MV Agusta. Эксклюзивная скорость и красота
В 1927 году Джованни Агуста умер, оставив новое предприятие своей жене Гуссепине и 20-летнему сыну Доменико. Молодой граф увлекался мотоциклами. А когда к концу Второй мировой войны стало ясно, что в Италии одной только авиационной промышленностью будет трудно обеспечить прибыльность предприятию, решил открыть подразделение по выпуску двухколесной техники. 12 февраля 1945 года была учреждена компания MV Agusta. Почему Agusta – понятно, а MV – это Meccanica Verghera, по названию города Вергера, где был открыт первый завод.
Уже известное в те годы мотоиздание Motociclismo в конце 1945 года напечатало новость о первом послевоенном итальянском мотоцикле. Это чудо с 3,5-сильным (2,6 кВт) двухтактным 98-кубовым мотором, двухступенчатой КПП, жесткой задней и параллелограммной передней подвеской называлось… Vespa 98! Доменико очень нравилось это слово (в переводе – «оса», а 98 – объем двигателя). Он просто не знал, что компания Piaggio уже успела к тому времени зарегистрировать это название. Конечно, имя поменяли, но от этого MV Agusta 98 (раз уж не «оса», так пусть будет просто 98), который компания начала выпускать с 1946 года, хуже не стал. Правда, в отличие от прототипа, серийные образцы оснащались 3-ступенчатой КПП и задней подвеской. MV Agusta 98 существовала в двух модификациях – «Для путешествий» и «Эконом».
MV Agusta 98 Turismo
Доменико Агуста очень любил мотогонки, а победы – это прекрасная реклама. Не удивительно, что едва появившись, мотоциклы MV Agusta стали участвовать в соревнованиях. Уже 6 октября 1946 года мотогонщик Винченцо Ненчиони на MV Agusta 98 выиграл гонку в Ла Специя, а 3 ноября того же года в Монце все ступени подиума завоевали пилоты MV Agusta – Винченцо Ненчиони, Марио Корналеа и Марио Палеари.
В период этих первых успехов была построена модель 98 Sport. Она отличалась от серийных версий телескопической вилкой, укороченной на
MV Agusta 125, 1947
В 1947 году MV Agusta приняла участие в миланском Мотосалоне. На стенде компании, помимо версии Luxury 98, красовались новинки – мотоциклы с двухцилиндровым двухтактным 125-кубовым двигателем и с одноцилиндровым четырехтактным мотором объемом 250 «кубиков». Через год в итальянских гоночных состязаниях появилась категория 125-кубовых мотоциклов, что позволило MV Agusta вывести на трассу свою модель «125 три передачи». В 1949 году вместо 98 и 125 MV Agusta стала выпускать новую модель – 125 TEL. В том же году в линейке появился мотороллер 125 B. Годом позже его сменила модель C с трубчатым подрамником сзади вместо монокока и открытым двигателем. А в новинке 1951 года Ovunque (в переводе – «повсюду») уже неприкрыто использовалась схема мотороллера Lambretta C – рама из изогнутой трубы большого диаметра, передняя короткорычажная вилка тянущего типа… Ранние мотороллеры компании, производство которых продолжалось до 1954 года, были оснащены 124-кубовым двухтактным двигателем мощностью
MV Agusta 1959 Ottantatre 83cc
Мототехнологии в середине XX века развивались стремительно, и заниматься спортивным направлением как бы «между прочим» было просто невозможно. Доменико Агуста понимал, что нужно строить специальные гоночные мотоциклы, а не выступать на переделанных серийных. Да и двигатели на них нужно ставить уж точно не двухтактные. И владелец компании прибег к обычной в таких случаях уловке. Он переманил из конкурирующей компании Gilera известного конструктора Пьетро Ремора и механика Артуро Магни, которые как раз в то время разработали 4-тактный двигатель и имели большой авторитет в мотосреде. Присоединившись к MV Agusta в 1950 году, Ремора и Магни дали мощный импульс спортивной программе компании. Подготовленный ими к сезону 1950 года одноцилиндровый 125-кубовый байк мощностью13 л.с. (9,6 кВт) с двумя верхними распределительными валами был оснащен четырехступенчатой коробкой передач. Более экстравагантным оказался 500-кубовый MV Agusta. В двигателе мощностью
Сесил Сэндфорд и Доменико Агуста
Качественный скачок в исполнении и технологии привел к тому, что MV Agusta стала легендой гонок. Известность марки, связанная с успешными выступлениями в чемпионатах мира позволила существенно увеличить объемы продаж всего модельного ряда. В 1952 году на рынке появилась серия легких мотоциклов MV Agusta 175CS. Они оснащались одноцилиндровым четырехтактным 173-кубовым двигателем с верхним расположением распредвала, четырехступенчатой коробкой передач, дуплексной рамой, маятниковой подвеской сзади, и телескопической или длиннорычажной вилкой спереди. Мощность двигателя зависела от степени форсирования –
MV Agusta 175CSS
Тем временем Федерация мотоциклистов приняла решение возобновить гоночные состязания среди серийно выпускаемых мотоциклов. Для участия в этих соревнованиях MV Agusta пустила в массовое производство MV Agusta 124 – модель одновального мотоцикла, прямого наследника легендарных гоночных моделей компании. В 1954 году дебютировал 175 CSS, который чуть позже стал известным под прозвищем «Летающая тарелка» (мотоцикл получил его из-за дискообразной формы бензобака). Эта модель отличалась не только привлекательным внешним видом, но и прекрасными ходовыми характеристиками, благодаря чему гонщики MV Agusta смогли выходить победителями и в спортивном классе.
Джон Сертис, 1956
Это было время, когда как никогда выпукло проявлялась маркетинговая стратегия компании: «Гонки – в воскресенье, продажи – в понедельник». В 1953 году на рынок был выведен оригинальный 125 Pullman. Он представлял собой некий симбиоз мотороллера и мотоцикла – раму мотороллера Ovunque переделали на «мотоциклетный» манер, но оставили его 124-кубовый 5-сильный двухтактный двигатель в блоке с трехступенчатой коробкой передач, 15-дюймовые колеса и переднюю телескопическую вилку. Годом позже состоялся дебют еще одной 125-кубовой модели – Rapido, с ходовой частью типа 175CS и теперь уже четырехтактным двигателем мощностью
Карло Уббиали - MV Agusta 1960
Производство обширной гаммы дорожных моделей (а к середине 50-х годов их дополнили еще и грузовые трехколесные машины), Доменико Агуста все больше внимания уделял гоночной команде. В 1953 году в соревнованиях стал участвовать машина, конструктивно аналогичная «пятисотке», но с 350-кубовым четырехцилиндровым двигателем мощностью
Вторая половина пятидесятых. Рынок мотоциклов все еще переживает бум, однако появились первые вестники грядущего кризиса. Многие производители мотоциклов сокращают инвестиции в гонки и сопутствующие исследования. По окончании сезона 1957 года главные соперники MV Agusta – итальянские компании Gilera, Moto Guzzi и Mondial – приняли совместное решение уйти из большого спорта. MV Agusta осталась единственной итальянской фирмой, участвующей в гонках. Трижды подряд – в 1958, 1959 и 1960 годах – пилоты мотоциклов MV Agusta выигрывали чемпионаты во всех классах «одиночек»: 125, 250, 350 и 500 «кубиков». После этого Доменико Агуста решил сосредоточить усилия в двух старших классах. В классе 350-кубовых мотоциклов победа MV Agusta досталась в 1961 году, а затем – подряд с 1968 по 1973 год. А титулы в «пятисотках» команда не уступала до самого 1974 года.
1954 MV Agusta CSTL 175 Turismo Lusso
MV Agusta не стремилась последовать общей тенденции и в производстве коммерческих машин. Купив лицензию на производство вертолетов Bell, компания получила новые технологии, которые стала применять в мотоциклах. Среди таких инноваций можно назвать создание ряда прототипов гидравлических приводов, двухтактные двигатели с непосредственным впрыском топлива и опытные модели, как, например, шестицилиндровый 500 4T.
MV Agusta 350B
Но покупатель интересовался совсем другими мотоциклами. Наибольшим спросом пользовалась легкая техника компании. В 1958 году состоялся дебют мотоцикла модели MV Agusta Ottantatre 83 с 83-кубовым верхнеклапанным двигателем мощностью
MV Agusta 125
В 1964 году в линейке компании появилась модель Arno с двухцилиндровым рядным 166-кубовым силовым агрегатом мощностью
Но подлинной сенсацией стал представленный осенью 1966 года мотоцикл модели 600 tourer с четырехцилиндровым 592-кубовым двигателем мощностью
MV Agusta 600 Tourer
Но вот пришел 1969 год. Honda представила свой СВ750, и все выпускавшиеся до тех пор тяжелые мотоциклы вдруг стали устаревшими – включая MV Agusta 600 tourer. Итальянский ответ состоялся в 1970 году – престижная машина предстала в полностью обновленном облике модели 750GT. Рабочий объем двигателя вырос до 749 «кубиков», а мощность – до
В феврале 1971 года умер Доменико Агусто. Это оказалось судьбоносным событием для бренда MV Agusta, хотя изменения, приведшие к исчезновению (к счастью, временному) знаменитой марки стали заметны далеко не сразу.
MV Agusta 750S 72-73
Пока же внешне все оставалось по-прежнему. Стилистической революцией предстал показанный в конце 1973 года экспериментальный мотоцикл Ipotesi, созданный на базе модели 350В. Дизайн новой машины был построен на основе прямых линий. Она имела литые колеса сложного рисунка и дисковые тормоза. Этот байк пошел в серию в 1975 году.
Наиболее совершенный гоночный мотоцикл компании был создан в начале 70-х годов. Он дебютировал в 350-кубовой версии в конце 1972 года. А в сезоне 1973 года появился и 500-кубовый вариант гоночного байка. Машины получили разработанный инженером Руджеро Мацца четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения с двумя верхними распределительными валами и четырехклапанными головками цилиндров. Это были последние четырехтактные гоночные мотоциклы, способные на равных бороться с двухтактными соперниками – наступала эра «японцев», которые в «младших» классах доминировали с 1960-х годов, а теперь вот добрались и до мотоциклов с большими двигателями. Впрочем, летопись побед получилась впечатляющей. За 27 лет выступлений в чемпионате мира гонщики на мотоциклах MV Agusta выиграли 275 Гран При. На их счету было 38 титулов чемпиона мира в личном зачете и 37 – в зачете марок.
MV Agusta F4 1000 Senna
Большую, если не решающую роль в потерях позиций на рынке и в гонках сыграла смена руководства компании. Коррадо Агуста, ставший руководителем концерна после смерти Доменико, не видел смысла в тратах на «побочный» мотоциклетный бизнес. В 1977 году он не стал выставлять команду на чемпионат мира, а вскоре свернул и производство мотоциклов. До 1980 года четырехцилиндровые мотоциклы под маркой MV Agusta выпускала компания Magni, основанная Артуро Магнии, бывшим шефом гоночной команды MV Agusta. А потом…
В 1980-е год хозяева концерна Cagiva – братья Кастильони – занялись скупкой знаменитых марок, которые пришли в упадок. Весной 1992 было объявлено, что группа Коста Кастильони приобрела право на производство мотоциклов под маркой MV Agusta. Разработка нового мотоцикла отняла много времени и средств, едва не поставив концерн Cagiva на грань банкротства. Так, двигатель проектировался в Ferrari, а работа над ходовыми и эстетическими аспектами была поручена признанному мастеру Массимо Тамбурини, директору CRC (Cagiva Research Centre).
MV Agusta F4 1000 Tamburini
И вот, наконец, осенью 1997 года на мотосалоне в Милане был представлен спортбайк модели MV Agusta F4. Силовой агрегат машины – рядный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения мотор, оснащенный системой впрыска топлива. Объем – 749 «кубиков», мощность –
MV Agusta 500 cc Four
Было обещано, что вскоре появится и бюджетный вариант F4. И новейшая история компании получила еще один виток с дебютом модели F4 750 S. А в 2000 году была представлена экстремальная версия – SPR с 146-сильным двигателем и переработанной «начинкой». В модельной линейке бренда появилась и нейкед-байк – Brutale S. А в сентябре 2003 года дебютировал долгожданный «литровый» вариант – F4 1000S. Да сразу в трех модификациях – стандартной, Mamba и Tamburini. Последняя версия посвящена знаменитому дизайнеру Массимо Тамбурини, во многом определившему нынешний облик и стиль всей модельной гаммы MV Agusta.
F4 750 Serie Oro
Концерн Cagiva в 1999 году сменил название на MV Agusta Motor, но финансовое положение от этого особо не улучшилось. В 2001 году 20-процентный пакет акций компании приобрел итальянский концерн Piaggio. Тем не менее, оказавшийся в долгах производитель в 2004 году был куплен за 70 миллионов евро малазийским автомобилестроительным концерном Proton. Но в декабре 2005 года Proton решил все-таки избавиться от MV Agusta, и продал его за символическую цену в 1 евро итальянскому финансовому холдингу GEVI S.p.A. Но и это не все. В июле-августе 2008 года американский концерн Harley-Davidson приобрел MV Agusta Group за 70 миллионов евро. Но уже в октябре 2009 года Harley-Davidson объявил, что намерен продать MV Agusta холдинговой компании Клаудио Кастильони. Продажа завершилась в августе 2010 года.
2007 MV Agusta F41000R
Современные модели MV Agusta отличаются эксклюзивностью и уникальностью. Производитель выпускает небольшие партии и модификации серийных мотоциклов, имеется и собственное тюнинг-ателье. По-прежнему модели MV Agusta выигрывают гонки и устанавливают рекорды скорости. Так, в 2006 году мотоцикл MV Agusta установил новый мировой рекорд скорости для серийных моделей с двигателем объемом до 1000 см3. В 2006, 2007 и 2008 годах мотоциклы MV Agusta попадали в десятку лучших моделей мира, становились лучшими моделями на различных выставках. Модель MV Agusta Brutale не раз признавалась байком года.
MV Agusta F4 Veltro
У моделей MV Agusta с давних времен стойкая репутация самых быстроходных и технологичных серийных мотоциклов, при этом очень дорогих. Собственно, на это и был нацелен сам граф Доменико Агуста. Все правильно. Лучшие в мире мотоциклы не могут быть дешевыми, легкодоступными и широко распространенными.
MVAgusta Brutale 990R