24 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

MV Agusta. Эксклюзивная скорость и красота

В 1927 году Джованни Агуста умер, оставив новое предприятие своей жене Гуссепине и 20-летнему сыну Доменико. Молодой граф увлекался мотоциклами. А когда к концу Второй мировой войны стало ясно, что в Италии одной только авиационной промышленностью будет трудно обеспечить прибыльность предприятию, решил открыть подразделение по выпуску двухколесной техники. 12 февраля 1945 года была учреждена компания MV Agusta. Почему Agusta – понятно, а MV – это Meccanica Verghera, по названию города Вергера, где был открыт первый завод.


MV_Agusta_logo.jpg


Уже известное в те годы мотоиздание Motociclismo в конце 1945 года напечатало новость о первом послевоенном итальянском мотоцикле. Это чудо с 3,5-сильным (2,6 кВт) двухтактным 98-кубовым мотором, двухступенчатой КПП, жесткой задней и параллелограммной передней подвеской называлось… Vespa 98! Доменико очень нравилось это слово (в переводе – «оса», а 98 – объем двигателя). Он просто не знал, что компания Piaggio уже успела к тому времени зарегистрировать это название. Конечно, имя поменяли, но от этого MV Agusta 98 (раз уж не «оса», так пусть будет просто 98), который компания начала выпускать с 1946 года, хуже не стал. Правда, в отличие от прототипа, серийные образцы оснащались 3-ступенчатой КПП и задней подвеской. MV Agusta 98 существовала в двух модификациях – «Для путешествий» и «Эконом».


98-turismo-scheda-1-3.jpg

MV Agusta 98 Turismo

Доменико Агуста очень любил мотогонки, а победы – это прекрасная реклама. Не удивительно, что едва появившись, мотоциклы MV Agusta стали участвовать в соревнованиях. Уже 6 октября 1946 года мотогонщик Винченцо Ненчиони на MV Agusta 98 выиграл гонку в Ла Специя, а 3 ноября того же года в Монце все ступени подиума завоевали пилоты MV Agusta – Винченцо Ненчиони, Марио Корналеа и Марио Палеари.

В период этих первых успехов была построена модель 98 Sport. Она отличалась от серийных версий телескопической вилкой, укороченной на 5 сантиметров рамой, а также более спортивными ходовыми характеристиками. В мотор также внесли изменения, которые привели к увеличению его мощности до 5 л.с. (3,68 кВт) – абсолютный рекорд для двигателей такого объема в середине XX века.

MVAgusta125Bicilindica1947.jpg

MV Agusta 125, 1947

В 1947 году MV Agusta приняла участие в миланском Мотосалоне. На стенде компании, помимо версии Luxury 98, красовались новинки – мотоциклы с двухцилиндровым двухтактным 125-кубовым двигателем и с одноцилиндровым четырехтактным мотором объемом 250 «кубиков». Через год в итальянских гоночных состязаниях появилась категория 125-кубовых мотоциклов, что позволило MV Agusta вывести на трассу свою модель «125 три передачи». В 1949 году вместо 98 и 125 MV Agusta стала выпускать новую модель – 125 TEL. В том же году в линейке появился мотороллер 125 B. Годом позже его сменила модель C с трубчатым подрамником сзади вместо монокока и открытым двигателем. А в новинке 1951 года Ovunque (в переводе – «повсюду») уже неприкрыто использовалась схема мотороллера Lambretta C – рама из изогнутой трубы большого диаметра, передняя короткорычажная вилка тянущего типа… Ранние мотороллеры компании, производство которых продолжалось до 1954 года, были оснащены 124-кубовым двухтактным двигателем мощностью 5 л.с. (3,68 кВт) и цепной передачей на заднее колесо.


MV_Agusta_1959_Ottantatre_83cc_1.jpg

MV Agusta 1959 Ottantatre 83cc


Мототехнологии в середине XX века развивались стремительно, и заниматься спортивным направлением как бы «между прочим» было просто невозможно. Доменико Агуста понимал, что нужно строить специальные гоночные мотоциклы, а не выступать на переделанных серийных. Да и двигатели на них нужно ставить уж точно не двухтактные. И владелец компании прибег к обычной в таких случаях уловке. Он переманил из конкурирующей компании Gilera известного конструктора Пьетро Ремора и механика Артуро Магни, которые как раз в то время разработали 4-тактный двигатель и имели большой авторитет в мотосреде. Присоединившись к MV Agusta в 1950 году, Ремора и Магни дали мощный импульс спортивной программе компании. Подготовленный ими к сезону 1950 года одноцилиндровый 125-кубовый байк мощностью13 л.с. (9,6 кВт) с двумя верхними распределительными валами был оснащен четырехступенчатой коробкой передач. Более экстравагантным оказался 500-кубовый MV Agusta. В двигателе мощностью 52 л.с. (38,25 кВт) с двумя верхними распределительными валами стояли четыре цилиндра в ряд. Байк оснащался торсионной подвеской заднего колеса, а привод осуществлялся карданным валом. Обе модели мотоцикла имели трубчатые дуплексные рамы и переднюю параллелограммную вилку. Однако поначалу результаты не соответствовали затраченным усилиям. Прорыв наступил в 1952 году. К этому сезону фирма подготовила модернизированный 125-кубовый мотоцикл с форсированным до 15 л.с. (11 кВт) двигателем и передней телескопической вилкой. Четырехцилиндровую «пятисотку» по сути спроектировали заново – мощность двигателя выросла до 62 л.с. (45,5 кВт), привод на заднее колесо стал цепным, передняя подвеска – либо телескопическая, либо длиннорычажная вилка, а сзади поставили маятниковую подвеску. Но даже самый прекрасный инструмент без мастера – просто железяка. И Агуста пригласил к себе лучших британских гонщиков. Это принесло плоды – в 1952 году Сесил Сэндфорд стал чемпионом мира в 125-кубовом классе, а Лесли Грэхем занял второе место в классе 500 см3.


Sandford-3.jpg

Сесил Сэндфорд и Доменико Агуста

Качественный скачок в исполнении и технологии привел к тому, что MV Agusta стала легендой гонок. Известность марки, связанная с успешными выступлениями в чемпионатах мира позволила существенно увеличить объемы продаж всего модельного ряда. В 1952 году на рынке появилась серия легких мотоциклов MV Agusta 175CS. Они оснащались одноцилиндровым четырехтактным 173-кубовым двигателем с верхним расположением распредвала, четырехступенчатой коробкой передач, дуплексной рамой, маятниковой подвеской сзади, и телескопической или длиннорычажной вилкой спереди. Мощность двигателя зависела от степени форсирования – 8 л.с. (5,9 кВт), 11 л.с. (8,1 кВт) и 15 л.с. (11 кВт). Важным годом для промышленного производства стал 1953 – MV Agusta впервые достигла объемов выпуска 20 000 мотоциклов в год. В Испании был запущен первый завод, имевший лицензию на производство мотоциклов на экспорт.


mv_agusta_disco-volante.jpeg

MV Agusta 175CSS


Тем временем Федерация мотоциклистов приняла решение возобновить гоночные состязания среди серийно выпускаемых мотоциклов. Для участия в этих соревнованиях MV Agusta пустила в массовое производство MV Agusta 124 – модель одновального мотоцикла, прямого наследника легендарных гоночных моделей компании. В 1954 году дебютировал 175 CSS, который чуть позже стал известным под прозвищем «Летающая тарелка» (мотоцикл получил его из-за дискообразной формы бензобака). Эта модель отличалась не только привлекательным внешним видом, но и прекрасными ходовыми характеристиками, благодаря чему гонщики MV Agusta смогли выходить победителями и в спортивном классе.


John Surtees 1956.jpg

Джон Сертис, 1956


Это было время, когда как никогда выпукло проявлялась маркетинговая стратегия компании: «Гонки – в воскресенье, продажи – в понедельник». В 1953 году на рынок был выведен оригинальный 125 Pullman. Он представлял собой некий симбиоз мотороллера и мотоцикла – раму мотороллера Ovunque переделали на «мотоциклетный» манер, но оставили его 124-кубовый 5-сильный двухтактный двигатель в блоке с трехступенчатой коробкой передач, 15-дюймовые колеса и переднюю телескопическую вилку. Годом позже состоялся дебют еще одной 125-кубовой модели – Rapido, с ходовой частью типа 175CS и теперь уже четырехтактным двигателем мощностью 6,5 л.с. (4,8 кВт) со штанговым приводом верхних клапанов от нижнего распределительного вала. В 1955 году запущен в серию мопед Ciclomotore с 49-кубовым двухтактным двигателем мощностью 2 л.с. (1,47 кВт), трехступенчатой коробкой передач, передней короткорычажной вилкой и задней свечной подвеской. А Pullman уступил место модели Super Pullman с форсированным до 5,5 л.с. (4,05 кВт) двигателем, специальной хребтовой рамой и передней короткорычажной подвеской. И, наконец, в 1956 году в модельном ряду компании появился мотоцикл 250 Raid с 247-кубовым верхнеклапанным двигателем мощностью 14 л.с. (10,3 кВт) и ходовой частью типа 175CS.


Carlo Ubbiali - MV Agusta 1960.jpg

Карло Уббиали - MV Agusta 1960


Производство обширной гаммы дорожных моделей (а к середине 50-х годов их дополнили еще и грузовые трехколесные машины), Доменико Агуста все больше внимания уделял гоночной команде. В 1953 году в соревнованиях стал участвовать машина, конструктивно аналогичная «пятисотке», но с 350-кубовым четырехцилиндровым двигателем мощностью 36 л.с. (26,48 кВт), а в 1954 году – мотоцикл с одноцилиндровым 250-кубовым 29-сильным (21,33 кВт) двигателем, оснащенным двумя верхними распределительными валами. Спортивные успехи команды впечатляли – итальянец Карло Уббиали принес ей чемпионские титулы в 125-кубовом классе в 1955 и 1956 годах, а англичанин Джон Сертис в 1956 году стал чемпионом мира в «пятисотках».

Вторая половина пятидесятых. Рынок мотоциклов все еще переживает бум, однако появились первые вестники грядущего кризиса. Многие производители мотоциклов сокращают инвестиции в гонки и сопутствующие исследования. По окончании сезона 1957 года главные соперники MV Agusta – итальянские компании Gilera, Moto Guzzi и Mondial – приняли совместное решение уйти из большого спорта. MV Agusta осталась единственной итальянской фирмой, участвующей в гонках. Трижды подряд – в 1958, 1959 и 1960 годах – пилоты мотоциклов MV Agusta выигрывали чемпионаты во всех классах «одиночек»: 125, 250, 350 и 500 «кубиков». После этого Доменико Агуста решил сосредоточить усилия в двух старших классах. В классе 350-кубовых мотоциклов победа MV Agusta досталась в 1961 году, а затем – подряд с 1968 по 1973 год. А титулы в «пятисотках» команда не уступала до самого 1974 года.


54-mv-175-cstl.jpg

1954 MV Agusta CSTL 175 Turismo Lusso


MV Agusta не стремилась последовать общей тенденции и в производстве коммерческих машин. Купив лицензию на производство вертолетов Bell, компания получила новые технологии, которые стала применять в мотоциклах. Среди таких инноваций можно назвать создание ряда прототипов гидравлических приводов, двухтактные двигатели с непосредственным впрыском топлива и опытные модели, как, например, шестицилиндровый 500 4T.


350B.jpg

MV Agusta 350B


Но покупатель интересовался совсем другими мотоциклами. Наибольшим спросом пользовалась легкая техника компании. В 1958 году состоялся дебют мотоцикла модели MV Agusta Ottantatre 83 с 83-кубовым верхнеклапанным двигателем мощностью 3,7 л.с, трехступенчатой коробкой передач и хребтовой трубчатой рамой. Через два года его сменила модель Checса с тремя версиями двигателя – 83-кубовым, 99-кубовым и 125-кубовым. Ее оснащали четырехступенчатой коробкой передач и замкнутой дуплексной рамой. В 1962 году на подобную по конструкции ходовую часть поставили 48-кубовый верхнеклапанный двигатель мощностью 0,87 л.с. (0,64 кВт) – модель Liberty. Вернулась ненадолго компания и к выпуску мотороллеров: очень изящная машина Chicco, впервые представленная в конце 1959 года, имела горизонтальный одноцилиндровый двухтактный двигатель (155 см3, 5,8 л.с. или 4,27 кВт), четырехступенчатую коробку передач, консольное крепление обоих колес и несущий стальной кузов-монокок. Кстати, в 1959 году был налажен выпуск новой смазочной системы, что позволило двигателям MV Agusta достичь невиданных до той поры показателей надежности. Гарантия на двигатели MV была продлена до 100 000 км – поколение мотоциклов, оснащенных подобным двигателем, окрестили «стотысячниками».


MV_Agusta_125_Sohc.JPG

MV Agusta 125

В 1964 году в линейке компании появилась модель Arno с двухцилиндровым рядным 166-кубовым силовым агрегатом мощностью 7,5 л.с. (5,52 кВт), с штанговым приводом клапанов от нижнего распредвала. Двигатель, сблокированный с четырехступенчатой коробкой передач, установили в трубчатую раму, раздвоенную в нижней части. Машина не имела успела и уже в следующем году ее сняли с производства.

Но подлинной сенсацией стал представленный осенью 1966 года мотоцикл модели 600 tourer с четырехцилиндровым 592-кубовым двигателем мощностью 50 л.с. (36,78 кВт) и пятиступенчатой коробкой передач. Привод на заднее колесо осуществлялся карданным валом, переднее колесо оснащалось двухдисковым тормозом с механическим приводом. Силовой агрегат был выполнен по схеме, отработанной на гоночных машинах – два верхних распределительных вала с приводом шестернями. Из опасений, что мотоциклисты-любители станут переделывать эти машины для гонок, Доменико Агуста распорядился сделать все детали двигателя нарочито массивными. Увы, результатом оказалось лишь то, что массивный (221 кг) и очень дорогой байк проигрывал в динамике лучшим британским мотоциклам.


mv agusta 600 tourer.jpeg

MV Agusta 600 Tourer


Но вот пришел 1969 год. Honda представила свой СВ750, и все выпускавшиеся до тех пор тяжелые мотоциклы вдруг стали устаревшими – включая MV Agusta 600 tourer. Итальянский ответ состоялся в 1970 году – престижная машина предстала в полностью обновленном облике модели 750GT. Рабочий объем двигателя вырос до 749 «кубиков», а мощность – до 69 л.с (50,75 кВт). Исчезли тяжеловесные черты – их сменил стремительный спортивный дизайн. Любопытно, что от малоэффективного дискового тормоза с механическим приводом при модернизации отказались в пользу проверенного барабанного. Для гонок в 1971 году выпустили партию мотоциклов 750 Super Sport с форсированным до 78 л.с. (57,37 кВт) двигателем и обтекателем типа «Гран При».

В феврале 1971 года умер Доменико Агусто. Это оказалось судьбоносным событием для бренда MV Agusta, хотя изменения, приведшие к исчезновению (к счастью, временному) знаменитой марки стали заметны далеко не сразу.

mv_agusta_750s_72-73.jpg

MV Agusta 750S 72-73


Пока же внешне все оставалось по-прежнему. Стилистической революцией предстал показанный в конце 1973 года экспериментальный мотоцикл Ipotesi, созданный на базе модели 350В. Дизайн новой машины был построен на основе прямых линий. Она имела литые колеса сложного рисунка и дисковые тормоза. Этот байк пошел в серию в 1975 году.

Наиболее совершенный гоночный мотоцикл компании был создан в начале 70-х годов. Он дебютировал в 350-кубовой версии в конце 1972 года. А в сезоне 1973 года появился и 500-кубовый вариант гоночного байка. Машины получили разработанный инженером Руджеро Мацца четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения с двумя верхними распределительными валами и четырехклапанными головками цилиндров. Это были последние четырехтактные гоночные мотоциклы, способные на равных бороться с двухтактными соперниками – наступала эра «японцев», которые в «младших» классах доминировали с 1960-х годов, а теперь вот добрались и до мотоциклов с большими двигателями. Впрочем, летопись побед получилась впечатляющей. За 27 лет выступлений в чемпионате мира гонщики на мотоциклах MV Agusta выиграли 275 Гран При. На их счету было 38 титулов чемпиона мира в личном зачете и 37 – в зачете марок.

MV_Agusta_F4_1000_Senna-2.jpg

MV Agusta F4 1000 Senna


Большую, если не решающую роль в потерях позиций на рынке и в гонках сыграла смена руководства компании. Коррадо Агуста, ставший руководителем концерна после смерти Доменико, не видел смысла в тратах на «побочный» мотоциклетный бизнес. В 1977 году он не стал выставлять команду на чемпионат мира, а вскоре свернул и производство мотоциклов. До 1980 года четырехцилиндровые мотоциклы под маркой MV Agusta выпускала компания Magni, основанная Артуро Магнии, бывшим шефом гоночной команды MV Agusta. А потом…

В 1980-е год хозяева концерна Cagiva – братья Кастильони – занялись скупкой знаменитых марок, которые пришли в упадок. Весной 1992 было объявлено, что группа Коста Кастильони приобрела право на производство мотоциклов под маркой MV Agusta. Разработка нового мотоцикла отняла много времени и средств, едва не поставив концерн Cagiva на грань банкротства. Так, двигатель проектировался в Ferrari, а работа над ходовыми и эстетическими аспектами была поручена признанному мастеру Массимо Тамбурини, директору CRC (Cagiva Research Centre).


MV_Agusta_F4_1000_Tamburini.jpg

MV Agusta F4 1000 Tamburini


И вот, наконец, осенью 1997 года на мотосалоне в Милане был представлен спортбайк модели MV Agusta F4. Силовой агрегат машины – рядный, четырехцилиндровый, жидкостного охлаждения мотор, оснащенный системой впрыска топлива. Объем – 749 «кубиков», мощность – 126 л.с. (92,67 кВт). Рама образована переплетением труб из хромо-молибденового сплава и массивных легкосплавных пластин. Новинка отличалась изысканным дизайном, навороченной «начинкой», потрясающей ходовой частью и… ценой в $40 000!


500_3_yt.jpg

MV Agusta 500 cc Four

Было обещано, что вскоре появится и бюджетный вариант F4. И новейшая история компании получила еще один виток с дебютом модели F4 750 S. А в 2000 году была представлена экстремальная версия – SPR с 146-сильным двигателем и переработанной «начинкой». В модельной линейке бренда появилась и нейкед-байк – Brutale S. А в сентябре 2003 года дебютировал долгожданный «литровый» вариант – F4 1000S. Да сразу в трех модификациях – стандартной, Mamba и Tamburini. Последняя версия посвящена знаменитому дизайнеру Массимо Тамбурини, во многом определившему нынешний облик и стиль всей модельной гаммы MV Agusta.


F4 750 Serie Oro.jpg

F4 750 Serie Oro

Концерн Cagiva в 1999 году сменил название на MV Agusta Motor, но финансовое положение от этого особо не улучшилось. В 2001 году 20-процентный пакет акций компании приобрел итальянский концерн Piaggio. Тем не менее, оказавшийся в долгах производитель в 2004 году был куплен за 70 миллионов евро малазийским автомобилестроительным концерном Proton. Но в декабре 2005 года Proton решил все-таки избавиться от MV Agusta, и продал его за символическую цену в 1 евро итальянскому финансовому холдингу GEVI S.p.A. Но и это не все. В июле-августе 2008 года американский концерн Harley-Davidson приобрел MV Agusta Group за 70 миллионов евро. Но уже в октябре 2009 года Harley-Davidson объявил, что намерен продать MV Agusta холдинговой компании Клаудио Кастильони. Продажа завершилась в августе 2010 года.


2007MVAgustaF41000R-001.jpg

2007 MV Agusta F41000R


Современные модели MV Agusta отличаются эксклюзивностью и уникальностью. Производитель выпускает небольшие партии и модификации серийных мотоциклов, имеется и собственное тюнинг-ателье. По-прежнему модели MV Agusta выигрывают гонки и устанавливают рекорды скорости. Так, в 2006 году мотоцикл MV Agusta установил новый мировой рекорд скорости для серийных моделей с двигателем объемом до 1000 см3. В 2006, 2007 и 2008 годах мотоциклы MV Agusta попадали в десятку лучших моделей мира, становились лучшими моделями на различных выставках. Модель MV Agusta Brutale не раз признавалась байком года.


MV_Agusta_F4_Veltro_1.jpg

MV Agusta F4 Veltro


У моделей MV Agusta с давних времен стойкая репутация самых быстроходных и технологичных серийных мотоциклов, при этом очень дорогих. Собственно, на это и был нацелен сам граф Доменико Агуста. Все правильно. Лучшие в мире мотоциклы не могут быть дешевыми, легкодоступными и широко распространенными.


B_990R_04.jpg

MVAgusta Brutale 990R