26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Мой маленький флот. Какие бывают катера и гидроциклы.

Каждому своё
Отдых возле моря имеет особенности. В перечень самого необходимого входит, конечно же, бутылка пива, набор для гриля и панамка. Но важнее все же другое – возможность окунуться с головой в несравнимые ощущения, которые может дарить только морской воздух, морская вода и… морские средства передвижения. Благодаря, собственно, чему мы имеем возможность вернуться в стихию, из которой сравнительно недавно вышли. Каким образом – каждый решает сам. Благо цивилизация за века своего существования придумала немало способов это сделать. Выбор тут просто неприлично огромный – лодки, катера, яхты, аквабайки, лыжи, «бананы» и еще черт знает что!

Как известно, 70 процентов поверхности планеты покрыты водой. И только остроумие древних географов заставило назвать ее Землей, а не, скажем, Океаном. Немудрено, что все годы своего существования люди старались приспособиться, освоить некогда родную, но теперь такую чужую и даже опасную стихию. История не сохранила имя изобретателя первого плавсредства – пращура, что, столкнув поваленное дерево в один из многочисленных водоемов, с удивлением обнаружил, что оно не только не тонет, но и выдерживает самого экспериментатора. С тех пор многое изменилось. Деревья стали связывать вместе, и получившиеся плоты перевозили нехитрый первобытный скарб. Первый парус позволил ускорить процесс и придал некоторую эстетическую привлекательность примитивным кораблям. С учетом пожеланий «водоплавающих», а заодно и законов судостроения первые «реальные» парусники стали значительно красивее. Что впоследствии нещадно эксплуатировали в плохих кинокартинах неблагодарные потомки. Весла, ветер, сила пара и атомного ядра последовательно, но неумолимо продвигали человечество вперед. И довели… Ныне количество того, на чем можно удержаться на воде, едва ли поддается исчислению. Но если не замахиваться на что-то запретное или труднодостижимое (авианосец, подводная лодка, новая яхта Абрамовича), то на оставшемся можно очень неплохо отдохнуть. А заодно получить удовольствие, зарядиться энергией и даже «хапнуть» адреналина. Единственного, пожалуй, легального наркотика. С которого «слезть» еще никому не удавалось.

Centre ConsoleМы на лодочке катались…
Самый доступный способ, конечно же, сам человек. Каждый из нас может просто войти в водную стихию и, как говаривали древние, «омыть чресла». Приятно, полезно, недорого. Но! Быстро надоедает, нередко утомляет, а зачастую и просто не привлекает. Плот и лодка стоят на втором месте по доступности и цене. Правда, современные лодки напоминают своих предшественниц лишь формой. Материалы, что используются при их изготовлении, знакомы далеко не каждому даже современному человеку. Конструкции стеклопластиковых лодок повторяют контуры деревянных аналогов, но делают их легче (в том числе и в управлении), прочнее и не позволяют гнить. Большинство лодок предполагает использование подвесного мотора. Учитывая несерьезный вес «посудины», что бы разогнать ее, зачастую достаточно «движка» на какие-нибудь пять «лошадок».

Но не одним стеклопластиком жив человек. Крайне популяры также лодки резиновые, они же надувные. Знакомство с ними у большинства начинается с детства, с первого надувного матрасика. Ясно, что современные плавсредства рыбаков и охотников заметно отличаются от «детских» – хотя принцип остается прежним, но меняются размеры, прочность и цена. В современных надувных лодках используется материал, на синтетическую основу которого нанесено четырехслойное покрытие из поливинилхлорида с добавлением пластификатора для придания эластичности. Он обладает повышенными противоизносными свойствами и устойчив к механическим повреждениям. Более того, надувные борта состоят из двух, трех или даже пяти герметичных отсеков, гарантирующих непотопляемость в любых условиях. Добавьте сюда повышенный комфорт, достаточную устойчивость к воздействию различных химических соединений, простоту в эксплуатации, широкий модельный ряд и солидный гарантийный срок от производителя, и станет понятна их высокая привлекательность. В сезон надувные лодки таких марок, как Zodiac, Suzumar или «Фрегат» расхватываются покупателями, как горячие пирожки. Но современным «добытчикам» этого все равно не хватает. Ведь рыбалка – не увлечение, а диагноз. Потому и требования к другим типам лодок у рыбаков бывают повышенные, а порой просто сумасшедшие. Для них и предлагается целое направление – рыболовные лодки. Разделенный на типы и размеры, этот класс представляет собой огромный флот, от скромных «окуневых» лодочек до огромных 80-футовых океанских рыболовных яхт. Для простоты и ясности этот класс разделили на несколько основных типов.

Big GameBass boat – лодка для ловли американского окуня (bass). Впрочем, никто не запрещает ловить с нее и что-то не столь экзотическое. Тем более что судно сделано более чем толково – низкий борт, просторная площадка спереди, пара рыболовных кресел. Поскольку клюет не всегда возле берега, бассботы комплектуются мощными двигателями.

Centre console, dual console и walkaround – лодки для желающих половить что-нибудь посолиднее и где-нибудь подальше. За исключением последнего, такие суда не имеют каюты. Зато имеют все необходимое для комфортной и эффективной рыбалки.

Ну а для тех, у кого есть большие деньги и большое желание «поохотиться» на крупную (тунца, марлина, парусника, акул и т.п.) рыбу, и лодка должна быть большой, с соответствующим названием – Big Game. Такой «морской охотник», способный идти далеко и долго, оборудован специальными «тунцовыми вышками» и «боевыми» рыболовными креслами. Вместе с тем он предлагает комфорт, часто на уровне фешенебельных моторных яхт.

Express cruiser
Чего-нибудь поострее, пожалуйста!
Но охота, в том числе и морская, уже перестала быть способом добыть пропитание, превратившись в один из видов морского отдыха, наряду с дайвингом, водными лыжами, «бананом» и прочим в том же духе. Главным помощником в подобных развлечениях является катер. Эта группа судов тоже делится на несколько условных классов: «чисто» катера, круизеры и моторные яхты. Назначение катера (способного поднять на борт до десяти человек) – морские или речные прогулки. Двигателем выступает либо стационарный мотор, либо привычный подвесной. Самым распространенным типом в этом классе являются closed bow. Кто помнит дюралевую «казанку», тому нетрудно понять, о чем идет речь – небольшой рундук под палубой в носовой части. Bowrider – лодка с кокпитом в носовой части, а cuddy cabin – уже с маленькой каютой, если угодно, рубкой-убежищем. Совершенно очевидно, почему эти катера получили в России наибольшее распространение – наш климат, даже летом, позволяет обходиться без кондиционера.

Круизер – уже почти настоящий корабль длиной 10 метров, с настоящей каютой, камбузом и даже гальюном. Круизеры можно разделить на три основных типа.

Sedan. «Семейный крейсер» (так его еще называют) имеет традиционную компоновку с круговым остеклением рубки.

Sport cruiser предназначен для тех, кому скорость предпочтительнее вместимости. Обычно такой катер имеет однообъемный (без надстроек) корпус, в котором расположены салон, камбуз и гальюн. Палуба кокпита приподнята, под ней в средней части находится полукаюта с полноразмерной двухместной койкой.

Sedan cruiserExpress cruiser – ярко выраженный компромисс. Это катер с надстройкой, выраженной менее явно, чем у седана, но не «утопленной в палубу», как у спорткруизера.

И touring boat. Откровенно европейский тип круизера, предназначенный для дальних путешествий и потому обеспечивающий более или менее комфортные условия на борту.

Два слова о яхтах. Яхта – это любое судно для отдыха, которое не используется в коммерческих целях, вовсе не обязательно на ней должен стоять парус. Четкой границы между круизерами и моторными яхтами нет, однако моторной яхтой принято называть судно длиной свыше 33 футов (10 м). Все остальное – исходя из назначения и архитектурных особенностей.

Sport yacht – скоростные суда с мощными двигателями, созданные, как правило, для непродолжительных выходов. Корпус обычно однообъемный, с легкой полурубкой или просто жесткой крышей над кокпитом.

Pilot house – самая многочисленная группа моторных яхт. Архитектура традиционная, с развитыми надстройками.

Trawler – для тех, для кого море – сама жизнь, кто обитает на своих лодках постоянно, попутно совершая тысячемильные переходы. Отличительные признаки типа – повышенная мореходность и автономность. Внутренние помещения (каюты, салон и камбуз) рассчитаны для меньшего числа людей, но для продолжительного путешествия.

Mega (Super) Yacht – как видно из названия, нечто эксклюзивное, выходящее за рамки обыденности. Их размеры начинаются от 60 футов; а об оборудовании, убранстве и возможностях таких судов можно говорить долго и с завистью. Потому когда-нибудь позже…

HydroЛетящие по волнам
В подобном исследовании нельзя не упомянуть о любопытном феномене – гидроцикле. Причислить его к одному из вышеперечисленных типов едва ли удастся, но и обойти молчанием не получится. Мощные, скоростные и ужасно дорогие, они с каждым сезоном становятся все популярнее. Помимо обычного «покататься» на гидроциклах (они же аквабайки, скутеры, водные мотоциклы), уже проводятся мировые чемпионаты. И не только гонки на время, но и соревнования по слалому, фристайлу, а также аквафутболу. Аквабайк, по мнению многих, помогает справиться со стрессом, улучшить физическое состояние и поднять самооценку. Разделяются водные мотоциклы по способу управления и предназначению. «Стоячие» и «сидячие» – основные виды этого вида море-транспорта.

«Стоячий» аквабайк предназначен для динамичного отдыха. Как правило, на них соревнуются в таком виде водно-моторного спорта, как фристайл , чему способствует положение тела и особенности самого аквабайка. Двигатели с объемом до 785 куб.см. в состоянии разогнать такую технику до очень приличной скорости. Мастера-аквабайкеры способны продемонстрировать на своих «водниках» просто невероятные трюки. И показывают.

HydrosportА вот «сидячие» гидроциклы, как правило, имеют значительно более широкий диапазон применения. Снабженные двигателями в 1200 «кубиков», они используются и как сравнительно тихоходные «туристы», способные перевозить четверых пассажиров с грузом далеко и долго, и как бойкие «спорттуристы», уносящие максимум двоих со скоростью за сотню километров в час. Они предельно маневренны, комфортны и… дороги. Пожалуй, цена – единственное, что сдерживает желающих присоединиться к «бегущим по волнам». Фирмы, «набившие руку» на производстве водных мотоциклов, в рекламе не нуждаются. Японские гидроциклы с логотипом Kawasaki, Yamaha и Honda медленно, но верно теснят здесь законодателей «аквабайкерской» моды – американскую Polaris и создателя «летящего по волне» «канадца» Bombardier.

Эпилог, он же пролог
Такой пространный (и, увы, очень поверхностный) обзор появился на страницах AG не случайно. Удивительно, но самый морской город Дальнего Востока так и не обзавелся сколько-нибудь объективным изданием, освещающим вопросы водно-моторной тематики. При том что необходимость в такой информации давно назрела. Количество катеров, лодок, яхт и аквабайков в «крае нашенском» за последние годы увеличилось в разы. Показать все многообразие «водоплавающей» техники, особенности ее конструкции, тонкости управления и нюансы обслуживания – задача, которую ставит перед собой новая рубрика. Которая обязательно найдет своих читателей и почитателей. Ведь жить в Приморье – значит жить при море, то есть – морем.