3 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Владимир Чагин. Царь пустыни

На устах западноевропейской публики он – Царь пустыни - именно такое у него на Дакаре прозвище. Владимир Чагин – вот уже десять лет на вершине славы. Но все еще не звезда, страдающая одноименной болезнью. И, скорее всего, ей никогда и не станет. 1988 год стал судьбоносным для будущего неоднократного чемпиона Дакара Владимира Чагина. Тогда его, подающего надежды слесаря-инструментальщика II разряда одного из подразделений Камского автозавода и начинающего гонщика, пригласили в отдел специализированной техники Научного-технического центра КамАЗа на должность инженера-конструктора.

В первых международных ралли-марафонах он участвует как механик, но очень хочет сесть за руль спортивной машины. Звездного часа пришлось ждать годы, однако дебют получился громким: ранее никому не известный гонщик становится победителем «Мастер-Ралли Париж-Ульяновск-Улан-Батор» – самой протяженной гонки мира.

!Это интересно! …Несколько лет назад… Плутающий в бесконечном море песков и среди нагромождения дюн скоростной участок ралли «Париж-Дакар» в Западной Сахаре. Банда боевиков, проникшая в район для захвата лидеров спортивного каравана, устраивает засаду. Несколько джипов и легковых автомобилей, пробиваясь сквозь огневой заслон, получают пулевые пробоины. Связка грузовиков – «КамАЗы» и «Татры» – попадают в центр ловушки. Под автоматами боевиков вынужден остановиться чешский автомобиль. Экипаж ограблен и оставлен в песках. Автомобиль – в руках бандитов. На очереди – российский «КамАЗ» в составе пилота В. Чагина, штурмана и руководителя команды «КамАЗ-Мастер» С. Якубова, механика С. Савостина. «Камазовский» пилот в самый критический момент, искусно маневрируя под носом опешивших вооруженных автоматами бандитов, прикрываясь шлейфом песка и пыли, выводит грузовик в безопасное место.

Вскоре золотое трио Чагин-Якубов-Савостин станет для команды «КамАЗ-Мастер» символом победы. А Владимир Чагин – самым молодым пилотом и чемпионом за всю историю ралли-марафонов. Владимир Чагин, в быту начальник бюро организации процессов производства департамента специализированной техники НТЦ ОАО «КамАЗ», принимает самое непосредственное участие в этом процессе – от проектирования до сборки. Сейчас Владимир после аварии на последнем ралли проходит реабилитацию в центре доктора Бубновского. Костыли были выкинуты еще при первом осмотре, лечение проходит через боль. Интервью Владимир давал в «полевых условиях», во время сеанса кинезитерапии, выдержать который может только очень мужественный человек. Мы хотели понять, пилот и гонщик – это профессия или призвание…

AG: Володя, когда у вас появилась тяга к автоспорту? Что послужило толчком для занятия ралли?
– В 6 лет я в первый раз сел за руль, когда отец посадил меня на колени. А в семь лет уже сам мог ездить на машине, нажимая на педали. Наверное, именно с той поры у меня и появилась тяга к автомобилям и автоспорту. А в 1988 году меня пригласил в команду Семен Семенович Якубов, в то время это была еще не команда «КамАЗ-Мастер», а группа единомышленников, которая мечтала поехать на ралли Дакар.
AG: Вы – состоявшийся гонщик-профессионал. Тем не менее у себя на предприятии вы начальник бюро организации процессов производства департамента специализированной техники. Кем вы себя ощущаете на самом деле?
– 350 дней в году я являюсь рядовым работником КамАЗа, а 15 дней я сумасшедший участник Дакара. Но все 350 дней живу ради этих 15.

AG: Почему вы выбрали именно ралли грузовиков?
– Все произошло достаточно естественно. Если бы в Набережных Челнах был завод по производству комбайнов, я бы был участником гонки на комбайнах. Так что получается – не я выбирал. А предложений из других видов автоспорта не было.
AG: Вы участвуете в ралли Дакар с 1990 года. Чем отличается сегодняшний Дакар от того, что было шестнадцать лет назад?
– Дух гонки и сейчас остался прежний, дакаровский, а вот техническое оснащение ушло далеко вперед. Навигационное оборудование в корне отличается от того, что было раньше, значительно выросли скорости и, конечно, возросла конкуренция.

AG: Как меняется человек, участвуя в ралли?
–Человек, который хоть раз принял участие в Дакаре, начинает по-другому относиться к жизни, я бы даже сказал, ценить ее иначе. По насыщенности событий, по скорости изменения различных ситуаций один день в Дакаре я бы приравнял к месяцу обычной жизни.
AG: Как вы готовитесь к гонке? Что для вас важнее – собственный настрой, техника, знание трассы или что-то другое?
– Специально к гонкам я не готовлюсь, так получается, что время само нас готовит к ним. Конечно, для того чтобы поехать в ралли, а тем более на Дакар, очень важно поддерживать себя в физической форме, поэтому в течение года я занимаюсь в тренажерном зале по специальной методике врача команды Сергея Михайловича Бубновского. А еще очень важно в подготовке к предстоящей гонке – это собственный настрой. На мой взгляд, правильный настрой – это половина успеха. Остальные 50 процентов – это правильно подготовленный автомобиль. А вот знать трассу в ралли-рейдах нет необходимости, там уже все идет с листа.

!
Это интересно! …Извилистая дорога в милитаризированной зоне, ограниченная грудами камней и песка. Шаг влево, шаг вправо – все чревато последствиями. Впереди «КамАЗа» – пара джипов из числа аутсайдеров. Экипаж «КамАЗа», управляя машиной практически вслепую, подъезжает к месту, где по «легенде» значится крутой поворот. Но где он конкретно, определить невозможно. И тут происходит жесткое столкновение с одной из искусственных «гор» по обочинам дороги. Машина, как на трамплине, подскакивает вверх и переворачивается несколько раз…
Машина опустилась на левый борт – основной удар пришелся на левую, водительскую часть кабины, ее просто сплющило, но удачно сконструированный каркас и ремни безопасности спасли экипаж от неизбежной, казалось, гибели…
Штурман и руководитель команды Семен Семенович Якубов, сидящий между пилотом и механиком, единственный не потерял сознания. Посмотрел вниз, на Чагина: лицо Володи бледно, как полотно, ноги зажаты, сам он не подает признаков жизни. Вот пришел в себя Сергей Савостин, механик экипажа. Со стоном от нестерпимой боли в пояснице. У него, как выяснилось позже, перелом позвоночника. И тут у Чагина зашевелились веки…

AG: За рулем личного автомобиля вы ощущаете себя гонщиком?
– Нет, за рулем своей «Тойоты Ленд Крузер 100» гонщиком я себя не ощущаю. Езжу крайне спокойно, скорость превышаю только в случае редкой необходимости, не хочу давать повод меня лишний раз останавливать. Возможно, потому что скоростей мне хватает во время гонок. Конечно, в жизни все бывает, и работники ГИББД меня изредка все-таки останавливают. Примерно один раз в три месяца. И в этом случае устное предупреждение для меня даже более действенно, чем материальное.
AG: Как семья относится к вашему увлечению ралли?
– К моей работе и увлечению гонками семья относится положительно. Конечно, им приходится терпеть мои частые и длительные отсутствия, но они привыкли, переживают и, главное, всегда поддерживают меня. Год моей свадьбы совпал с годом основания команды. В этом году 19 лет моей семейной жизни. Мой младший сын Игорь начал приобщаться к моему увлечению ралли тоже достаточно рано – в 8 месяцев на маленькой электрической машинке стал ездить по квартире – тогда он еще не ходил, и это было ему проще. И в три года сел за руль картинга с бензиновым мотором. Надеюсь, он не оставит это увлечение.

AG: Кем бы вы стали, если бы не удалось стать гонщиком?
– Не знаю, я даже представить не могу себе другую жизнь, возможно, тогда я бы просто не родился.
AG: Каковы ваши пожелания читателям журнала AG – жителям Приморского края?
– Всем читателям журнала я хочу пожелать сначала традиционных счастья и здоровья. А вот тем, кто любит погонять на своих автомобилях по дорогам общего пользования, я бы хотел сказать, что если хочется слить адреналин, то лучше это делать на закрытых трассах. Болельщиков же нашей команды я бы хотел поблагодарить за поддержку, ведь там, на ралли Дакар, мы ее всегда чувствуем. Спасибо вам!