28 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Евгений Радченко. Тест на усидчивость

Сохранить традиции спортивного автомоделирования, передать свои знания следующему поколению и, главное, научить юных пацанов инженерному творчеству – такие задачи ставит перед собой Евгений Радченко, педагог дополнительного образования, председатель Федерации автомодельного спорта Приморского края, который работает с детьми в Лаборатории автомоделирования Детско-юношеского центра Приморского края (в прошлом краевая станция «Юный техник»). 

Справка AG
Автомодельный спорт – это вид технического спорта, в который включены создание моделей автомобилей и их ходовые испытания на различного вида трассах. Автомоделизм как спорт зародился в 1940-х годах в Европе, в 1956 году в СССР появилась первая Центральная лаборатория автомоделизма, а первые соревнования в нашей стране прошли в мае 1957 года. На них присутствовали автомоделисты из Москвы, Риги, Харькова и Ленинграда. С осени 1957 года стали проходить ежегодные Всесоюзные соревнования по автомодельному спорту, с 1963 года автомодельный спорт включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В рамках этого вида спорта различают несколько типов моделей: с двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем, резиновым двигателем и управляемые по радио. Модели с двигателем внутреннего сгорания делят на группы: гоночные, с воздушным винтом и модели-копии – уменьшенные копии серийных машин.


-(3).JPG



AG: Евгений, чем занимается ваша лаборатория?
– В нашей лаборатории ребята проходят полный курс создания модели автомобиля: от разработки инженерной конструкции, чертежей и заканчивая непосредственным изготовлением каждой детали и сборки авто. Это настоящие машины в миниатюре, модели (в зависимости от класса) имеют даже двигатель внутреннего сгорания. И каждая модель уникальна, штучный товар.

Интересный факт 
Первой автомоделью считается прообраз автоповозки, которую в 1786 году создал молодой английский инженер Уильям Мердок. Его модель была высотой около полуметра, под ее паровым котлом зажигалась спиртовка. Модель могла самостоятельно двигаться, но никак не управлялась.

AG: То есть модели вы делаете не по определенному шаблону?
– На мой взгляд, очень важно научить мальчишку техническому творчеству, а не просто дать ему гайку и винт, чтобы он накрутил одно на другое. Ребята сами придумывают себе модель, сами устанавливают требования к своим работам (конечно, с учетом существующих требований в автомодельном спорте). Да, у меня есть опыт и я многое подсказываю ребятам. Но у ученика может быть свое решение, и я даю ему возможность реализовать его.


-(1).JPG



AG: А бывают интересные решения?
– Да, бывают. Я, конечно, советую то, что сделал бы сам. Но потом смотрю на работу ученика и понимаю, что так, как сделал он, проще. И радует, что парнишка сам думает, самостоятельно создает какие-то элементы конструкции, осваивает оборудование (кроме ручных слесарных инструментов, мы пользуемся станками, старшим ребятам, создающим собственные двигатели, показываю программно управляемые станки высокой точности). Я думаю, очень важно научить ребят самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

AG: Расскажите, почему вы занимаетесь этими детьми?
– Есть человек, являющийся в буквальном смысле слова отцом автомодельного спорта нашего края – Виктор Пантелеевич Белоусов. Он создал первый кружок юного техника, будучи учителем черчения и рисования в обычной средней школе, еще до того, как автомодельный спорт был признан видом спорта в СССР. Виктор Пантелеевич – учитель многих спортсменов-автомоделистов нашего города, в том числе и мой. В прошлом году он ушел на пенсию в возрасте 75 лет. Оказалось, что продолжить его дело, принять на себя ответственность за этих детишек некому. И я согласился, потому что не хочу, чтобы эти традиции прервались.

-(2).jpg


AG: Сколько детей у вас занимается?
– Сейчас в лабораторию ходит 15 ребят в возрасте от десяти лет и старше. Есть у нас один мальчишка – ученик второго класса – его привела мама. Думал, в силу юного возраста не удержится, но я ошибся – парнишка прижился и работает над своей моделью.
AG: Какие они – будущие автоконструкторы?
– Для автомоделирования очень важна усидчивость. У меня существует тест: приходят пацаны, я выдаю им бумажную развертку, из которой нужно вырезать и склеить модель. Черед два дня вот такого ковыряния с ножницами часть ребят уходит, потому что большинству нужно получить результат сразу. А узнав, что на одну модель в среднем нужно потратить полгода, отсеивается еще часть. Мол, я скажу маме, она мне купит машину сразу, чего на нее столько времени тратить. Есть ребята, которые приходят с позицией, что я все умею, дайте, сейчас я все сам сделаю. Даю. Делает, но, конечно, криво-косо. Есть ребята, которые разворачиваются после этого и уходят, есть – которые признают, что им еще есть чему поучиться, с такими работаем дальше. Кстати, все наши ученики по окончании школы поступают в университеты на технические специальности. В гуманитарии от нас не уходят.

-(5).jpg

AG: В городе регулярно проходят соревнования, организована Федерация автомодельного спорта. Можно сказать, что это направление возрождается? 
– Я бы не сказал, что возрождается. Наоборот, четко ощущаю, как его душат, потому что не дают подготавливать будущее поколение спортсменов. В нашем центре только два класса, где ребятам преподают техническое творчество – наша лаборатория и Лаборатория авиамоделирования. Но в скором времени все дошкольное образование хотят перевести на автономное финансирование, и если мы не найдем средства для оплаты аренды, света и тепла, то нам просто негде будет собирать ребят. Наши дети занимаются бесплатно, но родителям приходится делить с нами финансовые расходы, а они порой немалы (стоимость двигателя может составлять 5-7 тысяч рублей, – прим. ред.). Вот сейчас мы пытаемся найти средства, чтобы отправить команду из четырех человек на российские соревнования, на которых мы не были уже 20 лет! А ведь когда-то приморские спортсмены ставили мировые рекорды! Нам нужно 100 тысяч рублей, но таких средств у центра нет, у родителей тоже, так как мальчишки, которые занимаются у нас, из обычных семей, некоторые из неполных. Но даже если нам дадут вагон денег, все проблемы это не решит. Чтобы развивать автомоделизм, нужно работать комплексно с системой образования, нужно заинтересовывать детей, потому что из-под палки результат работы будет нулевой. В общем, без поддержки нам никак.
AG: Тем более дело-то стоящее…
– Конечно, стоящее. Ребята тут меняются, меняются их ценности. Они уже не такие, как их сверстники, для большинства которых основной принцип жизни «оттянись по полной» и «получи быстро». Они ощущают разницу между моделью, купленной в магазине, и моделью, созданной своими руками. К первой ребенок быстро теряет интерес. А когда он в течение полугода работает, пилит, режет, паяет, склеивает и создает в итоге что-то свое, то к этому совершенно иное отношение. Эту модель не бросают, постоянно протирают, в тряпочку заворачивают. Потому что это его ребенок, его творение.

-(4).jpg

Справка AG
Типы автомоделей
Радиоуправляемые автомодели – управляются человеком при помощи аппаратуры управления. Такие модели получили широкое распространение благодаря реализму езды, ощущению настоящего автомобиля. Радиоуправляемые модели различаются по типу двигателя (ДВС или электромотор) и по масштабу.
Кордовые модели движутся по специальному треку – кордодрому. Это бетонная беговая дорожка, приблизительно 20 метров в диаметре, огражденная по периметру высокими бордюрами и сетчатыми заборами. Корд – стальная нить от 0,5 до 2 мм толщиной, с одного конца закрепляется на модели карабином, с другого крепится к центральному кордовому устройству – вертикальному стержню, на котором установлена вращающаяся планка на подшипнике. Пилот разгоняет свою модель вращением корда, а когда набирает достаточную скорость, то запрыгивает на площадку над вращающейся планкой, и начинается хронометрирование. Модель должна пройти свою дистанцию с наименьшим временем. Стандартные дистанции – 500 м для моделей с ДВС, 25 м для резиномоторных, 250 м для электрических моделей. Могут проводиться марафонские гонки длиной 5-10 км. На заре советского кордового автомоделизма (1950-е) модели ездили со скоростями 30-40, максимум 50 км/ч, но уже в 1970-х была превышена планка в 300 км/ч.
Трассовые модели (слоткары) – небольшие модели для соревнований на специальных закрытых трассах небольшого размера. Слоткар не поворачивает сам, а следует канавке на поверхности трека либо имеет выступающие за кузов колесики, которыми отталкивается от направляющих стенок.