23 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Волшебная дудочка

Наверное, все же не охотник придумал желать удачной охоты несколько странным словосочетанием – «ни пуха ни пера!». В этом случае возникает совершенно закономерный вопрос: какого рожна тогда идти в лес?! Ведь если не ставить своей целью что-то добыть, подстрелить, поймать, то весь долгий и очень недешевый этап подготовки к охоте не более чем попытка убить время и избавиться от излишней наличности. Отсюда вывод: пожелание должно звучать как-то иначе – точнее, полнее, весомее. И чтобы не забираться вглубь филологических изысков, можно, пожалуй, остановиться на самом простом и доступном – удачи!

Ваше благородие…

…госпожа удача… От того и «благородие», что свою милость проявляет не ко всем. Что и говорить, дама она избалованная, капризная и непоследовательная. Приручить ее еще никому не удавалось, и потому подавляющее большинство тех, кто считает себя людьми неглупыми, только на нее… не рассчитывают, отдавая предпочтение опыту, смекалке и тщательной подготовке.

Охота – из категории мероприятий, где удача – один из важнейших факторов. Не оттого ли из уст в уста передаются совершенно фантастические охотничьи истории о том, как однажды… Вот только, как правило, такое происходит нечасто. И едва ли даже очень крупный трофей, взятый «как-то раз», в состоянии искупить последующие неудачи. А их при таком подходе можно ожидать бесконечно много. А можно и избежать, если не ждать милостей от «их благородий», а подойти к делу с умом, изучить опыт бывалых охотников, воспользоваться их советами и находками. И уже не просто сидеть, выглядывая, когда добыча «дуриком» придет сама, а заняться ее вдумчивым поиском. Порой этот процесс осложняется тем, что дичь ни в какую не желает идти в расставленные сети. И что, сворачиваться и ни с чем возвращаться? Нет, ей просто требуется помочь, подтолкнуть к нужному решению, подсказать правильный ответ. И лучше всего это можно сделать, если… говорить с ней на одном языке. В этом деле нет лучшего переводчика «на птичий», чем манок. В отсутствие означенной выше удачи он исполнит роль ее представителя лучше кого-либо еще. Даже из названия понятно, что это приспособление способно имитировать своим звучанием голоса зверей или птиц. Приманивая их тем самым к себе и тому парню, который умеет им пользоваться. Поскольку для птиц и животных он уже не человек с ружьем, но свой, сладко поющий о том, что корма здесь питательные, вода чистая, а самки жирные и сговорчивые. И, услышав этот сигнал-приглашение, идут рядами и колоннами прямо под выстрел наивные птахи, могучие олени и осторожные волки. Ничего не поделаешь, у животных, как и у людей, очень сильна вера в сказку и надежда на халяву. Только для последних роль манка исполняет реклама. Вот, собственно, и вся разница…

Взять в рот

Манков за всю историю охоты придумали немало. И едва ли не для каждого представителя животного мира. Как и самих животных, манков по типам, виду, размерам, звучанию и назначению великое множество. Есть среди них примитивные свистульки, а есть агрегаты, в работе которых используются последние научные достижения и самые передовые технологии. И тем не менее все это многообразие можно разделить всего на две категории: ручные (механические или духовые) и электронные.

Начать, как водится, полезнее с самого доступного. Как по цене, так и по способам использования. И ручные манки удовлетворяют этим условиям в полной мере. Простые по конструкции, они не предполагают специфических знаний или искусного владения инструментом. Вне зависимости от производителя (фабрика или «очумелые ручки») принцип действия простейших манков один. По большей части звук из них извлекается благодаря колебанию в потоке выдыхаемого воздуха язычка резонатора, расположенного в мундштуке. Любопытно, что если сопоставить между собой манки, изготовленные в разных, порой весьма удаленных друг от друга географических точках, то выявится их… почти полная идентичность. Складывается впечатление, что охотники разных стран совершенно независимо друг от друга изобретали одно и то же. Только материал, из которого они сооружали манки, был различным.

Плюсов традиционного манка не счесть. Главный из которых – невысокая цена. А это значит, что и сменить его не сложно, и потерять не жалко. Он легок по весу, неприхотлив (что особенно важно в сыром лесу) и прост в использовании. Недостатки, как водится, являются продолжением достоинств. И первым пунктом в этом длинном списке придется поставить очевидное: примитивная конструкция ручного манка не позволяет отрегулировать звучание, если на уже имеющийся призыв дичь не реагирует (а то и пугается). Вторая сложность заключается в том, что при наличии у охотника слабых легких пользоваться таким манком проблематично. Элементарная усталость, рассеивание внимания, резонирующая вибрация в черепе – все это не способствует концентрации и повышенной реакции. И как следствие – удачной охоте. И действительно, попробуйте-ка «покрякать» час-другой, не изменяя темпа и тембра. А после – выстрелить в стремительно появившуюся дичь. Да так, чтобы и рука не дрогнула, и утка не заподозрила неладное от изменившегося «голоса». И не шарахнулась от «предателя» куда подальше. Плюс желательно, чтобы охотник обладал хоть каким-то музыкальным слухом. Но это для тех, кто рискнет конструировать манок самостоятельно. Кстати сказать, в славной памяти в Советском Союзе манки ручной работы были обычным делом. Ну и такой пустячок, как склонность уток и прочей живности внимать голосам «искусственных собратьев» исключительно своей местности. Орнитологи давно заметили этот феномен и тщательно его изучают. А вот охотникам недосуг даже прочитать о нем. Вследствие чего они смело идут на охоту со среднестатистическими манками, рассчитанными… непонятно на какую местность, область или ареал. Ну, об охоте в этом случае говорить приходится едва ли. Впрочем, польза все же есть: может, хоть воздухом подышат…

Волшебная дудочка

Флешмоб

Всех вышеперечисленных недостатков в полной мере лишен другой тип манков – электронный. Есть и у него одно «темное пятно», но о нем ниже. Пока же о достоинствах, которых воистину не счесть. И главное среди них – полная идентификация голосов добываемой дичи. Другими словами, никто (в том числе и утки-гуси) не в состоянии различить подмену. А что вы хотите – хай-тек, компьютер способен и не на такое! Записанный на флеш-карту набор из сотен (!) голосов птиц и зверей в состоянии приманить хоть утку, хоть селезня, хоть волка, хоть ворону. Последнее – отнюдь не шутка. И ворона, и волк относятся к числу самых осторожных представителей животного мира и по этой причине представляют собой едва ли не самый сложный охотничий трофей. При этом оба крайне прожорливые и способны нанести человеку весьма чувствительный материальный урон. Именно по этой причине отстрел волков и ворон происходит исключительно с помощью электронных манков. Что говорит об их эффективности лучше любой самой мощной рекламной кампании.

Вторым весомым плюсом «электро-га-га-га» (жаргонное название электронных манков) является их простота. Владельцу такой «игрушки» не требуются ни музыкальный слух, ни объемные легкие, ни физическая выносливость. Достаточно вставить в аппарат батарейку, выбрать нужный трек и нажать кнопку «play». Все остальное сделает умный прибор: будет долго и настойчиво убеждать «собратьев» в том, что здесь безопасно, обильно и сытно. Охотнику же остается самое приятное и интересное, то, ради чего он, собственно, и пришел, – ждать подходящего момента для выстрела. А то, что он наступит, можно не сомневаться – эффективность электронного манка давно уже ни у кого не вызывает сомнений. Настолько, что ей (и, как следствие, числом добытых с его помощью «голов») заинтересовалось государство. Привычно не желая заморачиваться нюансами, «государевы люди» просто-напросто… запретили их к использованию. О чем недвусмысленно написали в официальном документе – «Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. № 512 «Об утверждении Правил охоты» (опубликован 24 февраля 2011 г. в «РГ», вступил в силу 7 марта 2011 г.). Так, в главе VII («Требования к отлову и отстрелу охотничьих животных»), в статье 52 («При отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается») говорится следующее: «Применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волков, шакалов и ворон (серой, черной и большеклювой), в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам» (п. 52.14.).

Здесь можно было бы опускать занавес, закрывать соответствующие отделы магазинов и задерживать практически всех сколько-нибудь прилично экипированных охотников (прибор стоит недешево и потому обычным любителям не по карману). Вот только, как нередко бывает в России, строгость законов смягчается их исполнением. О том, что электронный манок есть почти у каждого и активно используется, известно всем. Равно как и то, что доказать применение электроманка практически невозможно. Ведь охотник, может, и не охотник вовсе, а любитель птиц, прибывший в лес исключительно с научно-исследовательскими целями. Запрет электронных манков – очередной самообман, попытка спрятать голову в песок и не замечать уже свершившегося – нового витка прогресса в охотничьем деле. Увы, джинн выпущен из бутылки – и засунуть его назад практически невозможно. Дискуссия по этому поводу ведется давно, и доводов «за» более чем достаточно. И есть надежда, что в проекте нового «Закона об охоте» этот пункт будет пересмотрен. Пока же есть то, что есть. Что выбрать в качестве «волшебной дудочки» на охоте, пусть каждый решает сам. В силу своего понимания этических и юридических норм. И – удачи ему…

Юрий Пустовой

Мнение специалиста:

Юрий Михайлович Пустовой, председатель совета владивостокской организации «Клуб любителей охоты»:

– Манок на охоте – штука очень полезная. К примеру, на весенней охоте на водоплавающую дичь разрешено стрелять только селезней. Но, чтобы он с небес спустился и можно было его рассмотреть и лишь потом стрельнуть, ему только чучел бывает недостаточно (хоть они сегодня очень качественно сделаны). Ему нужен еще и голос. И манок издает «утиный» звук, отделяя тем самым селезней. Вообще-то, уважающий себя охотник никогда не станет стрелять самку, будь это зверь или птица. И использование манка, даже с этической стороны, полезно – ошибок меньше. В том и выгода его – простота и избирательность пола добычи. Как выбирают манки? Обычно каждый выбирает под себя, к чему привык. Есть уже известные фабричные, есть те, что делают сами. Там ведь все просто – две деревяшки и пластинка, которая вибрирует. Все обматывается изолентой, и крякай на здоровье. Только звук нужно подобрать похожий на голос настоящей утки. И тут хорошо тем, у кого слух есть...