2 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Опасный левый поворот

К годовщине пребывания на посту губернатора Приморья Владимир Миклушевский подошел довольно оригинально: выдвинул в Москве инициативу о премии, которой бы награждались добровольцы, согласившиеся пересесть с праворульного автомобиля на леворульный. «Человек сдает праворульный автомобиль, получает «утилизационную премию» и вполне может купить (леворульный) автомобиль, тот же «Тойота Прадо», который сейчас начал производить «Соллерс», – привело слова губернатора РИА «Новости».

Пресс-служба губернатора пошла еще дальше, черным по белому сообщив: «Владимир Миклушевский предложил президенту России Владимиру Путину пересадить всех россиян на новые японские автомобили приморской сборки (курсив здесь и дальше авторский, – В. А.)… Глава региона подчеркнул, что такие меры позволят россиянам избавиться от подержанных машин, которые не соответствуют современным стандартам, и поддержать производство новых современных японских автомобилей во Владивостоке».

Одно из качеств по-настоящему великих текстов заключается в том, что каждую их строчку можно комментировать бесконечно, выискивая все новые смыслы, в том числе такие, о которых автор даже не подозревал. В данном случае, похоже, мы имеем дело именно с таким бездонным шедевром устной и письменной словесности.

Можно, во-первых, оптимистично порассуждать о том, что новый губернатор – впервые за четвертьвековую историю правого руля в России – предлагает перейти от политики кнута к политике пряника, даже если с точки зрения ярых приморских патриотов «утилизационная премия» напоминает 30 сребреников. То есть в рамках общей гуманизации человеческого общества, если она вообще есть, Приморье переходит к «вегетарианским» временам.

Можно, сдвинув брови, потрясать андроповским афоризмом о том, что «мы не знаем страны, в которой живем», и заодно марии-антуанеттовским – «если нет хлеба, пусть едят пирожные». Потому что если сравнить средний доход приморца (даже «серый») и «средний чек» с «Зеленого угла» со стоимостью леворукого Prado из салона, то придется упрекнуть губернатора в незнании местных социально-экономических реалий. У массового приморца на новый «прадик» денег нет – а у кого есть, тому и премия, по-моему, не сильно принципиальна.

Это даже если оставить за рамками разговора объемы выпуска владивостокских «японок». А ведь губернатор предложил пересадить на них всех россиян – от Калининграда до Анадыря.

Налицо, кроме того, некоторая риторическая непоследовательность. Едва став в марте 2012 года врио губернатора, Миклушевский заявляет: «Не вижу причин для того, чтобы эта проблема вообще обсуждалась… На них (на праворульных машинах, – В. А.) ездит достаточно большое количество населения и должно продолжать ездить. Я эту позицию полностью разделяю». И вот – сам поднимает «эту проблему». То ли взгляды успели поменяться, то ли, как писал Кормильцев, «одни слова для кухонь, другие для улиц» (читай: одни для Приморья, другие для Москвы).

Есть и юридический момент: как обосновать бюджетные траты на деправорулизацию Приморья, если де-юре правый руль сегодня никак не ущемлен в правах. И не получим ли мы очередной сомнительной вертикальности лозунг вроде «Хватит кормить Приморье»? Если уж доплачивать – то всем. Или лучше вообще лишние деньги, если они в стране есть, пустить на модернизацию собственного автопрома, чтобы наши машины стали лучше и дешевле (тут, правда, нам скажут, что «это мы уже проходили»).

Заявление губернатора можно рассматривать и в широком регионально-культурологическом контексте. Надо признать, что за неполный год губернаторства (которому предшествовали полтора года ректорства в ДВФУ) Миклушевский неплохо усвоил основные ценности современного приморца, к которым относится и любовь к правому рулю, пусть даже этот самый приморец все охотнее пересаживается за левый. Правый руль у нас – примерно как «северные территории» (по-нашему, Южные Курилы) у японских руководителей. Что бы ты ни думал на самом деле о проблеме, реальной или виртуальной, ты обязан регулярно теребить сакральный вопрос, демонстрируя неувядающую в нем заинтересованность: о возвращении территорий (в Японии), о правом руле (в Приморье).

У нас ведь в крае нет проблем важнее.

Таков устав местного монастыря. Иначе тебя не поймут.