28 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

«Я свою превышу скорость…»

Инициатива по повышению потолка допустимой скорости для автомобилей в России представляется крайне интересной в связи как минимум с двумя обстоятельствами.

Во-первых, это редчайшая в наше завертикаленное время идея, направленная не на ужесточение чего бы то ни было, а, напротив, на послабление; не запрещающая, а разрешающая.

Во-вторых, исходит она не от неких окопавшихся в Госдуме или правительстве либералов и тем более не от так называемой общественности, а от самого российского МВД – организации строгой и по определению «полицейской», которой, казалось бы, логичнее выступать с запретительными идеями (что министерство обычно и делает).

МВД, напомним, предложило увеличить допустимую скорость на автомагистралях с нынешних 110 до 130 км/ч. Автомагистрали – это не все дороги, а только самые лучшие, снабженные соответствующим знаком и считающиеся более безопасными по сравнению с обычными; нечто вроде знаменитых немецких автобанов. Поэтому на российских магистралях уже сегодня можно разгоняться не до 90, как на рядовых загородных трассах даже отменного (бывает и такое) качества, а до 110.

Инициатива выглядит непривычно здравой. В самом деле, современный автомобиль по своим динамическим характеристикам и параметрам активной/пассивной безопасности давно превзошел те допотопные машины, при которых в нашей стране разрабатывались привычные нормы: 60 км/ч в городе, 90 – за городом. Слава богу, и дороги (не везде, но все же…) постепенно начинают походить на цивилизованные: снабжаются высокими отбойниками вдоль разделительных линий, исключающими самые страшные – лобовые – столкновения, шумозащитными экранами и т. д.

Сразу оговорюсь: я не поклонник стритрейсинга и, безусловно, на первое место ставлю безопасность человека в машине и вне ее, а не скорость; но дело в том, что жизнь не стоит на месте. Сама эта жизнь давно внесла свои хотя и неписаные, но веские коррективы. И в городах, если трафик и дорога позволяют, никто уже не соблюдает положенные 60, и тем более за городом – смешные 90; поэтому тот, кто утверждает, что соблюдает ПДД всегда, лукавит. Но действующие нормы, как водится, консервативны: они по определению отстают от реальности и в сторону большей свободы меняются крайне тяжело (вот в сторону большей несвободы – это запросто).

Удивительно прогрессивное предложение МВД, как и положено, заставило недоверчивую общественность заподозрить подвох. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский назвал эту инициативу «дымовой завесой». Мол, под прикрытием либерализации то же самое МВД совместно с Госдумой замыслили очередное наступление на конституционные права автомобилистов: от введения миллионных штрафов за нарушения ПДД и пожизненного лишения прав чуть ли не «за просто так» до переэкзаменовки при обмене водительского удостоверения (сейчас автомобилист пока еще сдает экзамен один раз в жизни – при первичном получении прав). И тогда, при настолько закрученных колесных гайках, гонять со 130-километровой скоростью очень скоро станет некому (что, кстати, решит и проблему пробок, раз уж по-иному не выходит). Да и новые средства контроля той же скорости, уже применяемые на наших дорогах, напоминают кошмарные предвидения Оруэлла.

Не факт, впрочем, что скоростной потолок вообще поднимут. Не сильно удивлюсь, если вместо этого его, напротив, опустят (высказывались и такие предложения – например, снизить внутригородскую скорость до 50 км/ч, тем более что перманентные пробки все равно не позволяют толком разогнаться). Другая версия – 130-километровый лимит введут, но только на платных дорогах…

Пока можно расслабиться. Приморью, скорее всего, легальная 130-километровая езда в любом случае не светит (или не грозит): ни одной автомагистрали в крае нет. И не факт, что они когда-либо появятся, учитывая сверхосторожную политику местных властей в этой области. В итоге даже на действительно прекрасных (если не принимать во внимание парочку осыпей) дорогах и мостах, построенных во Владивостоке и его пригородах к саммиту АТЭС, скорость ограничена чаще всего даже не 90-, а 60-километровой отметкой.