28 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Критические дни

Много лет наблюдая за автомобильным движением во Владивостоке и участвуя в этом самом движении, я выявил ряд закономерностей, которые рано или поздно открывают для себя, наверное, все более или менее внимательные водители. Ну, например, в каких местах с завидной регулярностью (каждый год) появляется глубокая яма либо первым же тайфуном срывает асфальт, несмотря на постоянные дорожные ремонты и даже смену мэров. Где быстрее ехать в правом ряду, а где в левом. Где сильнее писаных правил оказываются неписаные, которым, к сожалению, не учат в автошколах. Как следует вести себя владивостокскому водителю, впервые попавшему в Уссурийск, и наоборот.

В се эти маленькие локальные нюансы легко находят более или менее рациональное объяснение. Но иногда приходится сталкиваться с явлениями, такого объяснения не имеющими вовсе. По крайней мере, лежащего на поверхности.
Взять феномен владивостокских пробок, становящихся все плотнее и качественнее вопреки отчаянным действиям городских властей (а порой благодаря им).

Ежедневную пульсацию городского организма, напоминающую дыхание гигантского спрута (вдох – и десятки тысяч автомобилей устремляются по утрам многокилометровыми щупальцами из пригорода, со Второй Речки, с Чуркина в центр; выдох – и эти же потоки, моргая поворотниками и краснея стоп-сигналами, едут обратно в спальные периферии), можно по крайней мере учитывать. И стараться, если на то нет особой нужды, не соваться в центр в утренний час пик или на Вторую Речку – в вечерний (правда, при нынешней запредельной централизации города и зомбической стандартизированности рабочего дня у огромного количества горожан просто нет выбора – и значительная часть их неповторимой жизни теряется в пробках). С ДТП – тоже все понятно: форс-мажорный фактор никто не отменял, авария способна вызвать локальный временный коллапс в любом месте и в любое время. У дорожно-транспортных демонов есть излюбленные места – «малый тещин язык» на подъеме с Корабельной набережной на Светланскую, где раскорячиваются контейнеровозы, становясь похожими на выброшенных на берег китов; выезд из-под путепровода к стадиону «Строитель»; кольцо на 3-й Рабочей… Таких излюбленных бомбами воронок в городе – десятки, но от происшествия не застрахован ни один квадратный метр полотна.
дтп.jpg

Однако есть явление почти непостижимое – стихийная владивостокская пробка. Нормальное движение вдруг начинает замедляться, как сибирская река перед ледоставом, и потом практически замирает. Преодолев затор и наконец нажав на газ, начинаешь искать причину тромба – и не находишь, вынужденно приходя к мысли о том, что пробка образовалась сама по себе, как, говорят, случаются самовозгорания.
Другое явление, которому я не могу подобрать исчерпывающего объяснения, – аварийные дни. Обилие аварий в гололед, снегопад или проливной дождь вполне понятно: скользкая дорога, плохая видимость, физическая неготовность покрышек и моральная – водителей. Но бывают странные аварийные дни при сухом асфальте и ярком солнце. Выезжая на дорогу со стоянки или из гаража, ты вскоре замечаешь первую пару бедолаг, с обманчивой веселостью мигающих оранжевыми огоньками. И уже знаешь: вскоре попадутся другие. И действительно, через километр-другой городских дорог натыкаешься на вторую аварию. Потом – на третью и четвертую. Я замечал эту закономерность десятки раз. В безаварийные дни можно не увидеть ни одного ДТП, но, если увидел одно, жди другого – они словно притягивают друг друга.
Если не погружаться в мистику, можно объяснить аварийные дни, например, влиянием магнитных бурь, воздействием скачков солнечного излучения на самочувствие и эмоциональное состояние людей. Хорошо бы этим вопросом заняться специалистам. Если врачи и метеорологи подтвердят, что бывают дни повышенной аварийности в силу неких объективных причин, то радиостанции соответствующим образом скорректируют свои прогнозы погодно-дорожной обстановки и будут предупреждать автомобилистов об опасности заранее. А Госавтоинспекция разнообразит свои благие, но такие наивно-беспомощные просьбы «без необходимости не выбираться на дорогу», когда хлещет тайфун или идет снег. Дождь и снег и так очевидны – стоит только выглянуть из окна. Дни внешне беспричинной аварийности – явление куда более загадочное и интересное.