Willys MB. Герой войны и труда
Конечно, и до первого в мире массового легкового армейского внедорожника существовали машины повышенной проходимости – полугусеничные, гусеничные и другие. Но не им суждено было пройти путь от Волги до Берлина, пробираться через азиатские джунгли и переваливать через африканские пустыни. Willys MB стал машиной, благодаря которой мир понял, что простой четырехколесный автомобиль, в целом не отличающийся по конструкции от обычного, может ПРОЕХАТЬ ВЕЗДЕ. Он появился весьма кстати, а его концепция лежит в основе современных внедорожников. Willys MB стал родоначальником того класса, который сейчас называется джипами.
1. Грузоподъемность не меньше 600 фунтов (272 кг);
2. Колесная база не более 75 дюймов (190,5 см);
3. Высота не более 36 дюймов (91,2 см);
4. Двигатель, способный поддерживать скорость в интервале от 3-х до 50 миль/ч (от 4,8 до 80 км/ч);
5. Прямоугольный корпус (для упрощения процедуры десантирования);
6. Двухскоростная (как минимум) КПП и полный привод;
7. Откидывающееся лобовое стекло;
8. Сиденья для трех человек;
9. Светотехника спереди и сзади;
10. Снаряженная масса не более 1200 фунтов (544 кг).
Мелкосерийный Willys MA 1941 года
Схема полного привода тогда была уже известна. Классическим несущим элементом считалась рама, значит, с кузовом позволялись любые эксперименты. Низкофорсированные двигатели легко работали на пониженных оборотах, а о ремонтопригодности автомобилей прошлого легенды ходят до сих пор. Казалось бы, что проще? Совместить все эти принципы – и все! Но гладко лишь на бумаге… В конкурсе приняли участие 135 (!) компаний, а до постройки реальных прототипов добрались всего три – American Bantam, Ford Motor Co. и Willys-Overland. Первым в мире внедорожником (тогда ведь даже слова «джип» не было!) стал Bantam RC40, но у производителя возможности наладить сборку таких машин не было, да и себестоимость RC40 оказалась великовата. Директор Willys-Overland Джозеф Фрезер поручил своим конструкторам адаптировать конструкцию конкурентов под «свои» агрегаты и сделать производство более выгодным. Например, у Willys не было собственного проекта переднего ведущего моста. И появился Willys MA, во многом отличающийся от настоящего «героя войны». Инженеры «Форда» также почерпнули у конкурентов некоторые решения для своей модели Pygmy. Американское правительство решило опробовать прошедшие испытания машины в реальных условиях и выдало каждому участнику конкурса заказ на постройку 1500 экземпляров своих машин.
Что же представляет собой первый массовый внедорожник в мире? Несущий элемент Willys MB – лонжеронная рама, с которой через рессоры, дополненные амортизаторами одностороннего действия, соединены неразрезные мосты с блокирующимися дифференциалами. Рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель Willys-Overland typ 441 Go Devil объемом 2199 куб.см и мощностью 60 л.с. (45 кВт), рассчитанный на бензин с октановым числом не ниже 66, сблокирован с механической трехступенчатой коробкой передач. Посредством раздаточной коробки передний мост может отключаться, здесь же включается пониженная передача. Важный плюс шустрого, но узкого и легкого джипа – гидравлические тормоза всех колес.
Ясно, что Willys MB не удовлетворяет большинству требований американских военных, которые были указаны при объявлении конкурса на проект будущего внедорожника. Значит, качества машины в целом оказались намного лучшими, чем требовалось.
Амфибия Ford GPA на базе "Виллиса"
Необходимость выпуска большого числа внедорожников подвигла американское правительство поручить выпуск «Виллисов» еще одному, более крупному производителю. Первый контракт с Ford Motor Co. на производство 15 000 джипов заключили 16 октября 1941 года. Генри Форд согласился на крупный заказ, несмотря на обязательство закупать «чужие» двигатели Go Devil. Документацию на Willys MB передали «фордовским» инженерам, и в начале 1942 года с конвейера стали сходить «двойники» главного внедорожника мира – Ford GPW. Аббревиатура эта расшифровывалась так: G – Government (правительственный заказ), литера P означала колесную базу в 80 дюймов по военной классификации, а W – дань уважения фирме Willys Overland. Главные отличия Ford GPW от Willys MB заключаются в иной поперечине рамы под радиатором, литых педалях тормоза и сцепления вместо штампованных и наличии большого числа болтов с выбитой на головке буквой «F».
За годы войны Willys-Overland произвела около 363 тысячи внедорожников, Ford Motor Co. выполнил заказ на 280 тысяч. Практически сразу же после старта производства джипов начались их поставки союзникам – сперва британцам, а затем и советской стороне. Красная Армия начала получать «Виллисы» летом 1942 года, причем многие из поставленной 51 тысячи машин приходили в виде машинокомплектов и собирались Москве, Архангельске и Мурманске. К слову, во Владивостоке комплектовали не Willys MB и Ford GPW, а не менее легендарные грузовики Studebaker US-6. Считается, что в советских войсках американские внедорожники пользовались большим уважением, чем отечественные «ГАЗ-67» и «ГАЗ-67Б», прозванные солдатами «Иван-Виллисами».
Ford на базе собственного двойника «Виллиса» освоил производство четырехместной амфибии модели GPA, также отменно показавшей себя на многих фронтах. А основной «герой войны» по-настоящему стал героем: он использовался и как тягач для легких артиллерийских орудий, и как разведывательный, и как командирский автомобиль. На некоторые экземпляры ставились лебедки, работавшие через валы отбора мощности, на другие же – динамо, питавшее такое оборудование, как радар, радиопередатчик или сварочный агрегат.
Первый гражданский внедорожник - Willys CJ-2A
Jeep Jeepster 1948 года