26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Борозды не испортит! (Продолжение, начало в №3, 2013 г.)

Любая покупка, будь то бутылка кефира или дирижабль, предполагает наличие двух составляющих – желания и возможностей (так и хочется предложить классическое: «Выпьем же за то, чтобы они совпадали!»). Но этот перечень действует далеко не во всех случаях. К примеру, в таком непростом деле, как приобретение мотоцикла, немаловажным считается присутствие еще одного пункта – минимальных знаний. Как о самом объекте, так и о некоторых нюансах непосредственно процесса. В противном случае только удача позволит новообращенному не вляпаться в груду проблем, решать которые придется за очень «несмешные» дополнительные деньги. И потому ряд советов от AG, приведенных ниже, может оказаться весомым подспорьем, с одной стороны. И возможностью не слабо сэкономить – с другой. Что важнее – каждый решает сам…

Медленно спустимся в долину

Самые продвинутые наверняка знают продолжение (оно же окончание) этого анекдота. Впрочем, важнее его суть – не стоит торопиться, спокойствие и уверенность позволят достигнуть большего. В деле покупки мотоцикла этот фактор определяющий. И потому главное правило правильной покупки мотоцикла (напомним: речь по-прежнему идет о бэушной технике) в основательной теоретической подготовке и внимании к мелочам. Совет, между прочим, отнюдь не бесполезный. Дело в том, что моц очень редко приобретают… по здравому размышлению. Спросите любого начинающего байкера, и, если он честный человек (а таких среди них большинство), в качестве главной причины он назовет одну – очень захотелось! Увы, но при таких начальных условиях совершить ошибку – как два пальца… осмотреть. А лучше бы вглядеться в список выставленных на продажу «железных коней» (где покупать, рассматривалось в предыдущем номере журнала). Даже поверхностный мониторинг рынка позволит определиться с тем, что по карману и по душе. И значит, основательно сузить пространство поиска, сосредоточившись на самом интересном. В первую очередь, конечно же, по цене. Остается созвониться с продавцом, назначить встречу и… встретиться. Лучше бы сделать это побыстрее, поскольку потенциальные конкуренты тоже не дремлют и тоже владеют Интернетом и обладают телефоном. Очень полезным будет прихватить с собой на «первое свидание» надежного товарища. Безусловно, было бы здорово, если бы он разбирался в мототехнике и смог бы чего-нибудь подсказать. Но, если такого нет (вообще-то странно – где вы живете?!), пусть будет любой хороший человек. Дружелюбная поддержка, уместное поддакивание, глубокомысленное «надувание щек» и покачивание головой могут основательно подорвать уверенность продавца в безупречности предлагаемого мотоцикла. Что позволит немного «подвинуть» его по цене. Кстати, не стоит забывать, что в деле участвуют немалые суммы денег. И хотя на дворе не лихие девяностые, не стоит искушать судьбу. Так что совершать осмотр и покупку лучше все же «не в одного».

DSCN0477.jpg

Блеск и нищета

Сколь ни печально, но эти два понятия в той области, о которой идет речь, как правило, связаны. Очень редко мотоцикл продается без предварительной подготовки. Другими словами, без тщательной мойки, покраски, полировки. И вот это-то должно насторожить. Дело в том, что опытные «купцы» не без основания полагают, что блеск хрома затмит для новичка «черные дыры» в отдельных узлах. Если покупатель не возьмет на себя труд и не придаст значения мелочам, так все и будет. А потом последует то, о чем уже говорилось выше, – дополнительные вложения, нервозность, повышенный риск…

И потому полезнее будет не купаться в зайчиках от натертого до блеска бака, а заглянуть внутрь. В том числе и самого бака. Не лишне будет открутить крышку и посмотреть состояние горловины. Наличие ржавчины должно насторожить. Равно как и идеальная форма самого вместилища топлива. Дело в том, что подавляющая часть бэушной техники приходит из Японии с замятыми баками. «Подтяжку» в России проходят те байки, что готовятся на продажу. И те, что поучаствовали в ДТП. И потому, во избежание неприятных открытий в будущем, следует более пристально вглядеться в геометрию рамы и форму колес. То есть в те элементы подвески, что страдают в серьезных авариях наиболее ощутимо и правке поддаются наиболее сложно. Неспециалисту определить операции с рамой почти невозможно, но даже полный профан сможет увидеть потрескавшийся сварной шов в районе крепления рамы к рулевой колонке. Последний образуется после лобового удара и является серьезным поводом задуматься о том, стоит ли покупать именно этот байк.

Другим поводом может стать состояние тормозных дисков. Даже палец не мотоциклиста в состоянии почувствовать волнистость их поверхности. Что указывает на немалый пробег и не особенную бережность предыдущего хозяина (хозяев!) по отношению к своей «лошадке». Да и Бог бы им судья, вот только новый владелец имеет все шансы «попасть» на стоимость нового комплекта дисков. Поскольку старые диски уже на грани и со своей главной задачей – одерживать мотоцикл – могут не справляться. Излишне напоминать, что чрезмерная экономия в этом деле может обернуться трагедией.

666.jpg

Другой показатель, не менее яркий и столь же дорогостоящий, – состояние зеркала передней вилки. Присутствие на поверхности раковин и каверн говорит о том, что этот орган серьезно болен. Насколько? Настолько, что единственным способом излечиться станет трансплантация. Проще говоря, менять придется вилку полностью, так как избавиться от дефектов практически невозможно. Что вызвало их (дефекты), рассуждать можно долго, и все будет правильно. Тут и возраст машины, и условия эксплуатации, и способы хранения… Вот только результат будет один – вилка станет непригодной для эксплуатации. И пусть не обманут покупателя новые сальники – их вполне могли заменить перед продажей. Опытному человеку сразу станет понятно, что очень скоро «резинки» потекут. Хотя бы потому, что просто будут изорваны краями раковин при движении пера вилки вверх-вниз. Вопрос буквально двух-трех сотен километров пробега – проверено… Впрочем, для недорогих моделей это все не критично и даже является поводом обсудить новую стоимость «лошадки». Как модно нынче говорить – «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». Но что касается байков с ценником в несколько сотен тысяч – это повод еще раз подумать и все взвесить. И если все же байк, несмотря ни на что, нравится, перейти к обсуждению новой, пониженной на стоимость ремонта цены.

Далее по значению и стоимости идет цепь. Почему не упоминается кардан? Ну, тут все понятно – скорее всего, его состояние проверить не удастся. Может, после покупки, когда техника будет уже в собственности. И никто не запретит собственнику подвергнуть ее глубокой разборке. Что же касается цепи, то она откровеннее – вся на виду. Этим вполне можно будет воспользоваться и очень (!) внимательно осмотреть. И ее саму, и элементы, что связывают ее с колесом. «Съеденные» ролики и зубья шестерни, как и провисшая «цепура» при вывернутом до предела натяжителе, даже без гадалки скажут: ждет вас долгая дорога в казенный дом за покупкой новой цепи и новой «звездочки». А оригиналы на не очень старых «японцев» стоят как раз очень даже недешево.

Ну и последнее на, что стоит посмотреть, так это… вообще на мотоцикл. На общий износ подножек, резинок на руле, сиденья. Хотя бы потому, что со всем этим предстоит непосредственный контакт на протяжении долгого времени (это в случае покупки), во-первых. Во-вторых, потому что именно эти «резинки» и «кожанки» от времени страдают более всего. И в-третьих, только они могут честно сказать о былых подвигах, взлетах и, увы, падениях. Ведь если металлическую поверхность тех же подножек вполне можно наполировать так, чтобы блестели, как у кота… глаза в темноте, то вот потертости на краях резиновых накладок скрыть не получится.

18602.jpg

Газу до отказу

Если осмотр закончен, пора переходить к самому интересному этапу покупки. Если кто-то думает, что это расчет, он, скорее всего, продавец. Но ему придется еще немного подождать. Поскольку остался такой пустячок, как проверка байка на способность заводиться и двигаться. И то и другое крайне важно по все тем же причинам: еще можно отказаться, обнаружив критический дефект. Или основательно снизить цену, если косяк устраним.

В заводке японских байков великой мудрости нет: проверил «нейтралку», открыл дроссель, нажал на кнопку стартера. И вот тут, что называется, возможны варианты. Если двигатель крутится и упорно не желает заводиться, причин может быть… приблизительно миллион. Разбираться и искать их придется новому владельцу. И потому, если завести не удалось, брать такого «коня» не стоит, не слушая уверений хозяина, что «вот буквально утром как часы...». Даже если это так, не факт, что все повторится вечером. А если сказанное – обычный рекламный трюк, то у нового «коневладельца» есть возможность пообщаться с мастером чистки и настройки карбюраторов. Их в городе немного, и они об этом знают. По этой причине услуги свои оценивают весьма высоко. Кстати, не факт, что отрегулировать основательно «поюзанный» в России карб удастся. Качество топлива у нас известное, а прохудившиеся по причине его ядовитости мембраны купить в отечестве не представляется возможным. Дальше понятно – заказ, ожидание, покупка новой «резинки» (или нового карбера) – и на новый круг! И так по каждому элементу топливной системы…

Если моц завелся, стоит его просто послушать, обычно – ухом. Стуки и лязги должны насторожить, даже если в другое ухо вливается сладкое «нагреется, и все исчезнет». Может, и так. Хуже, если останется – поиск того, кто и на чем «исполняет», ляжет на хрупкие плечи «мотоциклиста». Которому при таком раскладе стать им просто не светит – все время и деньги уйдут на закупку новых деталей и ремонт старых, что еще можно восстановить.

И последнее – поездка. Да-да, а вы как думали, все по-взрослому. Правда, как в анекдоте, есть нюанс. Придется оставить хозяину всю (!) стоимость байка на то время, что претендент будет «прохватывать» (наличие у «покупашки» крепкого спутника здесь особенно ценно). Необходимость столь рискованного шага продиктована исключительно здравым смыслом: водительские навыки покупателя проверить больше не на чем, а в случае падения во время испытаний цена мотоцикла резко снижается. Кто-то же должен ее восполнить. Или уже оставить себе то, что от байка осталось. Если все обошлось, да еще и все понравилось – можно оформлять. И кататься в удовольствие. Ведь если вышесказанное было использовано при покупке, значит, «лошадка» приобретена надежная. Пусть она и не молода, но борозды точно не испортит!