Цифры бизнеса. Дальневосточный рынок новых авто
Сколь хорошими и прочно закрепившимися в сердцах дальневосточников ни были бы праворульные японские авто, в салонах официальных дилеров их не найти. А между тем 2013 год официально считается юбилейным для дальневосточных дилерских центров: ровно сто лет тому назад, в 1913-м, знаменитый торговый дом «Кунст и Альберс» стал первым в нашем регионе официальным представителем марки Ford. С тех пор многое изменилось, так какими же тенденциями живет белый рынок сейчас?
Неудивительно, что в российский топ-50 по объему рынка новых легковых автомобилей за девять месяцев 2013 года ни Приморский, ни Хабаровский край не вошли, несмотря на явную переориентацию пиков продаж из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. Зато наметилась еще одна тенденция: официальные продажи через дилерские центры смещаются в сторону более дорогих моделей (речь идет о пороге в 15 000 долларов), а происходит это в первую очередь за счет обилия привлекательных для большинства клиентов кроссоверов.
Как известно, дальневосточные регионы не могут похвастать тем огромным количеством жителей, какое есть у западных регионов нашей страны. Но в то же время Приморье возглавило тройку лидеров субъектов Федерации, в которых автомобили меняют чаще всего – 36 месяцев по сравнению с 56 месяцами в среднем по стране. Да и в вопросе обеспеченности населения личным транспортом ДВФО стабильно закрепился на первом месте по стране – 326 автомобилей на 1000 человек против усредненных 257 машин. Здесь же Приморский край стал абсолютным рекордсменом всероссийского уровня: 547 автомобилей на тысячу человек.
Если говорить об «абсолютном зачете», то в Приморье и в Хабаровском крае рейтинги наиболее популярных марок выглядят весьма похоже. По данным ведущих российских экспертов, аналитического агентства «Автостат», в наших регионах самым массовым спросом пользуются автомобили бренда Toyota, который представлен сразу в нескольких дилерских центрах. Несколько актуальных новинок от крупнейшего японского концерна вышли в 2013 году на российский рынок. А наиболее интересными в плане продаж стали современные RAV4, Venza, Corolla и обновленный Land Cruiser Prado, за которым в буквальном смысле выстраиваются очереди. В числе других лидеров дальневосточной «гонки за кошельками» автолюбителей выделяются бренды Kia (Rio, Cerato, Sorento), Ford (Focus, Kuga, Mondeo), Nissan (Almera, Juke, Teana) и Mazda (CX-5, Mazda3). А в Хабаровском крае сильны позиции марок Mitsubishi (Lancer, ASX, Pajero Sport) и Hyundai (Solaris, i30, ix35), набирает обороты и Volkswagen (Polo, Golf, Tiguan). Наконец, даже при своем характерном имидже в силу дешевизны стабильным спросом пользуются представители отечественного бренда Lada, а борьбу за премиальный сегмент среди дилеров ведут владивостокский «Альтаир Авто» (Mercedes-Benz) и целый ряд неофициальных и «почти официальных» представителей марок Lexus и Infiniti.
Говоря о рынке новых автомобилей, обязательно следует напомнить о деятельности совместных предприятий холдинга SOLLERS во Владивостоке, на которых в одних и тех же цехах собираются различные полноприводники SsangYong, внедорожник Toyota Prado и три модели Mazda. Но большего интереса заслуживает амбициозный проект по созданию крупного сборочного завода китайской корпорации Great Wall, который уже проходит согласование в Общественной палате Приморского края по привлечению инвестиций. В отличие от предприятия в краевой столице, новая площадка в городской черте Уссурийска позволит трудоустроить порядка 4200 человек и выпускать около 150 тысяч пикапов и внедорожников в год. Сроки вывода этого проекта с внушительными иностранными инвестициями на проектную мощность определены как 2017-2018 годы.
Есть и не слишком обнадеживающие новости: в конце ноября министерство промышленности и торговли разослало всем лицензированным банкам письмо с уведомлением о досрочном прекращении действия программы субсидирования автокредитования. Возрожденная программа была запущена 1 июля 2013 года и должна была действовать до 1 апреля 2014-го. Согласно условиям документа, государство субсидировало покупку легковых и легких коммерческих (снаряженной массой до 3,5 тонны) автомобилей российской сборки стоимостью до 750 000 рублей, и таким образом потенциальных покупателей стимулировали к заключению договоров с банками. Видимо, власти решили перестраховаться и свернули программу льготного автокредитования на фоне не слишком оптимистичных прогнозов курса рубля к ведущим мировым валютам. По итогам первой половины 2013-го, российский авторынок «просел» на 6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, но даже после начала работы указанной программы по итогам десяти месяцев объемы продаж снизились на 7% и составили 2,3 миллиона новых автомобилей категории B вне зависимости от цены и страны происхождения. За тот же период, с января по октябрь включительно, производство легковых автомобилей в России сократилось на 10% и составило 1,6 миллиона единиц.
Впрочем, бизнес не унывает: в самом конце ноября во Владивосток вернулась марка Hyundai, представленная уже новым официальным дилером, а на декабрь в Хабаровске запланирован старт белых продаж бренда Audi в сертифицированном центре. Как сложатся обстоятельства в дальнейшем, пока неизвестно, но лучший способ сделать жизнь лучше – это начать что-то делать самим.