26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Курганы благих намерений

Каких-то три года назад владивостокцев радовали новостями о закупке городской администрацией новых автобусов марки «КАвЗ-4239» (производство Курганского автозавода). Возрождение муниципального транспорта называлось единственной мерой, которая позволит обуздать злокозненных частных перевозчиков, не соблюдающих расписание и допускающих к баранке не говорящих по-русски (а то и не имеющих российских шоферских прав) водителей. Выбор уральской марки должен был демонстрировать лояльность по отношению к отечественному автопрому. Наши чиновники – от городских до кремлевских – передвигаться на отечественных авто упорно не желают; но для пассажиров, решили они, будет само то (тут можно вспомнить унизительное, но, кажется, уже уходящее из обихода – и слава богу – словечко «лоховоз» в значении «автобус»).

Знатоки, правда, уже тогда говорили, что отечественного в курганских автобусах – разве что название: собираются они, оказывается, на китайском шасси марки FAW, а дизель – немецкий.

Как бы то ни было, «КАвЗы» тогда усиленно расхваливали: новые (в отличие от добротных, но подержанных «корейцев», привычных Владивостоку), современные, низкопольные… Кто спорит – обновление автобусного парка можно только приветствовать.

Когда приобретенные за бюджетные средства три десятка «курганцев» заколесили по владивостокским дорогам, восторги как-то поутихли. А весной этого года стало известно, что первые четыре «КАвЗа», пришедшие в город в начале 2010 года, тихо скончались своей смертью и были утилизированы – скромно, без особых почестей. Их решено использовать как доноров – пустить на «органы» для других «КАвЗов», которые еще живы. В транспортно-административных кругах говорят: именно печальный опыт «уральцев» привел к тому, что впредь полк муниципальных автобусов стал пополняться симпатичными немецкими MAN’ами. Хочется надеяться, что эти автобусы, опровергая старую поговорку «что русскому хорошо, то немцу – смерть», прослужат дольше, с честью пройдя тест-драйв в условиях, приближенных к боевым (хотя отечественная история знает и печальные для немецкой техники примеры – например Сталинград).

Транспортная германофилия на этом не закончилась. В середине мая мэрия отрапортовала о запуске новых автобусных маршрутов на остров Русский, на которые выйдут муниципальные «Фольксвагены». Оказывается, уже в 2013 году муниципальный парк пополнится целой сотней автобусов средней вместимости (вроде «ГАЗелей») Volkswagen Crafter. Спору нет, немецкое качество есть немецкое качество. Но судьба «народных вагончиков» вызывает серьезное беспокойство: асфальт на Русском проложен пока только от моста и канала до района мыса Вятлина. А дальше к Подножью и до Рынды придется трястись по старой грунтовке – добрых два десятка километров. На пароме было и быстрее, и комфортнее, но с паромами в нашем морском городе в мае случился очередной «ахтунг»: «Мортранс» забастовал, ссылаясь на разбитые пирсы и на наличие финансовых претензий к городской администрации.

Налицо парадокс: с российскими дорогами лучше всего справляются иностранные автомобили. Именно эта реалия (вкупе с рядом других) в свое время повлияла на тотальную «японизацию» Владивостока. При всем своем неравнодушии к «япономаркам» не могу сказать, что меня радует эта ситуация, – скорее напротив.

Правда, есть и обратные примеры, способные потрафить патриотически настроенным горожанам. Глава Владивостока Игорь Пушкарев объявил о возрождении в городе электротранспорта (не иначе как после выхода клипа «Мумий Тролля» на новую песню «Четвертый троллейбус», в котором снялись и сам мэр, и автор этих строк) и выпустил на линию новых рогатых красавцев вологодской марки «Авангард» – с пандусами, ГЛОНАССом и т. д. Посмотрим, насколько долговечными они окажутся.

Очевиден и рост количества «ГАЗелей» на городских маршрутах – впрочем, не уверен, что этому факту следует радоваться даже ультрапатриотам, при всем уважении к отечественным производителям. Кому «Фольксваген», а кому «газенваген»; как говорили те же немцы в несколько другой исторической ситуации – «каждому свое».