29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Собака. Точка

Издатели хорошо знают главный принцип продвижения своих товаров. Суть его коротко и легко можно сформулировать, несколько переиначив известную флотскую формулу, – как книгу назовешь, так она и будет продаваться. И потому нет сомнения, что томик с названием «Как увеличить эффективность охоты в пять раз» смели бы с магазинных прилавков все умеющие читать хотя бы по слогам любители охоты. И, проглотив все написанное, несомненно пришли бы в недоумение и ощутили легкое разочарование. Поскольку ничего нового для себя не обнаружили бы. Ведь добиться обещанного и вынесенного в заголовок можно очень простым и приятным способом – завести собаку.

Три в одном
Значение собаки в современном обществе, увы, утратило главенствующие позиции. И действительно, ну где ей проявить свои уникальные природные качества?! Тучные стада охранять не нужно, дом сторожить не требуется, брать нарушителя не получается… Собака из серьезного защитника и умелого помощника как-то незаметно, но неумолимо перешла в ранг предметов искусства. Ну, это в лучшем случае. Чаще же ей приходится довольствоваться ролью живой игрушки для хозяйских детей и спутника на вечерних прогулках для самого хозяина. Говорить, что это плохо, едва ли уместно. Давно замечено, что присутствие в доме живого и веселого, игривого и компанейского пса значительно улучшает моральный климат в семье, смягчает нравы ее взрослых членов и значительно облегчает социализацию детей. Но оказывается, что перечисленными пунктами достоинства собаки не исчерпываются. Если кто-то помнит, одомашненный в каменном веке волк выполнял при человеке в те давние времена совершенно определенную функцию – помогал охотиться. И судя по тому, что человечество худо-бедно выжило, справлялся с порученным делом неплохо. И готов справляться дальше! Что бы ни говорили «самые передовые в мире» советские ученые, но генетика не была и не стала «продажной девкой капитализма». Убедительно доказав: полученные предками качества никуда не исчезают, но передаются потомкам в целости и сохранности. И, следовательно, можно не сомневаться, что большую часть своих навыков собаки сохранили на генетическом уровне. А значит, готовы опять гнать зверя, «поднимать» птицу, находить подранка. Причем делать это они способны не хуже своих доисторических предков. А может, и лучше! Поскольку цивилизация и на них накладывает свой отпечаток, постепенно превращая движимую лишь инстинктами животину в умного, хитрого и расчетливого добытчика.

Этот очевидный для бывалых охотников факт постепенно доходит и до остальных. Не столь опытных, но охочих до мелких земных радостей. К числу которых относится и охота. Специалисты отмечают: интерес к собакам как к партнерам в деле добычи зверя и птицы стремительно растет. Во многом это обусловлено тем фактом, что охотники из диких и неуправляемых бандитов периода первичного накопления капитала постепенно превращаются в цивилизованных и увлеченных своим занятием людей. Вкладывая в свое хобби немалые (порой просто колоссальные!) средства, они не могли пройти мимо собаки. Еще и потому, что участие в охоте четвероногого «второго номера» многократно (!) повышает эффективность охоты. И значит, можно надеяться, что у купленных за сумасшедшие деньги ружей есть шанс остаться не просто украшением.

Собака. Точка

«Челночный» бег
Те, кто никогда не охотился с собакой, едва ли в полной мере осознают суть и приемы такого сотрудничества. Вероятнее всего, в представлении большинства участие хвостатого охотника сводится лишь к красивому позированию последнего на фоне добытых трофеев да предупредительному лаю на привале во время обязательных охотничьих посиделок. Но в реальности, как это нередко бывает, все происходит с точностью до наоборот. Собака на охоте (в особенности на летающую дичь) не просто помощник, но полноправный партнер. Причем крайне полезный.

Идущий «челноком» по полю впереди своего «первого» пес только ему известными способами, по только ему ведомым признакам находит затаившийся будущий трофей (охотники говорят «причуял дичь»). После чего так же без лишних звуков и ненужных движений стойкой указывает «человеку с ружьем» направление, в котором тому предстоит стрелять. Минутная пауза (эти двуногие такие медлительные и неуклюжие!) уходит на подготовку к выстрелу, и звучит команда «пиль!» (иногда «вперед!»). Прыжок в сторону будущего ужина – и охотнику остается лишь не промахнуться в испуганно вспорхнувшую птицу. Но и это не все, на что способен хвостатый «второй». Как раз после того, как птица сбита, он и демонстрирует свой, пожалуй, самый главный и нужный навык – он единственный, кто может достать дичь и принести ее стрелку. И дело здесь не только в том, что собака изначально более приспособлена к существованию в лесах-степях-болотах (и значит, сможет легче проползти-пробежать-проплыть), но и в том, что она может найти подранка, как бы далеко или неудобно он ни упал. По некоторым данным, только из-за невозможности отыскать «почти добычу» теряется 4/5 всех возможных трофеев. Едва ли в этом случае уместно говорить об удачной охоте. Такая эффективность «собачьей работы» нашла свое отражение и в официальном оформлении – пес в обязательном порядке должен быть вписан в охотничий билет. Другими словами, пусть и опосредованно, собака признается не менее важным и нужным элементом охотничьего снаряжения, чем нож или ружье. А уж о ее полезности и говорить не приходится.

А вот о чем поговорить не лишне, так это о породах. За годы эволюции (как человека, так и собаки) эта парочка научилась существовать более чем гармонично. Чему во многом способствует разделение собак на породы, каждая из которых выводилась под выполнение той или иной человеческой (!) задачи. Для охотников все они свелись к одному – добыть зверя или птицу. А вот тут важно не спутать эти две категории. Поскольку для добывания птиц требуются одни породы, для охоты копытных – совсем другие. И лучше бы не смешивать… Поскольку не «заточенная» под планируемые действия собака может оказаться… совершенно бесполезной. Или, по крайней мере, не столь эффективной, как могла бы стать другая порода. Так, к примеру, профессиональные охотники-промысловики, специализирующиеся на добыче кабана, изюбра или медведя, всем породам предпочитают лайку. Неприхотливая, выносливая, самостоятельная лайка уже не просто помощник – она практически организатор охоты. Ее путешествие по лесу (не редко в гордом одиночестве) – это не погоня за бабочками, но планомерный поиск зверя. На которого она после поимки и выводит хозяина. Кстати, кто видел общение лайки с владельцем, скорее всего, воздержится от разделения их на «хозяина» и «нехозяина», настолько самодостаточными выглядят эти собаки.

Для любителей, не стремящихся присоединить к своим трофеям медвежью шкуру или лосиный камус, все многообразие потенциальной дичи сводится к пернатым. И в этом случае лучше рекламного слогана и не скажешь: при всем многообразии выбора альтернативы легавым нет! Легавая – не порода, как думают некоторые, но целая группа пород собак, выведенных исключительно для охоты на низколетящие цели. И выделенная Международной кинологической федерацией (FCI) в отдельную группу – «подружейные легавые». Определение «подружейные» указывает на то, что собаки после соответствующей подготовки смогут работать в поле, не подставляясь под выстрел. Другими словами, после того как птица, поднятая ими, взлетела, они за ней не следуют и не взлетают. Напротив, уклоняясь от выстрела, припадают к земле в ожидании «своего выхода».

К вышеозначенной группе принято относить довольно ограниченное число пород. Среди наиболее популярных – дратхаары, курцхаары, сеттеры и спаниели. Постепенно набирает популярность охота на утку с лабрадорами и золотистыми ретриверами. Эти славные собачки до недавнего времени заводились только для «домашнего пользования». Если проще – выполняли декоративную роль услады для глаз или роль собак-компаньонов на вечерних моционах. Но эти красавцы пока все же больше экзотика и встречаются редко. А вот кто совершенно естественно вписывается в охотничьи декорации и чувствует себя в поле или на болоте как рыба в воде, так это сеттеры и спаниели. Любопытно, что в России наибольшим спросом пользуются «иностранные» сеттеры (английский, ирландский, шотландский), а спаниели – исключительно русские!

Собака. Точка

Куплю друга
Известно, что бывает, если «друг оказался вдруг…». Если коротко – ничего хорошего. И потому нет ничего удивительного или необычного в рекомендации выбирать друзей тщательнее. Ну, чтобы потом не было мучительно больно и далее по тексту некогда очень популярной книжки. Относится этот совет не только к области человеческих отношений, но и к тому, что составляет суть подготовки к охоте. И если с двуногими спутниками лучшими помощниками станут опыт и знание человеческой психологии, то в деле выбора собаки все же лучше обратиться к специалисту. И тому есть ряд причин, среди которых более близкая современному человеку экономия – на первом месте.

Итак, где же найти друга, на что обратить внимание при выборе, каким критериям отдать предпочтение? Эти и множество других вопросов встают во весь свой гигантский рост перед желающими завести собаку. И если в деле выбора собак служебных пород выбор более чем огромен, то с охотничьими породами все обстоит несколько сложнее. Более подробно об этом и многом другом из «собачьей жизни» читайте в следующем номере AG.

Собака. ТочкаМнение специалиста.
Юлия Гусева, кинолог Приморского краевого клуба охотничьего собаководства:

– Охота с собаками набирает все большую популярность, поскольку такая охота намного продуктивнее. Сегодня охота принимает все более цивилизованные формы и все больше людей обращается с пожеланием купить хорошего щенка.
Но тут стоит предупредить: тому, кто желает иметь хорошую собаку, нужно готовиться платить. Ведь человек, собираясь на охоту, покупает дорогое ружье, недешевую экипировку, так почему же собака должна стоить меньше (тем более что она, как известно, приравнивается к оружию)?!
И еще. Я уверена, что, несмотря на появление разного рода технических приспособлений для охоты, собаку никогда и ничто не заменит. Потому что ничто не заменит собачий нос, собачью преданность и собачьи глаза…