29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Собака. Точка. Окончание

Охота, вопреки укоренившемуся мнению, вовсе не предполагает массовости. В том смысле, что степень удачливости мероприятия напрямую не зависит от числа участников. Это в давние времена гуртом мамонта загонять получалось легче, да и против пещерного медведя выстоять группой было как-то сподручнее. Ныне все изменилось.

(ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО – В ПРЕДЫДУЩЕМ НОМЕРЕ AG)

Сегодня охотник, экипированный по последнему слову техники, проконсультированный спецами и сориентированный спутниками, уже не особо нуждается в компаньонах. Что позволяет привнести в это древнее действо элемент интимности и самоуглубленного созерцания.

Вечный второй
И все же совсем без спутника не обойтись. Как ни крути, но лес по-прежнему представляет для городского жителя некоторую опасность, а его обитатели отнюдь не стремятся стать трофеем. Даже подраненные зверь или птица, следуя древнему и всепоглощающему инстинкту выживания, хоронятся в глубине или чаще. И достать их без риска свернуть шею, провалиться в трясину или под лед человеку почти нереально. Человеку – да. Но его вечному (это не преувеличение!) «второму» сделать то же самое – пара пустяков. Поскольку он легче, быстрее, опытнее. Да и перемещается, в отличие от неуклюжего «первого», не на двух лапах, а на четырех. Собака – вот решение всех (ну, или почти всех) охотничьих проблем. Дрессированный пес не только обнаружит дичь, укажет на нее хозяину и «поднимет», но после выстрела только он единственный сможет обнаружить подранка. И что самое приятное во всей этой процедуре, с ним, полноценным партнером, не придется делиться славой, выяснять, кто стрелял первым, кто попал и кому, в конце концов, принадлежит трофей. Пес априори согласен на все условия. Для него просто побегать по лесу, полаять на бабочек, полежать на привале возле любимого хозяина и есть предел собачьего счастья. А уж о собачьих преданных и благодарных глазах и говорить нечего. Ни одна самая влюбленная женщина или восторженный ребенок никогда не будут смотреть на мужчину с таким обожанием и восхищением, как этот нестриженый, лопоухий и смешной пес. Правда, чтобы он стал таким, придется приложить немного сил. Или – много! Это в том случае, если желание сэкономить пересилит здравый смысл. Ведь в вопросах выбора щенка охотничьих пород, равно как и в последующих шагах по его воспитанию, мелочей нет. Как говорил Бывалый в фильме «Кавказская пленница», «это вам не лезгинка, а твист». А тут все еще сложнее…

Родительский дом
В отличие от любителей собак служебных пород, охотники значительно стеснены в возможностях. Нет, разговор не о материальной составляющей (хороший экип стоит, как хороший автомобиль), но о вариантах в части приобретения собаки. Дело в том, что при решении задачи завести, скажем, «немца» вопрос решается просто: из сравнительно длинного списка клубов служебного собаководства выбрать либо самый именитый, либо максимально близкий географически. С охотничьими все сложней и проще, поскольку такой клуб – всего один на весь Приморский край. Он так и называется – «Приморский краевой клуб охотничьего собаководства». Именно там регистрируются все пометы (и значит, все без исключения «рабочие» щенки внесены в базу). И только там собаку вписывают в охотничий билет. Напомним: использование собаки на охоте приравнивается к использованию оружия. Надо ли объяснять, чем чревато посещение охотничьих угодий с незарегистрированным стволом?!

Но что важнее, только там работают специалисты исключительно по охотничьим породам. Они, как все собачники, люди открытые и доброжелательные. И значит, охотно подскажут новообращенному, на какую породу обратить внимание, сориентируют по ценам и срокам. Собаки – не куры, круглый год не несутся, и очень хороших щенков, возможно, придется подождать. Если регалии родителей (выставочные оценки, полевые заслуги и проч.) и родословная нового члена семьи не особенно важны, в клубе подберут вариант, удовлетворяющий требованиям и кошельку. И можно не сомневаться – это будут хорошие собаки, надежные спутники и умелые охотники. Впрочем, об этом позже.

С чем же связана такая уверенность? С авторитетом и клуба, и его сотрудников. Последние, рекомендуя того или иного щенка, в буквальном смысле «подписываются» за него. Поскольку (и это не шутка) знакомы с ним лично. Знакомства происходят на процедуре, названной недвусмысленно – выбраковка. Да-да, чтобы стать охотничьей собакой, мало ей родиться. Сколь ни знамениты и достойны родители, но и у них случаются осечки. В результате чего на свет появляются… скажем так, не совсем достойные экземпляры. Нет, у них нет второй головы или дополнительной пары лап, но для охоты они не годятся. Причин тому множество. И первый пункт в списке врожденных недостатков – боязнь выстрела. Исправить это невозможно, поскольку «косяк» на генетическом уровне. Туда же можно отнести трусость или излишнюю агрессию, не свойственную той или иной породе. Есть и другие причины, уже анатомические. Неспециалистам, возможно, и неведомо, что на каждую породу есть свои стандарты. И породистая собака должна им соответствовать. Так вот, если при осмотре обнаруживается дефект, собака безжалостно (или со слезами на глазах, ведь щенки такие хорошенькие!) выбраковывается. В клубной базе остаются только самые-самые.

А что же с «забракованными»? Вот тут-то в дело вступает русская сметка. Понятно, что никто их физически уничтожать не станет, хотя бы из жадности. Они предлагаются потенциальным покупателям, но… по чуть-чуть заниженной цене. Понятно, что настоящая причина такой щедрости опускается, а озвучивается другая – более гуманная и трогательная. Забота о щенке и клиенте, личная симпатия и добрые отношения – лишь часть старой как мир сказки, рассказываемой веками продавцом покупателю. Халява, желание купить «на грош пятаков» могут сыграть с «экономистом» злую шутку. Поскольку вместо хорошей рабочей собаки у него есть все шансы купить просто собаку. С проблемами, не свойственными охотничьему псу-компаньону. И при этом по весьма чувствительной цене! Кстати, то же касается и приобретения собаки по объявлениям. Ни документов в настоящем, ни выставок в будущем ожидать от такой «негоции» не следует. Равно как и врожденных охотничьих навыков. В лучшем случае новый владелец получит просто веселого хвостатого приятеля-звонка, в худшем – трусливого, злого, больного доходягу. Но избавиться от него уже не просто – он ведь живой, уже свой…

Собака. Точка. Окончание

Лапка за лапку…
Собираясь завести собаку, приходится решать множество проблем. Щенок – тот же ребенок, только говорить не может и растет быстрее. Правда, в отличие от роддома, где владельцам выдают то, что они сами смастерили, собаку можно выбрать. Высказав свои пожелания, с учетом важных и значимых моментов: наличия в доме детей или стариков, двора или его отсутствия и прочего в том же духе. С этим тоже помогут в клубе, рекомендовав того, кто поспокойнее или, напротив, поагрессивнее (пусть попутно еще и частный дом охраняет). Плюс сориентируют по ценам, которые могут разниться в разы – все зависит от фантазии заводчика. Впрочем, не только. Дело в том, что это у человека разумного спаривание происходит спонтанно, а то и по недомыслию. У породистых собак такая вольность недопустима. Маму и папу будущему щенку выбирает не слепой случай, а очень даже зрячий и информированный заводчик. Для него процесс появления новой жизни – не столько чудо, сколько реализация бизнес-проекта, призванного нейтрализовать недостатки, свойственные одному родителю, достоинствами другого. В результате чего, пусть и искусственно, появляется особь, максимально соответствующая стандартам породы. Чтобы плюсы и минусы предков перекрывались, собачьих маму и папу ищут… по всему миру! А отыскав, договариваются о свидании. Тоже, к слову, не бесплатном (вот здесь уже – как у людей). Все эти хлопоты занимают немало времени и требуют ощутимых затрат. И потому не приходится удивляться, что щенок может стоить и десять тысяч, и все тридцать. И это далеко не предел.

Немаловажный вопрос – когда приобретать щенка? Специалисты рекомендуют возраст 1,5-2 месяца (кинологи предпочитают единицу измерения «неделя»). Шестинедельный щенок считается идеальным для переезда в новую семью, этот возраст лучший для адаптации, а период жизни – наиболее активный для социализации. Понятно, что угадать с неделями получается не всегда, но беспокоиться особо не стоит. Предельного порога (когда уже ну никак!) не существует. Просто социализация, привыкание и адаптация будут длиться дольше. И нередко сложнее.

Если кто-то думает, что появление четвероногого непоседы в доме решает все проблемы, то он глубоко заблуждается. Тут, как в «Санта-Барбаре», все только начинается. Или, правильнее сказать, продолжается. И на первом этапе на первый же план выходит здоровье щенка. Как правило, первая прививка делается заводчиком в возрасте двух месяцев, вторая – еще через три недели. Деньги потребуются не великие, и потому экономить не стоит. Щенок в этом возрасте почти беззащитен и подхватить какую-нибудь заразу для него – пара пустяков. А вот лечение может влететь в копеечку. И вовсе не факт, что удастся выходить мальца. Так что со здоровьем лучше не экспериментировать.

А с именем – и само не получится. Еще и потому, что щенка приобретают уже… названным. Его дает при актировке помета лично заводчик, исходя из… первой буквы помета. При этом в кличку (которая в обязательном порядке записывается в собачьи документы) включаются буквы из имен родителей, названия местности и питомника. Но если кличка, по мнению нового хозяина, никак не подходит его питомцу, ее можно сменить. Причем на законных основаниях, в течение двух недель после покупки (как и записано в правах потребителя). Но, как правило, особых проблем этот пункт не вызывает. Поскольку в реальной жизни сложносочиненные и труднопроизносимые «официальные» клички заменяются на более привычные и понятные. И потому, к примеру, какая-нибудь Кэральма-Юлси-Гнесси-Бриффенау в домашней обстановке охотно откликается на Люську или Альку. А то и просто Машку или Шарика.

Собака. Точка. ОкончаниеМнение специалиста. Юлия Вячеславовна Гусева, кинолог Приморского краевого клуба охотничьего собаководства:

– Что касается покупки, цены устанавливает заводчик. На сегодня хороший щенок стоит от десяти до тридцать тысяч. Здесь учитывается все: и то, что мама с папой супер-мега-титулованные, и что на вязку возили в Москву или Санкт-Петербург (а бывает, что и за границу)…

Такие щенки априори будут стоить недешево – заводчики вкладывают в это дело серьезные деньги, время, опыт… Так что, кто хочет хорошую собаку, пусть готовится платить. Ведь человек, собираясь на охоту, покупает хорошее дорогое ружье. А собака приравнивается к оружию. Так почему же она должна стоить меньше?!