16 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Игорь Столяров: «Восток» – одна большая семья, где все без ума от спидвея»

Тренер серебряного призера чемпионата России по спидвею Игорь Столяров поделился с AG своим видением будущего мотогонок, рассказал о том, как спортсмены готовятся к соревнованиям, буквально ночуя на стадионе, и почему он до сих пор ездит на ледогаревом мотоцикле наравне с молодежью.

AG: Игорь, каковы для вас итоги прошедшего сезона? Не обидно упустить победу на последних метрах?

– Результатами я полностью удовлетворен, потому что задача перед сезоном стояла гораздо проще – выступить достойно. Но мы привыкли бороться только за самые высокие места. Сезон сложился по-боевому. По-моему, впервые в истории спидвея команда отдала золото на последних 20 метрах трассы. Конечно, все расстроились. Тем более полсезона из-за травмы отсутствовал один из наших лидеров – Алексей Харченко, которому не удалось найти замену, поэтому не было маневра для ротации состава. Пришлось брать легионера, который нас в итоге и подвел.

AG: Насколько сложно сегодня воспитывать новые кадры для спидвея?

– Проблемы в этом плане есть. Они связаны с тем, что одно время спидвей развивался бурными темпами, а потом наступил спад, поскольку мы все очень зависим от финансирования. Особенно сильно кризис отразился на башкирских командах, когда у республики сменился президент. Банальная ситуация: каким видом спорта увлекается глава региона, тот и развивается. Тем более спидвей достаточно дорогой и опасный спорт, что не каждый мальчишка согласен заниматься им. Во многом это зависит от материального положения семьи, поскольку команда не может взять на себя полное обеспечение юного гонщика.

AG: Игорь, насколько в мотоспорте возможно повторение той маркетинговой модели, которая используется в Формуле-1? Ведь большая часть доходов пилотов и команд – рекламные контракты.

– Думаю, сравнение уместное, поскольку весь мотоспорт сейчас находится в стадии активной раскрутки. Необходимо активно сотрудничать со спонсорами, продвигать продукт так же, как это делается в футболе, хоккее, той же Формуле-1. Взять, к примеру, спидвейную Латвию, которую в Советском Союзе мало кто воспринимал всерьез. Однако благодаря правильному продвижению продукта у них теперь все в порядке с финансами, и латышские команды в состоянии приглашать самых сильных гонщиков планеты. Надеюсь, что данная тенденция постепенно докатится с Запада до Владивостока.

AG: А сколько стоит полностью подготовить гонщика к соревнованиям?

– Последние пять лет мы оснащаемся на уровне чемпионатов мира и Европы. Тюнингованный мотоцикл стоит порядка 7-8 тысяч евро, плюс форма – около 2 тысяч. Не стоит забывать, что у данной техники короткий срок службы, поэтому на каждый матч у гонщика приготовлен отдельный двигатель, потом ремонт. Это как ракета, часть которой неизменно сгорает.


AG: Когда в прошлом году «Восток» стал чемпионом, это стало неожиданностью для болельщиков?

– Думаю, что нет, поскольку на протяжении предыдущих сезонов мы много раз были на расстоянии миллиметра от чемпионства. Все время мешали какие-то мелкие ошибки.

AG: Каков Игорь Столяров вне работы? Расскажите о ваших хобби, семье.

– Для меня вся жизнь прошла на мотоцикле. Даже сейчас у меня есть полностью готовый «железный конь», на котором я участвую в соревнованиях с ветеранами или показываю юниорам элементы техники. Представить себя без спидвея я уже не могу. Если даже и есть свободное время, то трачу его на мотокросс. Недавно начал учить английский язык для работы. Обычный день начинается с того, что прихожу на стадион, а ухожу поздно вечером, даже в межсезонье. Перед гонками, бывает, иногда ночуем на базе. Домочадцы давно не обижаются. Данный распорядок не меняется уже на протяжении тридцати лет.

AG: Ваши дети спортом не увлекаются?

– Дочка занимается баскетболом. Стараюсь ей помогать чем могу.

AG: Приморье прежде всего известно футбольным «Лучом-Энергией» и баскетбольным «Спартаком-Приморье». Не обидно, что про «Восток» чаще забывают?

– Да, о них часто упоминается в прессе. Но посмотрите: в составах обеих команд нет чемпионов мира или даже хотя бы России. Да и что говорить, приморских ребят там тоже почти нет.

AG: Если не получается получить поддержку здесь, то почему бы не попробовать поступить, как это делается, к примеру в НБА, когда некоторых игроков лиги превращают в бренды?

– Это возможно, поскольку, например, братья Лагута уже больше известны за рубежом, чем в России. Думаю, все еще впереди. Хотя если говорить про Приморье, то сейчас мотокросс усиленно развивается. Взять хотя бы новый комплекс «Приморское кольцо». До 2011 года у Владивостока не было своей трассы. Приходилось ездить на тренировки по всему краю – в Находку, Уссурийск, Большой Камень.

AG: Вы авторитарный тренер или демократ?

– Дисциплину и порядок люблю, но мне нравится постоянно быть со спортсменами, поскольку я еще сам не слез с мотоцикла. Коллектив сплоченный, нередко встречаемся с гонщиками на трассе во время тренировочных заездов. Мы – одна большая семья, где все фанаты спидвея. А иначе добиваться успехов здесь просто нельзя. Кого-то из спортсменов даже приходится выгонять со стадиона, чтобы хоть немного высыпались (смеется).

AG: А как начинался ваш спортивный путь?

– Сначала у меня был мопед. Ездил на нем, разбирал-собирал. Потом через мотокросс пришел в спидвей. На очередной гонке услышал, что производится набор в секцию. Стояло лето 1977 года. При этом каждый мальчишка должен был показать, на что он способен: либо отжаться несколько раз, либо подтянуться, либо проехать пару кругов по трассе. Я на своем мотоцикле «Восход» через нижние ворота заехал по ступенькам на верхнюю площадку стадиона. Тогдашний гонщик «Востока» Геннадий Потехин моментально принял меня в секцию. После этого на моем мотоцикле по стадиону проехалось еще человек 70, после чего мне пришлось толкать его до дома. Потом все лето мы занимались общефизической подготовкой, однако к мотоциклам нас не подпускали. Через три месяца из 70 человек нас осталось всего десять.

AG: Мотоциклы когда начали осваивать?

– Осенью. Мотоклуб тогда располагался на территории «Дальзавода». Нам выдали пропуска, и начались тренировки. Раздали полуразобранные кроссовые мотоциклы, которые мы должны были собрать. Параллельно шли тренировки у основного состава. Для них и для нас был обязателен мотокросс. Трасса была в Мингородке – там, где сейчас находится «Зеленый угол». Зимой мы начали уже участвовать в мотокроссе, но в итоге из всего набора остался только я один. В первый раз я сел на ледогаревый мотоцикл и до сих пор катаюсь в этой дисциплине. На этом мотоцикле можно почувствовать скорость, нет ограничений для разгона, отсутствуют бортики. Чувствуешь скорость на всю катушку.

AG: В тренеры давно переквалифицировались?

– Всего пять лет прошло. Хотя до 45-ти я еще выступал наравне с молодыми.

AG: Как игрок вы многого добились?

– Не жалуюсь. В 1984 году мы вдвоем с Потехиным из всей сборной попали в полуфинал чемпионата мира. Я уже и не помню, сколько раз становился чемпионом СССР и России в личном первенстве в различных дисциплинах.

AG: С бывшими коллегами-соперниками сейчас пересекаетесь?

– Многие из них перешли на тренерскую работу. Олег Волохов, с которым мы выступали в сборной СССР, работает в балаковской «Турбине», Олег Кургузкин в тольяттинской «Мега-Ладе», Владимир Рыбников работает генеральным директором в латышском клубе.

AG: Когда встречаетесь…

– Всегда как родственники. Частенько вспоминаем времена сборной СССР, когда мы практически не жили дома. Тогда надо было обязательно завоевать право выступать за команду, попасть в первую восьмерку. А сейчас, чтобы поехать на чемпионат мира, достаточно заручиться поддержкой спонсора. Порой туда попадают даже такие гонщики, которые толком ездить не умеют. Поэтому уровень сборной сейчас гораздо ниже.

AG: Сейчас, став тренером, все же находите время для культурного досуга?

– Последняя книжка, которую читал, так это учебник английского языка (смеется). Думал, что появится больше времени, когда стану тренером. Даже не полагал, что тренерский хлеб есть не легче, чем спортсмена. Так как команда у нас профессиональная, то спортсмены готовят себя к соревнованиям практически сами, хотя у нас централизованно сделаны спортзал и бассейн. Только так можно рассчитывать на высокие места в гонках.

AG: Из кого же могут получиться классные гонщики?

– Все зависит от критерия страха, который у каждого разный. Кто-то летит по трассе, как ракета, и думаешь, вот он – чемпион мира. Ставишь рядом другого, а у него ничего не получается. Кто сможет побороть в себе чувство страха, тот может рассчитывать на успешную карьеру в спидвее. Это становится видно через 2-3 сезона.

AG: Несмотря на индивидуализм в подготовке, вы как тренер…

– Я наблюдаю за всеми и отвечаю за каждого. К любому гонщику нужен свой подход. В чем мне действительно легче, так в том, что я сам прошел через все это, чувствую мотоцикл и хорошо понимаю ребят. Спортсменом быть гораздо проще: отъездил свои круги, помыл мотоцикл, получил гонорар – и свободен. А с меня требуют результат.

AG: Когда вы за рулем мотоцикла, какие ощущения испытываете?

– Совсем как в молодости. Хочется быстро, хорошо, здорово и без ошибок проехать всю трассу.

AG: В городе себе такое позволяете?

– Не любитель. Как знаменитые боксеры, никогда не дерущиеся на улице, так и мастеровитые гонщики демонстрируют свои умения только на треке. Лихачить и выпендриваться за его пределами глупо. Дорога – это дорога.

AG: Вы не думали, какими качествами должен обладать мотогонщик? Может быть так, что они могут стать жизненными приоритетами?

– У меня есть хороший пример: многократные чемпионы мира – уссуриец Сергей Казаков и дальнегорец Сергей Фадеев. Ребята простецкие в общении, вежливые и образованные. Настоящие спортсмены должны быть без понтов, честными и порядочными.

AG: Чего вам еще не удалось добиться в спорте?

– Хочется постоянно развиваться, двигаться вперед. В этом году «Восток» впервые стал победителем Кубка европейских чемпионов. Мы можем побороться на равных практически с любой сборной. Всегда есть к чему стремиться.