8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Nokian Hakkapeliitta 7. Зимние кроссовки для авто

Тому есть несколько достаточно серьезных причин, обусловленных именно наличием шипов на поверхности контакта колеса с дорогой. Во-первых, шипованная шина гораздо более шумная, чем «липучка». Во-вторых, ее поведение на асфальте хуже, чем у нешипованной. И в третьих, шипы повреждают дорожное полотно, из-за чего у наших российских думцев даже появилось желание запретить ездить летом на «шиповках». А можно ли создать покрышку, которая на льду вела бы себя как шипованная, а на асфальте – как нешипованная?

P1060124.JPG

Специализирующийся на шинах для сложных климатических условий известный производитель Nokian Tyres при разработке новинки Nokian Hakkapeliitta 7, которую он намерен выпустить на рынок этой осенью, поставил перед собой такую задачу. Насколько близко финны подошли к ее решению, смогли посмотреть журналисты автомобильных СМИ стран СНГ (в том числе и корреспондент AG), которых Nokian Tyres в январе текущего года пригласил на свой испытательный полигон в лапландском местечке Ивало.

В конструкции новинки разработчики использовали все находки, которые могут хоть как-то улучшить поведение шины на обледенелой и на заснеженной трассе, а также на асфальте и шуге, – и те, что проверены временем, и те, что удалось придумать только-только.

Одним из серьезных недостатков шипованных шин считается шумность. В этом отношении финские разработчики добились хороших результатов, используя опыт даже не шинников, а… производителей спортивной обуви! В шашке протектора перед шипом сформированы каплеобразные отверстия, служащие воздушными амортизаторами. При касании участка шины с дорогой они смягчают удар шипа и его вибрацию – примерно так, как это делается в качественных кроссовках в области пятки. Воздушные амортизаторы (инновация, названная Air Claw Technology) не только уменьшают шум от шины, но и продлевают срок службы шипов за счет снижения их вибрации, а также сохраняют качество дорожного полотна. Но этим конструкторы не ограничились. Они разместили под основанием шипа специальную подушку, которая пружинит и тоже смягчает шум от шипов и увеличивает их износостойкость.

P1060139.JPG

Шина Nokian Hakkapeliitta 7 многослойна. Более жесткий базовый слой создает опору протектору и плотно закрепляет шипы в специальных отверстиях. Нижний фланец самого якорного шипа нового поколения имеет теперь более широкое основание, превышающее по площади корпус. Такая конструкция, а также большее число нитей стального брекера (по сравнению с предшественницей новинки, шиной Hakkapeliitta 5), проходящих под шипом, обеспечивают дополнительную опору при боковых сопротивлениях и удерживают шип от наклонов. Его твердосплавная вставка имеет форму ромба со скошенными острыми углами. Шип при установке ориентируется так, чтобы более широкая часть шестигранника была направлена по ходу движения. Это гарантирует хорошее сцепление при разгоне и торможении, а скошенные углы ромба обеспечивают улучшенное сцепление при боковом скольжении. Сохранена и признанная очень эффективной технология «медвежьего когтя», знакомая по модели-предшественнице, Nokian Hakkapeliitta 5. Во время торможения резиновый коготь – острый выступ на шашке протектора – удерживает шип в вертикальном положении, препятствуя наклону, и, таким образом, улучшает сцепление. Ошиповка шины восьмирядная, при этом общий вес конструкции не увеличился, поскольку количество шипов не возросло.

Дизайн шины сильно изменился по сравнению с предшественницей. Разработчики выбрали симметричный направленный рисунок протектора как более отвечающий требованиям эффективного управления при движении по снегу и по шуге. Центральные шашки объединили с центральным ребром, что позволило значительно улучшить стабильность поведения и точность управления автомобилем – центральная часть протектора совершенствует поведение шины на чистом асфальте. На всей рабочей поверхности шины используется трехмерное ламелирование (3D), что по-своему добавляет ей жесткости и положительно отражается на ее поведении на сухом дорожном полотне. Геометрия протектора такова, что ни снег, ни слякоть в нем не скапливаются – очищение происходит естественным путем. Свойства сопротивления слашплэнингу улучшены благодаря тому, что с обеих сторон плечевые зоны покрышки скошены – шина эффективно разрезает полотно шуги, снежная каша лучше вытесняется из пятна контакта. Однако ширина протектора стала меньше, чем у Nokian Hakkapeliitta 5, и при одних и тех же типоразмерах давление на дорожную поверхность у шины Nokian Hakkapeliitta 7 несколько выше, чем у предыдущей модели.

P1060154.JPG

Естественно, имеется запатентованный индикатор износа (Driving Safety Indicator, DSI), расположенный рядом с индикатором зимнего износа в виде снежинки. Цифры в центральной части протектора, показывающие остаточную глубину главных канавок протектора в миллиметрах, стираются по мере износа шины. Для безопасной езды зимой глубина канавок должна быть не менее 4 мм. Исчез символ снежинки – значит, шину надо заменить.

Но не только строение шины призвано улучшить свойства Nokian Hakkapeliitta 7. Увеличить стойкость к износу, а также улучшить сцепление ей помог новый состав резиновой смеси. Теперь в нее вместе с большим количеством натурального каучука и со связующим компонентом, сажей, входят немалое количество мелкодисперсной двуокиси кремния, а также рапсовое масло (последний компонент увеличил прочность шины на разрыв). Сохранить двуокись кремния мелкодисперсной, а также ввести ее в состав резиновой смеси в значительных объемах удалось благодаря применению нового компонента – криосилана. Помимо всего прочего, наличие диоксида кремния в смеси положительно отразилось на снижении сопротивления качению (и, соответственно, на уменьшении расхода топлива).

Тестовые заезды для журналистов состояли из двух этапов. На первом была возможность проехать на машинах, «обутых» в шины Nokian Hakkapeliitta 7, по дорогам общего пользования. Поначалу путь проходил по укатанному снегу лапландских проселков. Здесь машина практически вела себя так, как будто мы ехали по сухому шоссе на летней резине в жаркий солнечный день. Следующий отрезок маршрута проходил по общественной дороге с твердым покрытием. Финны не посыпают солью свои трассы, но не вся их поверхность представляет собой плотно укатанную снежную корку – на некоторых участках шоссе встречается чистый асфальт (температура воздуха в тестовый день была минус четыре градуса по Цельсию). И тут выпукло проявились преимущества новых покрышек. Во-первых, звуки, которые возникали при езде по таким шоссе на Hakkapeliitta 7, были даже тише, чем шуршание нешипованной резины по гравийке. Во-вторых, новые шины держали дорогу практически так же хорошо, как это было на проселке. Более того, особых изменений в поведении машины на участках с «голым» асфальтом заметно не было (правда, при этом не производилось ни резких поворотов, ни экстренного торможения). Ну а говорить о втором этапе, заездах по льду замерзшего озера, смысла нет: шипованная резина – это шипованная резина. И вела себя она в этих условиях практически так же, как обычная летняя покрышка ведет себя на сухой укатанной грунтовке – ни переставка, ни «змейка», ни повороты уменьшающегося радиуса на скорости, ни все остальные элементы теста трудностей не вызвали.

P1060159.JPG

Похоже, многое из задуманного финским шинникам удалось. Специалисты Nokian Tyres сделали даже сопоставление новинки со своей уже выпускаемой серийной Hakkapeliitta 5, признанным лидером среди шипованных шин на рынке. Результаты этого сравнения отражены на графике. Как видим, «семерка» по всем показателям лучше своей предшественницы. Очевидно, разработчики со всей серьезностью отнеслись к точке зрения менеджера Nokian Tyres по разработке и усовершенствованию продукции Тэппо Хуовила: «Кроме комфорта, зимняя шина должна обеспечить безопасность и отличное сцепление, если вдруг изменится погода или дороги внезапно покроются льдом. По важности эти характеристики шины можно сравнить с подушкой безопасности − гарантированная готовность сработать в момент, когда это жизненно необходимо». Возможно, приморцу стоит ставить новинку финского шинного производителя на свою машину, даже если зимой он ездит почти исключительно по Владивостоку, но, если автовладелец большей частью перемещается по дорогам (или направлениям) края, такое решение почти наверняка будет целесообразным. Ведь наш климат так богат на сюрпризы, о которых упомянул Тэппо Хуовила.