16 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

Пока весь, как говорится, цивилизованный мир говорит (и главное – делает шаги в нужную сторону!) об электромобилях и гибридах, экологически чистые «двухколесники» почему-то остаются в тени своих «старших братьев». Между тем у мотоциклов и скутеров без классических двигателей внутреннего сгорания преимуществ перед электрокарами гораздо больше: первое, что приходит на ум, так это возможность «продвигать» их на тех рынках, где соответствующей инфраструктуры практически нет. К тому же у нового вида транспорта сохраняются и все давно знакомые преимущества, главное из которых – удобство для передвижения по загруженным мегаполисам. Так есть ли у электрических байков и мотороллеров реальное будущее?

Самые азы
Конструктивно электромотоциклы и электроскутеры по своей сути от экологически чистых автомобилей, ну, кроме отсутствия двух «лишних» колес, не отличаются. Главное, что нужно такой технике для движения, – собственно тяговый электромотор, который в данном случае (по количеству ведущих колес) становится единственным, блок аккумуляторов, оборудование для зарядки батарей и комплект управляющей электроники. Благодаря компактным размерам и низкому весу «двухколесников» они вовсе не нуждаются в дополнительных сложных современных системах вроде системы рекуперации энергии при торможении, хотя и могут быть ею оборудованы. Значительно меньше и потери, связанные с дополнительными автомобильными фишками: запас энергии в аккумуляторах «растекается» только на движение, работу фар, стоп-сигналов, гудка и указателей поворота, но не на обеспечение «жизнедеятельности» усилителя руля, мультимедийной системы, отопителя, дворников, стеклоподъемников и прочего.

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

С другой стороны, недостатки, имеющиеся в обычных представителях категории «А», перспективному виду транспорта тоже присущи. И главный из них – сезонность и зависимость от погодных условий, которые выражаются не только в водительском дискомфорте, но и, к примеру, в сложности прогрева аккумуляторов в зимний период из-за отсутствия соответствующей системы, которая в экологически чистых «четырехколесниках» все-таки присутствует. Впрочем, встретить на дороге байкера или скутериста зимой в привычном понимании этого слова фактически нереально.

За и против
Кто бы что ни говорил, а в большинстве случаев жителям городов, которым автомобиль требуется только для перемещения себя любимого с работы и обратно домой, можно и вовсе оставлять машину на стоянке, пользуясь общественным транспортом или отдавая предпочтения миру двух колес. И, как мы уже заметили, электроскутеры и байки имеют все те же преимущества, что и их классические аналоги, главные из которых – удобство перемещения в загруженном дорожном потоке и экономия парковочных мест.

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

Относительно скромный запас хода «зеленых» двухколесных транспортных средств с лихвой компенсируется всеобщей доступностью электрических розеток и (увы, где угодно, но только не в России) создающейся по всему миру развитой сети специальных зарядных станций. Опять же, небольшая емкость аккумуляторов позволит «заправлять» такой мотороллер или байк не за пару-тройку часов, как это происходит с электрокарами, а максимум за полчаса (если говорить о полном цикле заряда, то для серийных машин он составляет минимум шесть часов, а для мототехники – три часа). Есть и довольно специфический плюс – возможность эксплуатации внутри закрытых помещений, таких как аэропорты, вокзалы и большие производственные предприятия и склады. Не будем мы забывать и о низкой стоимости электричества в сравнении с постоянно ползущими вверх ценами на бензин и об отсутствии необходимости замены технических жидкостей, таких как масла для двигателя и трансмиссии.

А как же минусы экологически чистых «двухколесников»? В целом и они идентичны недостаткам «зеленых» авто, и главный из них – характеристики аккумуляторов, которые до сих пор не «научили» конкурировать с бензиновыми решениями в вопросах запаса хода и ресурса. К тому же тяговые батареи наилучшим образом проявляют себя в условиях равномерного движения, а при разгонах, которые в городах сменяются частыми торможениями, аккумуляторы теряют относительно много энергии. Наконец, массовые попытки заряжать новую технику от бытовой сети могут привести к частым энергоавариям. А один из плюсов этого класса транспортных средств – минимальный уровень шума – в мегаполисах, наоборот, может стать причиной роста аварий с участием водителей двухколесной техники.

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

Реальность и перспективы
На сегодняшний день в мире существует уже немало «товарных» разновидностей двухколесных транспортных средств на электротяге, большинство из которых относится к сегменту скутеров. Увы, но абсолютное большинство катающихся по дорогам экземпляров представителей класса – это азиатские скутеры, созданные с учетом минимальных инвестиций из классических бензиновых моделей. Так, в 2008 году в Китае было продано около 21 миллиона электрических транспортных средств этого сегмента, тогда же в Индии этот показатель перевалил за 100 000 экземпляров, а по данным на начало 2009 года во Вьетнаме в эксплуатации находилось порядка 22 миллионов таких роллеров. Абсолютное большинство «зеленых» скутеров оснащается литиево-ионными или свинцово-кислотными аккумуляторами, в то время как наиболее перспективными считаются модели на суперконденсаторах или водородных топливных элементах.

И все больший интерес к перспективному сегменту проявляют крупнейшие мировые концерны, в том числе и никогда не проявлявшие к миру двух колес никакого интереса.

К примеру, немецкий Bosch, крупнейший в мире производитель электродвигателей, в настоящее время ведет переговоры с китайской корпорацией Ningbo Polaris Technology о создании в Поднебесной как на крупнейшем в мире рынке сбыта нового завода по производству силовых установок для «зеленых» скутеров и мотоциклов. По предварительной информации, производственная мощность будущего предприятия составит не менее миллиона моторов в год.

Другой немецкий концерн – Audi AG, который не так давно приобрел мотопроизводителя Ducati – также намерен выйти в сегмент электрических байков и роллеров, причем разрабатывать немецкие новинки поручат как раз итальянцам, да и сборку новинок могут наладить вовсе не в ФРГ. А между тем уже нынешней весной немцы представили на шоу в Швейцарии концепт велосипеда с 2,3-киловаттным (3-сильным) электромотором и карбоновой рамой Audi e-bike Worthersee, который весьма интересен расположением своих аккумуляторов прямо внутри рамы.

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

Отдельного упоминания заслуживают и мощные спортивные байки на электротяге. В нынешнем сезоне, к примеру, настоящей сенсацией стали модели Empulse и Empulse R от американской компании Brammo. Обе новинки, по утверждению авторов, хорошо приспособлены для реальной жизни и от обычных мотоциклов с бензиновыми моторами не отличаются ни габаритами, ни массой. В «американкцах» впервые в мировой практике электромотостроения электродвигатель (его мощность – 40 кВт, или 54 л. с.) работает в паре с 6-ступенчатой электромеханической коробкой передач и многодисковым сцеплением в масляной ванне IET (Integrated Electric Transmission), предусмотрено и два режима работы мотора – обычный (энергосберегающий) и спортивный, не предполагающих долгих поездок. Флагманский Brammo Empulse R способен разгоняться до 160 км/ч, а его запас хода составляет 195 км. В свою очередь, высокую цену в 16 995 долларов для базовой модели и 18 995 долларов для версии R авторы оправдывают низкой стоимостью эксплуатации – около 1-2 центов за милю (1,6 километра) пробега.

Взгляд в будущее
Подводя итоги нашего обзора, хочется резюмировать, что, несмотря на сезонность эксплуатации и типичный для всего мира двух колес набор недостатков, «зеленые» модели имеют просто огромные перспективы. В 2011 году в мире было продано 27 миллионов одних только электроскутеров, правда, абсолютное большинство из них – в Китае. И все же этот тип двухколесной техники завоевывает популярность не только в Азии, но и в Европе и в Новом Свете: по прогнозам, к 2020 году продажи электроскутеров и байков должны достичь просто рекордной цифры в 46 миллионов штук в год. Так что же, и нам нужно запасаться мотоэкипировкой и готовить «заправочные» розетки?

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

Это интересно! Из области фантастики
К отдельной категории городских электрических транспортных средств можно отнести самобалансирующийся самокат с колесами, расположенными по обе стороны от водителя. Очень часто такую технику называют просто сегвеями по названию самой массовой модели этого типа в мире – американского Segway, разработанного инженером Дином Кейменом. Управляются электросамокаты длинной рукояткой, которая играет роль джойстика, отвечая за разгоны, торможение и повороты, а запас хода базовой модели составляет порядка 40 километров. Помимо американской компании Segway, активную работу в этом направлении ведет, в частности, концерн Toyota со своим концептом Winglet.

Это интересно! Что же выгоднее?
Подробные исследования на тему экономии из-за разницы в стоимости электричества в бытовой сети и обычного бензина были проведены в США, и касались они электромобилей. Впрочем, полученные аналитиками данные будут интересны и «в разрезе» двухколесной техники.

Электрический Ford Ranger на каждый километр пути потребляет в среднем около 0,25 киловатт-часов, а Toyota RAV4 – 0,19 кВт·ч на километр. При среднем годовом пробеге автомобиля в Новом Свете в 19 200 км стоимость годового владения «Рейнджером» составляет от 240 до 1050 долларов (в зависимости от тарифа конкретного штата), а в случае с «японцем» этот показатель находится в пределах 180-970 долларов.

Добавим, что в России цена электроэнергии в среднем вдвое ниже, чем в Штатах, а при наличии двухтарифного счетчика с ночными льготами стоимость владения «зеленым» авто, мотоциклом или скутером уменьшается еще более значительно.

Это интересно! История вопроса
Первые патенты на изобретение мотоцикла (вернее, двухколесного безлошадного экипажа, ведь этого определения на тот момент еще не было) с электродвигателем относятся к 1860-м годам. Но первые ходовые образцы такой техники появились только в 1911 году, а вскоре работы в этом направлении были повсеместно свернуты.

В итоге первый в мире серийный электроскутер был создан только в 1996 году – им стал французский Peugeot Scoot’Elec, но настоящая популярность к этому классу транспортных средств пришла только примерно спустя десятилетие.

Электромото. Лишние траты или реальная альтернатива?

Это интересно! Государственная поддержка
Во многих странах покупателям экологически чистых автомобилей и мототехники полагаются различные налоговые послабления или льготы при покупке от государства. Так, в некоторых европейских странах электроскутеры приравнивают к велосипедам, в целом в Евросоюзе владельцы этой техники освобождаются от уплаты парковочных сборов, а буквально в прошлом месяце в сенат США поступил законопроект об установлении налогового вычета в размере 2500 долларов при покупке дорожного электробайка. Ожидается, что, если документ получит статус закона, число таких транспортных средств в Новом Свете вырастет значительно, в том числе и в северных штатах.