30 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Грамотная и безопасная езда на мотоцикле. Без приключений

Открытый ветру-солнцу-дождю-пыли-камням-придуркам, не имеющий возможности поменять положение тела, отнять руку от руля и даже лишний раз повернуть голову, слышащий исключительно свист ветра и гул мотора водитель мотоцикла уязвим как никто на дороге. Но ему это нравится! При том что список опасностей приведенным перечнем не исчерпывается...

Грамотная езда на мотоцикле

Для головы и тела
Если довелось болеть, скажем, гриппом то память о недомогании, слабости, головокружении и прочих инфекционных «радостях» еще долго будет отравлять существование бывшего «гриппозника». Хотя он уже здоров, бодр и весел. Для байкера самой опасной, самой распространенной и точно самой памятной была и остается болезнь, о которой в медицинских справочниках нет ни слова. Заразиться ею нельзя, а вот приобрести очень даже просто. Называется она без латинских премудростей просто и незатейливо – асфальтовая. Симптомы тоже легко определяются – переломы костей, сотрясение мозга, значительные повреждения кожных покровов и далее в том же духе. Но самое печальное – летальный исход очень даже возможен. Как несложно догадаться, причина «асфальтовой болезни» не вирус и не холодная погода. Скорость, самонадеянность, пренебрежение безопасностью – вот составляющие этой крайне болезненной хвори. Подвержены ей не только байкеры, но и велосипедисты и поклонники мокика. Все те, кто не имеет возможности на дороге укрыться за условно-прочным корпусом автомобиля. Ясно, что при прочих равных условиях (скорости, состоянии дорожного покрытия, погоды и прочего) неаккуратный маневр соседа по транспортному потоку или выбоина в асфальте оказывают очень разное воздействие на авто и мото. Если яма, даже неглубокая, на скорости 60 км/час «обойдется» автомобилю в погнутую стойку или просто слетевший «колпак», для байкера то же самое может иметь куда как более печальные последствия. К сожалению, противопоставить дорожным неожиданностям и опасностям мотоциклист может немногое. Но отчего-то даже этим «немногим» подавляющее большинство не пользуется. Как же уберечь свою светлую голову и горячее сердце, избавив от ненужных тревог и печали родных и близких? А требуется для этого совсем немного: хорошая мотозащита, знание Правил дорожного движения и внимательность к мелочам.

«Колпак» и «черепаха»
Приходится признать: сотрудников ГИБДД у нас в стране не любят. Одно утешение – дорожную полицию не любят нигде. И кроют на всех языках мира, используя идиоматические выражения, присущие той или иной местности и нации. В этом мы едины. Но вот работу этого ведомства оцениваем по-разному. Нам, чего греха таить, есть за что попенять «гаерам»... Но есть и за что сказать спасибо. А байкеры должны сделать это в первую очередь. Дело в том, что пункт Правил дорожного движения об обязательном использовании шлема при езде на мотоцикле сотрудники ГИБДД соблюдают неукоснительно. И правильно делают. По статистике, более 50 процентов смертельных случаев с участием двухколесной техники удалось бы избежать, будь у мотоциклистов на голове шлем. И заметьте, это ни в коей мере не противоречит правилам! Даже наоборот. Но отдельные байкеры считают, что им и закон не писан, и сделаны они сами из другого материала. Более крепкого, не подверженного разрушению или деформации. Действительность этого не подтверждает. И калечатся они при падении даже больше тех, кто предпочитает перестраховаться и зря не форсить. Разумеется, от аварий и травм на дороге никто не застрахован. Но свести к минимуму последствия можно простым и понятным способом – приобрести и носить (!) мотозащиту. Стандартный набор включает в себя ряд обязательных и несколько желательных пунктов. Начнем с первых. Это, без сомнения и оговорок, шлем и «черепаха». Говорить о необходимости шлема – дурной тон. Он должен быть обязательно. И все! «Черепаха» крайне желательна. И вот почему. Сетчатая основа такой «мотоодежки» позволяет телу «дышать», а пластиковые накладки на плечах и локтях защищают эти наиболее выступающие части тела от травм в случае незапланированной встречи с землей. Но главным элементом «черепахи» (за что, собственно, ее так и назвали) является прочный пластиковый «хребет», плотно прилегающий к спине. Придется признать, что в случае тяжелого ДТП, удара или лобового столкновения «черепаха» не защитит от переломов. Но если при аварии водителя выбило из седла и он «проскользил» на спине или на боку по очень шероховатому асфальту, то у него есть шанс отделаться лишь порванной косухой, да стертыми до основания пластиковыми накладками «черепахи». Если же говорить об эстетической стороне (а куда без нее в разговоре о байкерах?!), то скрытая под курткой «черепаха» придает даже самой тщедушной фигурке необходимую ширину и брутальность.

Грамотная езда на мотоцикле

Дополнения к ПДД
Возрастающая популярность байков потребовала перестройки и системы обучения езде на них. Хотя демократичность наших законов в части возрастных рамок вызывает сомнение (16 лет – не рано ли?), к строгости, которую «гайцы» предъявляют к наличию категории «А», претензий нет. Садящийся за руль мотоцикла просто обязан иметь права, во-первых. И хотя бы минимальные знания Правил дорожного движения, во-вторых. Это в равной степени полезно и тем, кто ведет байк, и тем, кто едет рядом или навстречу. Повторимся – в случае аварии последствия для мотоциклиста неизмеримо более серьезны, чем для водителя авто. Потому ни в коем случае не следует нарушать основные положения ПДД и ряд пунктов, выведенных экспериментальным путем.

1. Не стоит ездить между рядов. Достаточно вытянутой из окна автомобиля руки, открывшейся двери, брошенной пачки сигарет, чтобы возникла острая необходимость затормозить или увернуться. И в этом случае столкновение неизбежно. И излишне говорить о езде по «встречке» – крайне вредной для здоровья привычке.

2. Следует занимать в автомобильном потоке подобающее тебе место. Помните, что «мертвая зона» названа так не случайно. В случае маневра байкер, находясь в этой зоне, подвергается смертельному риску. А значит, лучше все же пристраиваться позади автомобиля и не прижиматься к нему без особой нужды. Оставляя между бампером авто и своим передним колесом расстояние, достаточное для безопасного торможения.

3. Проверяйся каждые пять-семь секунд. Два быстрых взгляда в зеркала заднего вида дадут почти полную информацию о положении соседей на дороге. Кстати, этот совет идет еще от самых первых байкеров, вчерашних боевых летчиков. Многим из них он спас жизнь. А кто сказал, что на дороге безопаснее, чем в военном небе? Сравните статистику потерь.

4. Дальний свет на передней фаре и «дежурка» сзади сделают вас много заметнее. Значит, игнорировать ваше присутствие на дороге станет сложнее.

5. Ни в коем случае нельзя пить за рулем! Если сидящий в авто представляет опасность в основном для окружающих, то хмельной байкер — в первую очередь для себя. Если уж пришлось «поучаствовать», вызывайте лучше такси. Дешевле обойдется. Причем для всех.

Чтоб в сторону не вильнуло...
Конечно, ездить на мотоцикле не так комфортно, безопасно и престижно, как на машине. Но, наверное, в том и прелесть байка, что его выбирают не из корысти или выгоды, но по велению сердца и движению души. И терпят дискомфорт, холод и усталость, ведь чего не сделаешь ради настоящей любви?! А еще подвергаются опасности, на которую столь щедра российская дорога. И противопоставить ей можно только трезвый ум, готовность и опыт. И все будет хорошо.

Валерий ВолодарскийМнение специалиста. Валерий «Самурай» Володарский, руководитель мотоклуба «Русские самураи»:
– Дорожное движение – это перемещение человека на скоростях, не существующих для него в природе. Ускоряемся мы – ускоряется наша жизнь. Сокращается время, отведенное для своевременного анализа ситуации, принятия решения и проведения необходимых действий. Повышается скорость работы мозга и всех процессов организма. Технические и психологические аспекты, обеспечивающие безопасное вождение, можно рассматривать бесконечно долго. Также бесконечно долго их можно усваивать и осваивать за рулем автомобиля. На мотоцикле времени может просто не хватить. Цена ошибки – здоровье, и не только. Самый надежный, эффективный и быстрый способ обучения – это движение в команде опытных инструкторов. С последующим разбором полетов. Будет желание – обращайтесь! Покатаемся – поучимся! Денег не надо!
Обязательные требования для обеспечения безопасности:
- грамотная водительская подготовка – посадка, торможение, маневры, повороты, техника руления, знание ПДД и дорожных ловушек;
- защитная экипировка – шлем, перчатки, сапоги, «плечи», «локти», а также навыки безопасного падения – кувырки в стиле айкидо и тому подобное;
- всегда пребывайте в состоянии повышенного внимания и контроля. Тренируйте периферическое зрение, быстроту и четкость взгляда вдаль и по зеркалам;
- думайте за других участников движения. Просчитывайте все их возможные маневры за мгновение до того, как они произойдут;
- будьте готовы к самым невероятным ситуациям. Имейте резервный вариант движения. Ведь может оказаться за рулем больной, слепой или пьяный;
- поддерживайте хорошую физическую форму, комфортное психологическое состояние и технически исправное состояние мотоцикла;
- повышайте уровень мастерства;
- имейте позитивный настрой;
- умейте обнаружить долю своей вины в любой ситуации.
Вероятно, что, помимо опыта и мастерства, у вас есть ангел-хранитель. Он убережет вас от таких ситуаций, в которых вам не место. Время, проведенное за рулем мотоцикла, – знаменательная часть нашей жизни, наполненная ощущением необъяснимой радости, чувством свободы воли и личной исключительности. Эта техника – одна из самых динамичных, скоростных, маневренных и адреналиновых.

Спасибо тебе, мой ангел-хранитель,
Ты снова от смерти меня уберег.
Мой преданный друг,
Мой небесный спаситель,
Не раз продлевал ты
Мой жизненный срок.
А я не боялся ни чёрта, ни бога
Я понял простую житейскую суть
В бескрайней вселенной
Кружится дорога
А в ней предначертан
Мой жизненный путь