29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Охота. Зимний хоровод

Охота в списке серьезных мужских увлечений стоит в самом начале, где-то посередине между карьерой и любовью к автомобилю. Как и всякая страсть, она нуждается в удовлетворении постоянно, невзирая на погоду, сезон или занятость, не зная выходных и праздников. Древний инстинкт (а еще и основательно развившаяся мода) гонит серьезных, важных и деловых мужчин вон из уютной квартиры и строгого офиса в грязь и морось, в стужу и зной. Туда, где редко ступает нога человека разумного и логичного. Чуждого «диким» хобби и не склонного к проявлению страстей. И по этой причине не понимающего и не осознающего всей прелести такого нелогичного и непрактичного занятия – охоты! В отличие от тех, кто ей занимается. И тех, кто занимается ее организацией. И здесь разного рода нюансов – край непочатый…

Не сезон?
Понятие «сезон» – все же категория больше условная, призванная систематизировать основные требования и к охотникам, и к их добыче. С тем чтобы облегчить существование одним и осложнить жизнь другим. Запреты и предупреждения об охоте на те или иные виды животных и птиц продиктованы необходимостью дать паузу, крайне нужную для пополнения поголовья, с одной стороны, и… для того же – с другой. За короткие периоды прекращения боевых действий на полях и в лесах животные успевают повстречать пару и заняться производством потомства. Люди же проводят отведенное на перемирие время для подготовки оружия, подгонки экипа, закупки необходимого провианта и оформления обязательных документов. И все это для того, чтобы с наступлением нового периода охоты рвануть навстречу друг другу. Ну или как в кино – один догоняет, другой убегает – тут уж кому как повезет…

Зима как раз и есть тот самый новый сезон, о котором грезят и который ждут настоящие охотники. Причин такого особого отношения несколько. Тут и совершенно новые ощущения от леса, и не испытанные прежде в более комфортных осенне-весенних погодах условия пребывания, и азарт от поиска и встречи с дичью, и использование более серьезного нарезного оружия, и… Да мало ли поводов порадоваться наступлению долгожданного праздника. А то, что для охотника каждый выезд на природу – праздник, могут сомневаться только ортодоксальные мизантропы. Но о них пусть пишут другие, еще более специализированные журналы.

Тем же, кто не чужд земных радостей, кто с нетерпением ждет открытия зимнего сезона, нелишне будет кое-что узнать перед тем, как рвануть в неизвестность. Такие вопросы, как «Кто официально разрешен к добыче в этот период?», «Какими документами необходимо запастись?», «О чем следует побеспокоиться перед выездом?», лишь на первый взгляд кажутся очевидными. В действительности все не так просто. И начинается это «непросто» буквально с первых шагов, с первого вопроса: а когда же начинается зимний сезон? Исходя из названия и здравого смысла, логично предположить, что зимний сезон начинается непосредственно с началом календарной зимы. Увы, у нас, как всегда, логика и реальность не совпадают. Зимняя охота в Приморье начинается не с 1 декабря, но месяцем раньше (хоть закачивается не летом – уже утешает). С 1 ноября по 15 января в Приморском крае открывается зимняя охота на копытных. И с того же 1 ноября, но уже по 15 февраля разрешена охота на пушные виды (соболь, колонок, белка). Надо ли говорить, что торговля и выдача (есть бесплатные категории) разрешений идет сейчас полным ходом.

Но приходится признать, что зимняя охота имеет ряд отличий от других видов и сезонов охоты. Ведь, помимо приятных хлопот и томительно-радостного ожидания, охота в зимнем лесу предполагает более суровые условия эксплуатации стволов и куда как более тщательный подбор гардероба. Что накладывает особые обязательства на самих охотников и предъявляет серьезные требования к их оружию. И к документам, что в тайге бывают порой нужнее сухой спички или глотка горячего чая. Поскольку в отсутствие нужной бумажки приятный уик-энд может закончиться весьма плачевно. Превратившись из увлекательной беготни по лесу в долгое, нудное и очень затратное хождение по инстанциям (для справки: штраф за «лишнего» изюбра увеличен с тысячи рублей до 105 тысяч рублей!). С единственной целью – отмыть свое имя от необоснованных (?) обвинений. А если недостающий документ как раз то, что не может подтвердить законного владения оружием, то у призрака «статья» есть все шансы материализоваться. Надо ли говорить, что внимательное отношение ко всем перечисленным вопросам может положительно сказаться на всем предприятии. Сиречь на охоте.

Бумажный сугроб
Количество необходимых документов, что окружают обычного человека, превышает все допустимые нормы. Одно перечисление разного рода бумажек, что сопровождают нас в течение жизни, составит толстенный том. Тоже, к слову, бумажный. Даже достижения в части новых технологий во многом обусловлены унификаций нужных (а чаще ненужных) свидетельств и разрешений. Так появляются пропуска, кредитные карты и прочая чипованная продукция.

Приятно отметить, что эта пагубная традиция пока не перешла в область охоты и охотничьего хозяйства. Да, зверей метят, вживляя им под кожу разную хрень, но подавляющего большинства охотников эти дополнения не касаются ни в коей мере. Им бы чего попроще! Наверное, как раз «идя навстречу пожеланиям трудящихся», формальный процесс допуска к охотничьим радостям упрощен до предела. И, к слову, практически лишен необходимости использовать терминал или банкомат.

О том, что потребуется на первом этапе, AG писал уже неоднократно, и едва ли есть смысл повторять все это в «осьмнадцатый» раз. Как на весенней, летней и осенней, на зимней охоте используются те же документы. Лишь одно дополнение. С этого года все путевки и лицензии можно приобрести только при наличии билета федерального образца. Это одна из обязательных книжечек охотничьего триколора, та, что зеленого цвета. И сразу приятная новость: выдается она совершенно бесплатно. И служит благой цели – учет всех любителей для внесения их в Госохотреестр. В конце концов, статистика должна знать и будет знать все! Номер этого зеленого билета вносится в приобретаемое разрешение. Из чего следует, что добыть чего-нибудь за чужой счет (настоящего владельца путевки) не получится, и значит, «гулять» придется исключительно «на свои».

Теперь непосредственно о «лицензии на убийство». Как известно, для того чтобы охота не носила противозаконный характер, добытчик (чаще группа) обязан имеет две обязательные бумажки. Одна из них дает право отстрела конкретной живности в определенном количестве. Другая – право находиться на территории, где означенная живность обитает. Стоимость каждой из упомянутых выше бумаг сравнительно невысока. А вот штрафы за их отсутствие могут ввести в ступор особо впечатлительные натуры – столь они беспощадно высоки. Но хочется верить, что никому из читателей испытать радость встречи с инспектором не придется.

Цена разрешения зависит от того, на кого предстоит охотиться. Чем руководствуются охотпользователи при установке цен – коммерческая тайна. Дело в том, что между несколькими десятками охотничьих хозяйств Приморья идет скрытая, но непрерывная борьба за клиента. И потому разница в ценах может колебаться весьма значительно. Доходя порой до стократной (!) разницы. Но если не брать в учет фантазеров от охоты, средняя цена по краю приблизительно одинакова. Так, право на отстрел изюбра встанет в 20 тысяч рублей, кабана – в 16, косули – в 14. Тут важно отметить, что настоящий документ выдается не на одного человека, а на группу не менее четырех «бойцов». И потому пугающая сумма в «большие тыщи» на деле оказывается более чем приемлемой. Для тех же, кому и этих денег жалко, пусть служит утешением тот факт, что идут они на благоустройство охотхозяйства, подкорм животных и мониторинг. Другими словами, на изучение того, кто и сколько летает, плавает и стучит копытами в конкретном ареале обитания. Именно результаты таких исследований позволяют планировать следующий охотничий сезон, ориентировать охотников на ту или иную дичь и выдавать лицензии на отстрел, обеспеченные наличием зверя. Тут будет уместно заметить, что ни один охотпользователь не позволит отстрелять у себя дичь, что называется, «под самый корешок». И в этом с ним (редкий случай!) согласно государство. Поскольку именно с самого верха приходит цифра разрешенного к добыче поголовья. Выведенная из тех данных, что отсылает на этот самый верх каждый (!) охотпользователь. Не секрет, что она довольно скромна – приблизительно 10% от общего числа обитающих в хозяйстве. Вот на них-то и выписываются лицензии и разрешения. Но хватит ли зверя на всех желающих? Хватит! Опыт (а еще ежегодная статистика) показывает, что в течение сезона охотникам удается взять лишь половину (максимум 60%) от разрешенного. Другими словами, немалая часть охотников пробегает по зимнему лесу исключительно для души и собственного здоровья. Ну и, понятно, не причинив вреда здоровью потенциальной дичи. Которой с такими традиционными итогами почти ничего не угрожает.

Организационные вопросы
Один из законов Мерфи гласит: «Соседняя очередь движется быстрее». Следствие из него тоже неутешительно: «Стоит перейти в нее, ваша начинает двигаться быстрее». Это к тому, что всегда возникает вопрос о том, насколько «урожайным» может стать тот или иной участок на охоте. Может, кто не знает, но все охотничьи хозяйства делятся на много-много небольших участков, которые и предлагаются «добытчикам» при покупке разрешения и путевки. Любопытно, но, по утверждениям специалистов, разделения на «жирные» и «скудные» делянки не проводится. Считается, что все сектора приблизительно одинаковы. И потому не стоит беспокоиться, что любимчикам будут выданы зоны с повышенным поголовьем, а новичкам втюхают отдаленную площадку, начисто лишенную дичи.

Вторая опасность, которая представляется неофитам совершенно реальной, – не будет ли тесно? И действительно, помимо совершенно определенной скупости («Чего это они на моем участке стреляют мою дичь?!»), существует в этом случае и совершенно реальная опасность. Использование на зимней охоте более дальнобойного нарезного оружия основательно увеличивает риск случайного поражения живой силы. Это если группы охотников будут находиться в непосредственной близости и не будут информированы о перемещении друг друга. Но такая диспозиция практически исключена. Дело в том, что, имея в активе площади в десятки тысяч (!) гектаров, охотпользователи совершенно спокойно разводят команды охотников на безопасные расстояния, не предполагающие даже минимальный риск! Из чего следует, что опасность «толкаться локтями» никому не грозит. И значит, можно сосредоточиться непосредственно на «главном блюде», ради чего, собственно, все и собрались, – на охоте. И удача вам в помощь!

Охота. Зимний хороводМнение специалиста.
Юрий Михайлович Пустовой, председатель совета организации «Владивостокской клуб любителей охоты»:

– Каждый год все охотпользователи обязаны проводить зимний маршрутный учет копытных животных и пушных зверей. Учетчики в прежние времена проходили по специальным учетным площадкам (отведенным охотнадзором) и отмечали следы, оставленные зверями на снегу. Сегодня делаются треки по всему хозяйству, и каждый такой трек (проход) составляет 350 км. На протяжении него нужно отметить все следы, по которым и определятся количество зверя на этой площади.
Что главное на зимней охоте? Ноги и удача. И третья составляющая – наличие зверя в охотхозяйстве. И если охотхозяйство вкладывает в свои площади деньги, труд, обеспечивает охрану и соблюдение законности, численность зверя обычно велика. А где хорошая численность – там шансов кого-то добыть значительно больше. Ну а то что добывают только половину от разрешенного… Данная цифра никого не огорчает, поскольку охота ведется для удовольствия, это ведь всего лишь хобби. А не насущная необходимость кормить семью или обеспечивать пропитанием город.