25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

КАМАЗ. Магия побед

В автомобильном сегменте рынка, еще в начале прошлого века осознали важность автоспорта в развитии бизнеса. Какие-то фирмы даже сделали автоспорт неотъемлемой частью предприятия. Что же так привлекает их владельцев – солидных, состоявшихся людей, в этом опасном, полном непредсказуемости и опасностей роде человеческой деятельности? Почему они готовы вкладывать немалые средства ради того, чтобы их машина вышла на старт соревнований, когда результат однозначно предсказать невозможно? Об этом корреспондент портала Ambox.ru спросил директора по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашота Арутюняна.

 

Ambox: Что побудило предприятие, выпускавшее грузовые автомобили, к созданию спортивной команды «КАМАЗ-мастер»?

– Команда «КАМАЗ-мастер», дебютировавшая в соревнованиях по внедорожным ралли-рейдам в сентябре 1988 года, была образована в том же году как структурное подразделение ПО «КАМАЗ», чтобы затем стать важным элементом создания положительного имиджа предприятия во всем мире. Это было дальновидное и неординарное решение, способствовавшее широкой известности компании как игрока на автомобильных рынках всех континентов. По сути, страны третьего мира – а это основные потребители «КАМАЗа» в дальнем зарубежье – узнали о российском автозаводе, Набережных Челнах и Республике Татарстан именно благодаря успехам команды «КАМАЗ-мастер». Не будет преувеличением и утверждение: камазовские спортсмены на своих гоночных болидах проторили широкую дорогу бизнесменам и коммерсантам компании в Африку, арабские страны и Южную Америку.

Ambox: То есть можно сказать, что каждое выступление команды «КАМАЗ-мастер» – это своеобразная рекламная акция?

– В какой-то степени это так. Команда была создана для того, чтобы продвигать имидж нашего завода. Понятно, что чем выше авторитет предприятия, тем больше к нему интерес и тем больше продается автомобилей. Участие команды «КАМАЗ-мастер» в спортивных соревнованиях – это инструмент продвижения бренда завода и имиджа «КАМАЗа» за рубежом и у нас в стране. При этом не надо путать – «КАМАЗ-мастер» не рекламирует конкретный продукт, спортивная команда работает для имиджа завода. После каждой ее победы продажи растут. Так что деньги завод тратит на команду не зря. Наш генеральный директор Сергей Анатольевич Когогин говорит, что «летающие» грузовики команды помогают расширять рынки. Можно утверждать, что часть стоимости бренда «КАМАЗ» составляет бренд «КАМАЗ-мастер».

Ambox: Насколько сильно победы «КАМАЗ-мастер» способствуют укреплению имиджа ОАО «КАМАЗ»?

– Авторитет «КАМАЗ-мастера» в мире автоспорта, широкая известность в бизнес-кругах и вообще роль в общественной и спортивной жизни страны настолько высоки, что необходимость содержания команды и ее спонсирования «КАМАЗом» и другими партнерами уже не подвергаются никакому сомнению – ни руководством самого «КАМАЗа», ни собственниками компании, в том числе и иностранными акционерами.

«КАМАЗ-мастер» – это одно из важных связующих звеньев между спортом, бизнесом и политикой, созданное и поддерживаемое крупнейшим производителем грузовиков России. И не случайно, что в этом году на «Дакаре» дебютировала и «Астана», главная спортивная команда Казахстана, выбрав именно гоночный автомобиль КАМАЗ для своего экипажа. И казахстанцы не ошиблись, сразу же заняв восьмое место на труднейшем в мире ралли, оставив позади себя многих соперников с большим дакаровским стажем и войдя в число «дакаровских держав».

Ambox: Но ведь серийный КАМАЗ и тот грузовик, который участвует в ралли-рейдах – это разные машины!

– Я бы не стал говорить так категорично. ОАО «КАМАЗ» выпускает огромное количество моделей самого разнообразного назначения. В том числе и полноприводные машины. Среди них есть модель 4911. Она стоит немного особняком и вбирает в себя самые лучшие достижения, которые существуют сегодня в автомобильной промышленности. При всем при том, 4911 – модель серийная, ее можно свободно купить. По своим техническим характеристикам этот автомобиль не только находится на уровне лучших зарубежных образцов, но и в чем-то их превосходит. Собственно, этот автомобиль был разработан и изготовлен силами специалистов команды «КАМАЗ-мастер» специально для применения в экстремальных условиях ралли «Дакар». Если сравнивать тот спортивный грузовик, на котором гонщики еще совсем недавно выступали в международных соревнованиях, с автомобилем 4911, то он не очень-то от него отличается. Хотя разница, безусловно, есть.

Ambox: То есть технологическая связь спортивного и производственного подразделений имеется?

– Конечно, имеется! Некоммерческое партнерство «КАМАЗ-Автоспорт» – это «дочка» ОАО «КАМАЗ». Если посмотреть историю вопроса, то стоит обратить внимание, что дебютировал в автоспорте «КАМАЗ-мастер» на обыкновенных серийных полноприводных внедорожниках КАМАЗ-4310. Затем стали создаваться и спортивные модели (КАМАЗ-49250, -49251) – на базе самой совершенной в то время техники «КАМАЗа». В те годы внедорожные ралли с участием команды были ареной испытания многих новых разработок конструкторов «КАМАЗа», которые тем самым обретали опыт создания новых образцов автомобильных компонентов и накапливали научно-техническую базу для своей дальнейшей работы. Но для достижения крупных побед и выполнения основной миссии команды на международной арене этого уже было недостаточно, поскольку основные иностранные соперники выставляли на гонки технику, созданную специально для спортивной езды в экстремальных условиях.

Первый чисто спортивный грузовик КАМАЗ-49252 с преимущественно российскими компонентами (мотор от Ярославского Моторного Завода, почти все остальное – собственно камазовское с использованием отечественных комплектующих изделий) появился в 1994 году, он же через два года принес команде и первую победу на «Дакарах». В 1999-2000 годах «золото «Дакара» добывала модель КАМАЗ-49256, а в 2002 году – КАМАЗ-4911 Extreme. В 2007 году на свет появился КАМАЗ-4326 VK, который остается на вооружении и сегодня. В качестве машин технической помощи и других автомобилей сопровождения (например, для установки релаксационного комплекса) используются и другие модели КАМАЗов.

Безусловно, заводские конструкторы присматриваются к тому, что внедряется на спортивных автомобилях. Однако нужно понимать, что не все со спортивного авто годится в серию. По разным причинам: или по специфике конструкции, или по цене. В серийном и массовом производстве свои законы. «КАМАЗ» занимает ту нишу, которая нужна его покупателям. Рост надежности, качества, дизайна ведет к неизбежному повышению стоимости, а это приводит к оттоку покупателей. Так что внедрение дорогих инноваций в массовое производство не всегда оправдано.

 

 

Сто лет назад гонки на легковых автомобилях вызывали большой интерес у публики. На этой волне многие автомобильные компании смогли сделать себе имя и занять устойчивые позиции на рынке. Достаточно, к примеру, произнести названия таких марок, как Mercedes или Ferrari – сразу возникают вполне конкретные ассоциации. Относительно недавно организаторы от автоспорта выяснили, что скоростные состязания многотонных грузовиков способны обеспечить зрителям не менее сильные эмоции, чем гонки болидов Формулы 1, и, соответственно, привлечь много, очень много болельщиков со всего мира. И ряд производителей такой техники, осознав, какие перспективы открывает участие в подобных мероприятиях, решили воспользоваться представившимся шансом. Каким будет конечный результат, в значительной степени зависит от самих участников гонок. Во всяком случае, команда «КАМАЗ-мастер» внушает уважение серьезностью подхода, который выливается в стабильные результаты на трассах. А они, как отмечает руководство ОАО «КАМАЗ», сказываются и на продажах серийной продукции. Покупатель, завороженный магией побед команды «КАМАЗ-мастер», делает выбор в пользу грузовиков из Набережных Челнов. А это дорогого стоит.


Вопросы задавал: Эдуард Романенко