Gilera. Век мотоцикла
В декабре 1887 года в крестьянской семье под Миланом родился мальчуган, который с детства интересовался не столько сельским трудом, сколько модной тогда техникой с бензиновыми двигателями. В 15 лет Джузеппе Джилера (а это был именно он) устроился на работу на завод Biancfif в Милане, где приобрел первый опыт. Позже он перешел на завод Moto Reve, а затем на знаменитую инженерную фирму Bucher и Zeda, где и накопил большой объем знаний, который пригодился ему в будущем.В 1909 году Джузеппе в маленькой мастерской в Милане построил свой первый мотоцикл с вертикальным цилиндром рабочим объемом 317 «кубиков», встроенным в нижний угол трубчатой рамы, и с ременной передачей на заднее колесо. На его первой конструкции не было ни коробки передач, ни сцепления. Чуть позже Джилера наладил мелкосерийное производство этой машины. А год спустя молодой инженер собрал еще две модели – одну с 500-кубовым одноцилиндровым мотором, а вторую с двухцилиндровым «оппозитником» рабочим объемом 570 см3. На этих мотоциклах уже стояли двухступенчатые коробки передач, а моторная и главная передачи осуществлялись цепью. Сам Джузеппе Джилера увлекался гонками, и в 1911 году ему удалось организовать небольшую команду, успешно выступавшую на соревнованиях местного уровня.
Начавшаяся вскоре Первая Мировая война помогла предприятию всерьез встать на ноги – армия закупала одноцилиндровые «пятисотки» Джилеры. Это резко подняло престиж фирмы, а ее бизнес вырос на глазах. С наступлением мира Джузеппе несколько неожиданно для себя обнаружил, что стоит во главе одного из крупнейших мотоциклетных предприятий Италии. После войны модельная линейка компании была представлена лишь двумя машинами – Turismo и Sport. Обе были снабжены нижнеклапанным одноцилиндровым двигателем рабочим объемом 499 см3, трехступенчатой коробкой передач и цепной передачей на заднее колесо. 8-сильный (5,88 кВт) двигатель Turismo позволял развивать скорость
В 1931 году в свободной продаже появился первый легкий мотоцикл Gilera с верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 175 «кубиков» и мощностью
С 1934 года на мотоциклах Gilera стали использовать оригинальную заднюю подвеску с треугольным маятником и заключенными в цилиндрические кожухи-трубы длинными горизонтальными пружинами, работающими на растяжение. Демпфирующими элементами служили фрикционные амортизаторы.
Пьеро Таруффи
В 1935 году компания Gilera оказалась в центре событий, во многом сказавшихся на дальнейшем развитии мотоцикла как средства транспорта. Когда произошло слияние авиационных компаний Caproni Аrсо и C.N.A. (Compagnia Nazionale di Aeronautica), небольшое мотоциклетное подразделение, работавшее под крышей C.N.A., оказалось не нужным новому руководству концерна. И руководителю «мотоциклистов» инженеру Пьеро Таруффи, работавшему над гоночным мотоциклом Rondine, поручили найти покупателя для его подразделения. Джузеппе Джилера сразу понял выгоды такой сделки – еще бы, возможность использовать авиационные технологии в конструкции мотоцикла! И согласился на приобретение при условии, что Таруффи придет к нему вместе со всем отделом. В течение года машина была полностью усовершенствована командой, состоявшей из Пьеро Ремора, Пьеро Таруффи и самого Джузепе Джилера. Ее первоначальная жесткая рама из прессованной стали была заменена трубчатой с кулисной задней подвеской. В результате в 1936 году на гоночные трассы под маркой Gilera выехал едва ли не самый передовой мотоцикл в мире. В новой машине четырехцилиндровый рядник с двумя верхними распределительными валами, системой жидкостного охлаждения и наддувом воздуха разместили поперечно с сильным наклоном вперед в дуплексную раму из широко расставленных труб (в современной терминологии – периметральную). Этот двигатель с рабочим объемом 499 «кубиков» развивал удивительную мощность –
Gilera LTE
В 1938 году на Миланском мотосалоне публике было представлено новое семейство мотоциклов Gilera – Saturno (с двигателем рабочим объемом 499 «кубиков» мощностью
Gilera Marte 500 Civile
Начавшаяся Вторая Мировая война вновь изменила ситуацию. В соответствии с армейскими заказами с 1940 года началось производство специального варианта LTE с нижнеклапанным двигателем рабочим объемом 499 см3 и мощностью
Окончилась война. Фирма вновь стала выпускать Saturno и Nettuno в версиях Turismo и Sport, но рыночная ситуация в разоренной стране диктовала свои условия – требовался более легкий и дешевый транспорт. В конце 1948 года Gilera представила публике мотоцикл со 125-кубовым нижнеклапанным мотором в блоке с трехступенчатой коробкой передач, легкой дуплексной рамой, параллелограммной вилкой спереди и подвеской с горизонтальными пружинами сзади. В 1950 году двигатель заменили на верхнеклапанный вариант (124 см3,
Gilera 500 Saturno Sport,1947
После войны в шоссейно-кольцевых гонках запретили применение наддува, и команде Gilera поначалу пришлось туго. Попробовали было использовать гоночную версию одноцилиндрового Saturno, но эта машина не могла противостоять быстроходным англичанам Norton. В 1947 году Джузеппе Джилера привлек одного из авторов первоначальной концепции Rondine Пьетро Ремора к проектированию новой «четверки». Ремор сохранил основную концепцию (поперечный четырехцилиндровый 500-кубовый двигатель и два верхних распределительных вала), но использовал воздушное охлаждение. У цилиндров наклон вперед был выражен меньше, чем прежде, так что удалось использовать дуплексную раму обычного типа. Машина весила всего
Gilera 500 4C, 1950
Спортивное подразделение резко ослабло, когда Ремор в 1949 году ушел в MV Agusta. , Джузеппе Джилера оказался недовольным, когда увидел, что новый 500-кубовый гоночный мотоцикл MV Agusta, дебютировавший весной 1950 года, был копией его машины. Между тем, классическая конструкция Ремора на многие годы задала вектор развития многоцилиндровых мотоциклов – и гоночных, и дорожных. А в Gilera за гоночную «пятисотку» взялся Пассони. К сезону 1951 года была спроектирована новая ходовая часть – телескопическая передняя вилка вместо «параллелограмма» и маятниковая задняя подвеска с пружинно-гидравлическими амортизаторами. В первом сезоне на этом мотоцикле Мазетти проиграл англичанину Джеффу Дюку на Norton, но в 1952 году вновь стал чемпионом мира.
В 1953 году Дюк пришел в команду Gilera и с легкостью выиграл титул чемпиона мира. Ситуация повторилась в 1954 и 1955 годах – Джефф, получив мотоцикл с реконструированным мотором, мощность которого выросла до
Джефф Дюк
Тем временем серийные мотоциклы Gilera менялись в соответствии с тенденциями рынка. Продукция компании продолжала радовать потребителей свежими моделями. В 1951 году на Saturno паралеллограммную вилку заменили телескопической. В 1952 году Nettuno был снят с производства, и вместо него стали выпускать мотоцикл с двухцилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 305 кубических сантиметров мощностью
Gilera Giubileo 98 Extra, 1959
В 1959 году к своему 50-летнему юбилею компания выпустила обновленную серию легких мотоциклов Giubileo с одноцилиндровыми верхнеклапанными двигателями и четырехступенчатыми коробками передач. Два типоразмера картера, три версии коленчатого вала и пять вариантов диаметра цилиндра дали в результате линейку рабочих объемов – 98, 123, 158, 172 и 202 кубических сантиметров, с диапазоном мощности от 6,5 до
Gilera 124 Regolarità Casa, 1966
Практически сразу после покупки новый владелец марки дал гамме легких четырехтактных мотоциклов Gilera привлекательный современный дизайн. Впервые в истории марки, на рынке появились двухтактные 49-кубовые мотоциклы Gilera – дорожный 4V Super и модель двойного назначения 5V Trial. В 1976 году в продаже появился мопед СВ1 с модной спортивной внешностью и четырехступенчатой коробкой передач (в год спустя появилась версия его СВА – с вариатором), а в 1979 году – минибайк Есо.
Gilera 5V Arcore 150, 1973
В 1976 году дебютировал спортивный мотоцикл-эндуро Gilera Elmeca с двухтактным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 123 «кубиков» мощностью
Gilera 125TG1
Новый взлет ожидал марку в 1980-е годы. Его первой ласточкой оказался в 1981 году новый кроссовый мотоцикл с двигателем жидкостного охлаждения, задней моноподвеской и передним дисковым тормозом. Едва появившись на трассах чемпионата мира, он сразу принесший Микеле Ринальди «бронзу» в классе 125 см3. Год спустя гонщик повторил свой успех, а его товарищ по команде Коррадо Мадди стал серебряным призером. В 1983 году 124-кубовый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения мощностью
На волне возрождения популярности скутеров компания выпустила в 1982 году легкий двухтактный мотороллер GSA с двигателем рабочим объемом 49 см3, развивающим мощность
Gilera Dakota, 1985-1989
Тем временем был модернизирован четырехтактный одноцилиндровый мотор который получил четырехклапанную головку цилиндра с двумя распределительными валами, систему жидкостного охлаждения, двухкамерный карбюратор, электростартер и пятиступенчатую коробку передач. В 1985 году появился мотоцикл двойного назначения Dakota, оснащенный 349-кубовым двигателем такой конструкции, который мог развивать мощность
Быстро развивалась и серия мотоциклов с малообъемными двигателями. Багажная емкость для шлема на месте бензобака стала примечательной особенностью спортбайка 125МХ-1, представленного в 1987 году на Миланском мотосалоне (с апреля 1988 появившегося в продаже). Сам бак при этом расположился в нижней части обтекателя. Машина была снабжена двухтактным 124-кубовым двигателем мощностью
Gilera 125 CX, 1991
В 1992 году марка Gilera вернулась в большой спорт. В чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам дебютировала модель GP250 с двухцилиндровым 86-сильным (63,25 кВт) V-образным двухтактным двигателем рабочим объемом 249 «кубиков». В ралли-рейдах ставку сделали на RS750 с одноцилиндровым четырехтактным 743-кубовым мотором. И в первый же год выступлений этот мотоцикл оказался победителем на престижном «Ралли Фараонов».
И вдруг в 1993 году концерн Piaggio закрывает завод в Аркоре. С этого момента под маркой Gilera выпускались лишь 50-кубовые мотоциклы на испанском филиале компании. Правда, на основном заводе Piaggio запустили в производство 50-кубовый внедорожный скутер Gilera Typhoon, но мало кто сомневался, что марке существовать осталось Gilera недолго.
Gilera Typhoon
Жизнь полна неожиданностей. В первые же два года на всех рынках было реализовано более 200 тысяч Gilera Typhoon! Тогда в 1995 году выпустили 80-кубовую и 125-кубовую модификации машины. Gilera Typhoon 125 даже приняла участие в сложнейшем американском кросс-марафоне «Баха 1000», проходящем через Калифорнийскую пустыню. Успехи марки на рынке заставили руководство концерна принять решение сохранить ее присутствие на рынке. Под марками Vespa и Piaggio стали выпускать скутеры утилитарного назначения, а под маркой Gilera – спортивные.
Новая модель Gilera Runner, появившаяся в 1997 году, и была, собственно, полноценным воплощением идеи спортивного скутера. Чтобы увеличить жесткость шасси, конструкторы отказались не только от большого проема между седлом и рулевой колонкой, но и от плоского настила под ногами водителя. Пространственная структура рамы и телескопическая передняя вилка перевернутого типа подняли управляемость до уровня, недостижимого прежде скутерами. Гамма одноцилиндровых двухтактных, жидкостного охлаждения двигателей весьма внушительна – это и 49-кубовый, и 123-кубовый (
Gilera Runner
Показанный осенью 1999 года Gilera Compact Bike представлял собой дальнейшее развитие этой концепции. Машина с полуобтекателем и диагональной рамой и блоком «двигатель-вариатор» в задней части сочетала характерные черты скутера и спортбайка. В 2000 году этот гибрид пошел в серию под индексом DNA. Донором двигателей выступил Gilera Runner. В том же году компания вновь вызвала у публики шок вызывающей внешностью и необычной конструкцией 50-кубового скутера Ice, с основой рамы из мощной трубчатой хребтовиной.
И тут концерн решил вернуть марку на мотоциклетный рынок. Довольнго неожиданно в 1998 году был представлен мотоцикл в стиле «круизер» Gilera Coguar с 124-кубовым четырехтактным двигателем Honda, установленном в дуплексную трубчатую раму. Одновременно дебютировал и мотоцикл двойного назначения Gilera H@k 50 с 50-кубовым двухтактным двигателем жидкостного охлаждения в блоке с шести ступенчатой коробкой передач. А очередное возвращение команды Gilera в гонки мирового «Гран При» оказалось весьма удачным – ее гонщик Мануэль Поджиали в сезоне 2001 года завоевал титул чемпиона мира в классе 125-кубовых мотоциклов.
Марко Симончелли, 2008
В XXI веке основным направлением для Gilera стали скутеры, в рынок которых она входила с таким трудом. Сейчас основные модели компании – это оснащенный 2-цилиндровым 74-сильным (54,43 кВт) двигателем изысканный Gilera Nexus GP800, оригинальный Gilera Fuoco 500 и скоростной Gilera Runner SR50. Не забывает Gilera и о спорте – в 2008 году Марко Симончелли на мотоцикле Gilera стал чемпионом мира в 250-кубовом классе, в честь чего в 2009 году была представлена новая модель Runner SP 50 Replica Simoncelli.
Только три мотоциклетные марки могут похвастать столетним возрастом. И Gilera – в их числе. Несмотря ни на какие трудности, она выжила, и теперь ее перспективы выглядят достаточно светлыми. И это здорово! Ведь не одним только англичанам стоит гордиться традициями. У итальянцев оснований для этого не меньше. Даже в современной истории. И Gilera – прямое тому свидетельство.