29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Правило «легкой руки»

Знакомьтесь: Василий Мун, коммерческий директор ООО «АвтоВладкар». Компания давно зарекомендовал себя на региональном рынке надежным поставщиком спецтехники из Республики Корея. А создали бренд и непосредственно собственный бизнес некогда молодые и амбициозные ребята. Из тех, кого называют везунчиками по жизни и легкими людьми. Но только на первый взгляд! Изначально коммерческая удача и «легкая рука» Василия были круто замешаны на жесткой самодисциплине, знаниях краснодипломника и прагматически точном расчете. Ответственность – именно эта черта характера Василия обеспечивает успех компании. Представляем вам еще одну беседу AG с представителем нового поколения предпринимателей и людей автобизнеса Владивостока.

AG: Василий, зададим традиционный вопрос: как вы пришли в бизнес? Что побудило заняться именно поставками спецтехники корейского автопрома? Насколько ваше дело органично вашему личностному мировосприятию?

– Про личностное восприятие… Если ты парень и родился во Владивостоке в 1980-х, значит, хоть раз покупал-продавал иномарку. Моя первая машина была подержанная Toyota Levin… Маленькая такая, спортивная. Кто-то долго выбирает профессию, думает, чем заниматься в жизни. У меня все получилось само собой. Портовый город: привез машинку – заработал! Бум массового завоза японского автопрома во Владивостоке пришелся на начало 2000-х. Мои друзья и я – все мы тогда занимались авто. Если бы жил в другом городе, наверное, судьба сложилась иначе.

Поначалу мы занимали мелкую такую нишу на рынке, начинали с японских легковых автомашин. Когда пошлины подняли и японки стали «непроходными», мы плавно перешли на корейский автопром. И опять-таки сама жизнь складывалась так, что начался другой бум. Стройки саммита АТЭС подстегнули рынок, потребовалась строительная, грузовая, специальная техника. Банки стали выдавать кредиты. Спецтехнику начали хорошо брать в лизинг. А в Южной Корее автопром качественный и недорогой, техника надежная.

AG: Саммит серьезно повлиял на успех вашего дела?

– Да. Мы начали работать со строительной компанией энергетиков. Первые наши серьезные клиенты увидели машину, которую мы привезли из Кореи. И сказали: мы бы взяли такую же, но по безналичному расчету. Мы проконсультировались с бухгалтерией, юристами и… стали продавать спецтехнику по безналу. В этой нише было просторно: с организациями мало кто тогда хотел работать. Надо платить налоги, предоставлять гарантии. Легче ведь продать и забыть, как многие на «Зеленом углу» делают. А здесь мало продать – надо еще «вести» клиента – консультации, запчасти. Подход более грамотный, но и бизнес более хлопотный. Теперь у нас поставки по всему Дальнему Востоку и в центральные регионы страны. Первая моя самостоятельная и серьезная сделка состоялась в 2004-м, а с 2008 года мы начали заниматься поставками корейской спецтехники в регион плотно. И, как видите, сумели на этом подняться.

AG: Все время повторяете: мы, мы… Кто это? Сколько машин за свою жизнь продали лично вы?

Говорю «мы», потому что, я считаю, работать одному – просто нельзя! Рядом всегда должны быть те, кому доверяешь. Нас, партнеров, трое. В компании у нас и родственные связи, и те, с кем мы учились, и с кем дружим всю жизнь.

Если лично обо мне, то счет проданных машин лет за десять идет у меня на сотни, точнее посчитать не могу. Если принять в расчет то, что из Кореи во Владивосток каждую неделю завозится сто единиц техники, то я продал немного.

Легковой транспорт на «Зеленке» у одного автодилера может исчисляться десятками тысяч за годы работы с 1990-х. Такие обороты у людей, я с уважением отношусь к ним.

AG: Интересно, есть ли борьба поколений в вашей сфере? Кто начинал в 1990-е годы, вам в отцы годятся, и они все так же стоят на «Зеленом углу» у подержанных иномарок, считают пачки денег в салоне… собственных авто. Их время прошло?

Кто так привык работать, им тяжело сейчас. Они не всегда понимают новые требования клиента, что надо сделать коммерческое предложение. Десятки писем по электронной почте идут, занимают твое рабочее время: пишешь, отвечаешь. Но никто ничего не купил. И это надо делать каждый день. Продать, надо поставить спецтехнику на обслуживание, деньги принять, налоги заплатить. Они порой не понимают, что такое операции с безналичными деньгами. Но на рынке есть место всем. И на «Зеленке» свои клиенты, которым везут машины постоянно. Сейчас в тренде и хорошо торгуются очень дорогие внедорожники.

Мы выбрали нишу, где нам комфортно: с наличными не работаем. Это риск большой. Не заплатят, обманут, а спецтехника исчисляется миллионами рублей. И представьте: где-то в машине на окраине города принимать такую сумму… (Улыбается.)

AG: Давайте поставим вопрос от обратного: кто в вашем бизнесе не сможет удержаться?

– Те, кто работает медленно! Если партнер грамотно все делает, но медленно, то с ним… тяжеловато. В коммерции важна скорость принятия решений. Важна мобильность. В продажах ты на связи с клиентом практически 24 часа в сутки.

Например, марка Hyundai хорошо продается сегодня, а завтра будет лучше продаваться Daewoo. И мы должны за неделю переориентироваться. Конкуренция стала высокой в нашем сегменте рынка. Надо возить то, что лучше продается. Спрос пошел на спецтехнику: экскаваторы. Мы раньше их не возили, а теперь будем.

Не удержится в нашем деле тот, кто трудно идет на контакт. Важно, чтобы с тобой было приятно работать. У нас есть клиенты, которые берут технику только через нас. Хотя порой и выходит дороже, чем на «Зеленке». Клиент говорит: «Лучше у тебя возьму – у тебя рука легче…»

AG: В вашем бизнесе не последнюю роль играет элемент везения. Так?

Да, конечно. С курсом доллара часто бывают накладки. Никто из местных автодилеров точно не знает, какой курс будет через неделю. Мы консультируемся, конечно, но никто не застрахован. Иногда просто везет: успели проплатить, когда курс был низкий, а через неделю скачок доллара в цене. А кто-то все наоборот сделал… Не повезло.

В торговле есть методики продаж, и этому учатся. Но важна склонность к коммерции от природы. Можно быть хорошим менеджером по продажам, хорошо вести клиента, грамотно консультировать, но… без коммерческой жилки не получится легко. Во Владивостоке знаю много директоров компаний, с кем понимаем друг друга с полуслова, у кого жилка коммерческая, чутье, везение. С ними приятно общаться.

Владивосток – харизматичный, слегка хитроватый город, здесь витает дух коммерции. В других краях и областях не принято что-то наваривать по мелочам, привозить из Китая, продавать. А для нашего портового города – нормально. Здесь особая среда, особое сообщество. Я люблю Владивосток…

Василий Мун

AG: Считается, что и с десятью классами можно торговать… Какое у вас образование? Учились во Владивостоке?

Я окончил ДВГУ (ныне это ДВФУ), Институт математики и компьютерных наук по специализации «прикладная математика в экономике». Получил красный диплом и работаю по специальности. Это образование и компетенции действительно востребованы сейчас. Мы продаем машины с аукционов в Южной Корее, много расчетов, ведения документации. С десятью классами торговать можно, но это совсем другой уровень.

Сами посудите, сейчас официальные дилеры приходят на рынок региона. И игра начинается совершенно по другим правилам.

Мы понимаем, что происходит: настаиваем на заключении контракта, когда везем из Кореи спецтехнику. Если продаем, продаем под контракт. Берем площадку – заключаем договор. Стремимся, чтобы все наши действия были подкреплены документами, а денежные потоки – прозрачными.

AG: Поговорим о бренде, название «АвтоВладкар»…

(перебивая) …«АвтоВладкар» – в названии Владивосток и машины. Главное, быть непохожими на других, чтобы не путали. Сейчас многие дублируют друг друга и в деятельности, и в названии. Для нас это неприемлемо! Почти каждый день проверяем рынок, чтобы других «АвтоВладкаров» не появилось. Мы за чистоту бренда и чистоту репутации.

AG: Что ж, ответили на вопрос, который не задан. Зададим другой: самое яркое событие за вашу карьеру?

Решение строить выставочный комплекс в пригороде Владивостока. Хороший тон – выставлять технику вдоль федеральной трассы. Видели, так уже есть «СУМОТОРИ», «Мицубиси-центр», «Мерседес». А рядом, но ближе к городу будет «АвтоВладкар».

Мы достраиваем здание автосалона в 400 кв. м, оно построено на земельном участке в 4 га. Важно позиционировать себя достойно: на площадке будем большую строительную и грузовую технику выставлять. В здании расположатся офис, автосервис, продажа запчастей. Считаю, это очень важно для узнаваемости бренда, для рекламы.

AG: Спецтехника, машинное масло… Когда в университете изучали математику, планировали быть белым воротничком?

Посмотрите на меня: рабочая футболка, джинсы. Когда мы с клиентом ходим смотреть технику, ему надо показать, как стрела на автокране выдвигается, как машина работает, что у нее под капотом. Ко мне приезжают снабженцы за спецтехникой, а не директора крупных предприятий, потому я так и выгляжу, что меня с механиком часто путают. Это нормально для комфортного общения и контакта с клиентом. Если я буду в смокинге, у меня не купят… (Смеется.)

Так или иначе, я не белый воротничок в собственном бизнесе. Хотя в моем гардеробе есть дорогие костюмы и обувь, имиджевые аксессуары. Это тоже нужно в определенных обстоятельствах, но не люблю галстуки. В моей сфере люди судят по тачке, на которой сам ездишь, по часам, что носишь, по телефону. Одежда – на втором плане, у нас не приняты вычурные костюмы.

AG: В таком случае интересно, на какой машине вы ездите? Посоветуйте нашим читателям, что в тренде, что на подходе?

Сейчас я за рулем Hyundai ix35, год выпуска – 2012-й, объем 2 литра, но турбо. Я не поклонник особо дорогих машин, оптимальная цена для личной машины – до 1 млн рублей. Мне нравится корейский автопром по соотношению «цена – качество». Это уже четвертая моя личная машина с конвейера Южной Кореи. Знаете, когда я впервые сел за руль новой Kia Sorento… ощущение совсем другое, запах новизны, все упаковано, блестит. Понимаешь, что первый ведешь машину по трассе. Кто брал с конвейера, тому трудно пересесть на подержанную иномарку.

Говорят, что десятилетняя японка лучше новой корейской. Я не спорю: Land Cruiser 80-й и 100-й – очень надежные машины. Есть и неубиваемые японские легковушки. Например, Toyota Corolla, ее легко восстановить из практически мертвого состояния. Но во Владивостоке все больше появляется корейских машин. Hyundai Solaris и Hyundai Avante хорошо берут таксисты, а эти люди разбираются и делают ставку на надежность.

AG: Личные предпочтения в автопроме мы выяснили. А ваше хобби? Что вы делаете в свободное время, как любите отдыхать? И если не возражаете, спрошу про личную жизнь…

У меня есть невеста. Мы давно знаем друг друга. В следующем году, наверное, сыграем свадьбу. Она – творческий человек, увлекается фотографией, окончила курсы. Пришлось приобретать ей продвинутый фотоаппарат. Это сейчас во Владивостоке модно. Раньше в тренде в молодежной среде было музыку писать и миксовать, все на диджеев учились. Еще раньше были популярны бармены, бариста, сомелье…

А у меня времени вообще не бывает. Суббота-воскресенье – самые торговые дни. У нас жестко клиентоориентированный бизнес – подстраиваемся под график клиента. Мне иногда ночью звонят, и я к этому спокойно отношусь. Даже в отпуске остаюсь на мобильной связи. Если ты трубку не берешь – сделка уйдет к конкуренту.

Про хобби… Я занимался спортивными единоборствами, кудо. И знаете, из бывших боксеров хорошие коммерсанты получаются. Спортсмены знают, что такое конкурентная борьба, самодисциплина.

Еще люблю кататься на горных лыжах. Предпочитаю отдыхать опять-таки в Корее, по цене так же получается, как в Арсеньеве на горнолыжной трассе, но по качеству предоставляемых услуг – на порядок выше.

Василий Мун

AG: Позвольте задать, возможно, некомфортный для вас вопрос… про национальность.

Спасибо, что спросили. Я из этнических корейцев. Мои предки поселились в Приморье в 1905 году. Принадлежу к четвертому поколению Мунов, рожденных на приморской земле. А потому с полным основанием считаю себя коренным приморцем (улыбается).