидера.

AG: Что ты чувствовал, оказавшись за рулем после долгого пит-стопа?

– С одной стороны, настроение упало и были мысли о том, что сейчас еще одна ошибка может привести к еще большему проигрышу, а то и к сходу с дистанции. А с другой – понимание: если не рисковать и «атаковать» сейчас, то это может быть только хуже. Начались обгоны соперников, которые продолжили сменявшие меня напарники. Радует, что в дальнейшем обошлось без контактов, хотя на трассе и находилось множество безбашенных гонщиков на автомобилях более мощных классов. Мы заметно прибавляли, и уже за час до конца гонки оказались на втором месте, которое и удалось сохранить до финиша.

AG: Кто из вашей команды увидел клетчатый флаг из кокпита машины?

– Финишировать должен был Роман Русинов, но лично генеральный менеджер Nissan Europe и руководитель проекта GT Academy Даррен Кокс принял решение доверить финальный отрезок мне. В тот момент я сильно разволновался, так как уже морально расслабился и был уверен в успешном пилотировании Романа. Ощущения в момент финиша были просто непередаваемые и весь груз ответственности ушел моментально!

AG: Первый подиум в первой серьезной гонке – это большой успех. Но второе место – все-таки не первое…

– Здесь я точно не соглашусь. Лично для меня это достижение стало самым главным событием в жизни, и могу сказать, что результат выступления в Дубае сделал меня счастливым. Это фантастика! В конце концов, наше второе место в классе SP3 и 21-е в общем зачете – это лучший результат в истории всей глобальной программы Nissan GT Academy.

Очень долго не мог поверить, что я и мои напарники оказались на подиуме и это заслуга каждого участника команды. Кстати, нашему коллективу по итогам гонки присудили еще один «внезачетный» приз – «Дух Ле-Мана», который достается команде за лучшую работу механиков.

18991_479617722074933_1860438779_n.jpg

AG: Что касается второго экипажа GTAcademyTeamRJN– удавалось ли по ходу гонки следить за их выступлением и как они себя показали?

– Да, во всем этом нервном напряжении хочется узнать и о своих коллегах, поэтому по возможности мы были в курсе ситуации. Наш второй экипаж – Сабина Шмитц, Питер Питзера, Стив Доэрти и Алекс Банкомб – провел сложную гонку и смог финишировать только девятым. Им откровенно не везло: сначала Сабина сильно разбила заднюю часть машины и пришлось потерять на пит-стопе около полутора часов. Когда они бросились догонять соперников, риск не оправдал себя – серия мелких контактов при обгонах заставила их сделать множество внеплановых заездов в боксы.

AG: Сложно ли перенести суточную гонку на выносливость?

– Конечно, 24-часовые соревнования выматывают любого человека и физически, и морально. Без должной подготовки даже самый быстрый пилот рискует провалиться по ходу длинной дистанции и подвести всю команду, но нас, новичков, к таким нагрузкам специально готовили в течение трех месяцев. Даже если физически в тебе нет усталости, уснуть крайне сложно – ты понимаешь, что за пять минут на трассе может поменяться абсолютно все, не говоря уже о часах до финиша. В этом плане выручали и два физиотерапевта, которые делали гонщикам массаж и готовили специальные напитки, помогающие сохранить в организме соли и не лишиться сил. Плюс ожидалось, что в Дубае будет слишком жарко, что критично даже для техники, не говоря уже о людях, но с погодой повезло, и днем воздух не прогревался выше 23 градусов по Цельсию.

AG: Гонки на выносливость – не самый популярный у нас вид автоспорта. Предполагал ли ты, что будешь выступать в них?

– Скажу честно: долгое время я вообще не интересовался подобными чемпионатами. Вероятно, потому что о них очень мало пишут в российской прессе. Есть гораздо более «быстрые» для зрителей соревнования, за которыми и следит большинство. Но, окунувшись в этот мир, понял: многочасовые заезды оказываются не менее интересными, чем «Формула-1» или кузовные кольцевые серии. Мне этот спорт очень нравится.

AG: Считается, что NissanGTAcademy – это путь для превращения из простого любителя автосимуляторов в профессионального пилота. Какие перспективы для тебя открыл подиум в Дубае?

– После гонки Даррен Кокс подошел ко мне и поблагодарил за хорошо проделанную работу. А уже затем последовала договоренность о контракте с командой Nissan на сезон 2013 года в серии гонок на выносливость, но, что это за чемпионат, рассказать я пока не могу. Это очень серьезные гонки в Европе, одна из которых будет длиться 24 часа. Сезон стартует уже в апреле, а сейчас у меня есть некоторое время для отдыха и начала новых тренировок.

Справка AG

Экипаж команды GT Academy Team RJN под стартовым номером 127, в который входил и Марк Шульжицкий, за сутки преодолел 543 круга автодрома Дубая, показав лучшее время в 2 минуты 11,029 секунды. Одержавшие победу в классе SP3 гонщики из Cor Euser Racing на спорткаре Lotus Evora GT4 проехали 547 кругов, но их быстрый круг оказался на доли секунды меньше – 2 минуты 11,608 секунды. Оба экипажа останавливались в боксах по 17 раз.

В генеральной классификации победу в «24 часах Дубая» второй год подряд одержал экипаж команды Abu Dhabi by Black Falcon в составе Йеруна Блекемолена, Халида Аль-Кубаиси, Шона Эдвардса и Бернда Шнайдера. Выступившие на прототипе Mercedes-Benz SLS AMG GT3 гонщики за время соревнований преодолели ровно 600 кругов и показали лучшее время в 2 минуты и 646 тысячных секунды.

Справка AG

Автодром Дубая является уже не новой трассой, а потому считается столицей автоспорта Объединенных Арабских Эмиратов. Длина гоночного трека составляет 5,39 км, а сам комплекс в целом оборудован не только стандартными для трасс такого уровня просторными боксами, помещениями для стюардов и медицинским центром, но и самым современным оборудованием, которое позволяет вести прямые трансляции гонок в любую точку земного шара. Помимо «24 часов Дубая», автодром традиционно принимает этапы серий FIA GT World Championship, WTCC, «Мировой серии Renault», азиатской лиги FIA GT2, а также ряда национальных первенств. В свое время на старт различных чемпионатов на автодроме Дубая выходили Михаэль Шумахер, Кими Райкконен, Жан Алези, Жак Вильнев и другие легендарные гонщики настоящего и прошлого.