30 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Willys MB. Герой войны и труда

Конечно, и до первого в мире массового легкового армейского внедорожника существовали машины повышенной проходимости – полугусеничные, гусеничные и другие. Но не им суждено было пройти путь от Волги до Берлина, пробираться через азиатские джунгли и переваливать через африканские пустыни. Willys MB стал машиной, благодаря которой мир понял, что простой четырехколесный автомобиль, в целом не отличающийся по конструкции от обычного, может ПРОЕХАТЬ ВЕЗДЕ. Он появился весьма кстати, а его концепция лежит в основе современных внедорожников. Willys MB стал родоначальником того класса, который сейчас называется джипами.


Willys MB (7).jpg

Ровно 70 лет назад, в 1939 году, когда в Европе запахло порохом, командование американской армией начало разработку требований для универсального армейского автомобиля, призванного заменить разношерстный парк подразделений. Как ни странно, но еще незадолго до начала Второй мировой в армии США «служили» не только современные командирские седаны и выносливые грузовики, но и устаревшие мотоциклы с колясками, предназначенные для работы на передовой, и даже архаичные армейские модификации легендарного Ford T. Отметим, что с середины 1930-х годов в Штатах военные и инженеры проявляли интерес к легким полноприводным авто, но «инвесторы» из ведомств в такие проекты ввязываться не желали. Комплекс требований к универсальному, компактному, надежному и проходимому авто был утвержден 27 мая 1940 года, после чего объявили открытый конкурс.

Это интересно! Первоначальные требования правительства США к проектам конкурса на армейский внедорожник:
1. Грузоподъемность не меньше 600 фунтов (272 кг);
2. Колесная база не более 75 дюймов (190,5 см);
3. Высота не более 36 дюймов (91,2 см);
4. Двигатель, способный поддерживать скорость в интервале от 3-х до 50 миль/ч (от 4,8 до 80 км/ч);
5. Прямоугольный корпус (для упрощения процедуры десантирования);
6. Двухскоростная (как минимум) КПП и полный привод;
7. Откидывающееся лобовое стекло;
8. Сиденья для трех человек;
9. Светотехника спереди и сзади;
10. Снаряженная масса не более 1200 фунтов (544 кг).

Мелкосерийный Willys MA 1941 года
Мелкосерийный Willys MA 1941 года


Схема полного привода тогда была уже известна. Классическим несущим элементом считалась рама, значит, с кузовом позволялись любые эксперименты. Низкофорсированные двигатели легко работали на пониженных оборотах, а о ремонтопригодности автомобилей прошлого легенды ходят до сих пор. Казалось бы, что проще? Совместить все эти принципы – и все! Но гладко лишь на бумаге… В конкурсе приняли участие 135 (!) компаний, а до постройки реальных прототипов добрались всего три – American Bantam, Ford Motor Co. и Willys-Overland. Первым в мире внедорожником (тогда ведь даже слова «джип» не было!) стал Bantam RC40, но у производителя возможности наладить сборку таких машин не было, да и себестоимость RC40 оказалась великовата. Директор Willys-Overland Джозеф Фрезер поручил своим конструкторам адаптировать конструкцию конкурентов под «свои» агрегаты и сделать производство более выгодным. Например, у Willys не было собственного проекта переднего ведущего моста. И появился Willys MA, во многом отличающийся от настоящего «героя войны». Инженеры «Форда» также почерпнули у конкурентов некоторые решения для своей модели Pygmy. Американское правительство решило опробовать прошедшие испытания машины в реальных условиях и выдало каждому участнику конкурса заказ на постройку 1500 экземпляров своих машин.

Willys MB

По итогам государственных испытаний, проведенных в ноябре 1940 года, прототип от Willys обошел конкурентов. А когда военные начали предполагать, что Штаты окажутся втянуты во Вторую мировую, был подписан меморандум об унификации выпускаемых армейских внедорожников и принятии Willys MA с некоторыми изменениями в качестве основного образца. 23 июля 1941 года с концерном Willys-Overland был подписан контракт на производство 16 000 джипов по цене 739 долларов за каждый (Bantam RC40 обходился в 1166 долларов), а в августе будущий «герой войны» приобрел завершенный облик и индекс MB.

Что же представляет собой первый массовый внедорожник в мире? Несущий элемент Willys MB – лонжеронная рама, с которой через рессоры, дополненные амортизаторами одностороннего действия, соединены неразрезные мосты с блокирующимися дифференциалами. Рядный 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель Willys-Overland typ 441 Go Devil объемом 2199 куб.см и мощностью 60 л.с. (45 кВт), рассчитанный на бензин с октановым числом не ниже 66, сблокирован с механической трехступенчатой коробкой передач. Посредством раздаточной коробки передний мост может отключаться, здесь же включается пониженная передача. Важный плюс шустрого, но узкого и легкого джипа – гидравлические тормоза всех колес.

Willys MB

Это интересно! Двигателю Go Devil принадлежит мировой рекорд: при диаметре цилиндра в 79,4 мм ход поршня составляет 111,1 мм, поэтому мотор «Виллиса» считается самым «длинноходным» в мире. Согласно проведенным в 1943 году в СССР испытаниям, мощность этого двигателя составила не заявленные 60 л.с., а 56,6 л.с., ниже оказался и крутящий момент. Считается, что это, а также малый ресурс Willys MB в Красной Армии связаны с отсутствием в СССР качественных ГСМ.

В простом на вид кузове «Виллиса» есть свои особенности. Главные – отсутствие дверей, откидывающееся на капот лобовое стекло и наличие складного брезентового верха. Снаружи сзади крепились запасное колесо и канистра, а на бортах – лопата, топор и прочий «полевой» инструмент. В угоду военному предназначению машины бензобак расположили под водительским сиденьем, которое каждый раз при заправке приходилось откидывать. В нишах за задними колесными арками емкости, которые сейчас можно было бы назвать «бардачками». Фары Willys MB несколько утоплены относительно линии решетки радиатора. Это связано с их особым креплением: можно открутить по одной барашковой гайке, и оптика тут же перевернется рассеивателями вниз, становясь источником света во время ночного ремонта или позволяя двигаться в темноте без устройств для светомаскировки.

Ясно, что Willys MB не удовлетворяет большинству требований американских военных, которые были указаны при объявлении конкурса на проект будущего внедорожника. Значит, качества машины в целом оказались намного лучшими, чем требовалось.

Ford GPA
Амфибия Ford GPA на базе "Виллиса"


Необходимость выпуска большого числа внедорожников подвигла американское правительство поручить выпуск «Виллисов» еще одному, более крупному производителю. Первый контракт с Ford Motor Co. на производство 15 000 джипов заключили 16 октября 1941 года. Генри Форд согласился на крупный заказ, несмотря на обязательство закупать «чужие» двигатели Go Devil. Документацию на Willys MB передали «фордовским» инженерам, и в начале 1942 года с конвейера стали сходить «двойники» главного внедорожника мира – Ford GPW. Аббревиатура эта расшифровывалась так: G – Government (правительственный заказ), литера P означала колесную базу в 80 дюймов по военной классификации, а W – дань уважения фирме Willys Overland. Главные отличия Ford GPW от Willys MB заключаются в иной поперечине рамы под радиатором, литых педалях тормоза и сцепления вместо штампованных и наличии большого числа болтов с выбитой на головке буквой «F».

За годы войны Willys-Overland произвела около 363 тысячи внедорожников, Ford Motor Co. выполнил заказ на 280 тысяч. Практически сразу же после старта производства джипов начались их поставки союзникам – сперва британцам, а затем и советской стороне. Красная Армия начала получать «Виллисы» летом 1942 года, причем многие из поставленной 51 тысячи машин приходили в виде машинокомплектов и собирались Москве, Архангельске и Мурманске. К слову, во Владивостоке комплектовали не Willys MB и Ford GPW, а не менее легендарные грузовики Studebaker US-6. Считается, что в советских войсках американские внедорожники пользовались большим уважением, чем отечественные «ГАЗ-67» и «ГАЗ-67Б», прозванные солдатами «Иван-Виллисами».

Ford на базе собственного двойника «Виллиса» освоил производство четырехместной амфибии модели GPA, также отменно показавшей себя на многих фронтах. А основной «герой войны» по-настоящему стал героем: он использовался и как тягач для легких артиллерийских орудий, и как разведывательный, и как командирский автомобиль. На некоторые экземпляры ставились лебедки, работавшие через валы отбора мощности, на другие же – динамо, питавшее такое оборудование, как радар, радиопередатчик или сварочный агрегат.

Один из первых в мире гражданских внедорожников, Jeep CJ-2A
Первый гражданский внедорожник - Willys CJ-2A

Военная карьера «Виллиса» продолжалась вплоть до 1980-х годов (!), когда на смену его «ближайшим родственникам» в американской армии пришел Hummer H1 Alpha. Судьба «героя войны» на «гражданке» сложилась еще более удачно – уже в 1945 году появился первый Willys CJ-2A (CJ – Civilian Jeep), отличавшийся от армейского варианта иной приборной панелью, рулевым колесом и коробкой передач. В 1953 году появилось третье поколение гражданских внедорожников CJ-3B (лицензию на их производство купили концерн Mitsubishi и индийская Mahindra, причем индусы производят модель и сейчас). В том же 1953 году Willys-Overland была продана фирме Kaiser. С 1969 года концерн-производитель вошел в состав American Motors, спустя 18 лет благополучно «растворившейся» в Chrysler LLC. Слово «джип», о происхождении которого ходит много легенд, уже стало популярной торговой маркой.

Jeep Jeepster 1948 года
Jeep Jeepster 1948 года

Есть кроссоверы, внедорожники и вседорожники. Есть джипы с несущим кузовом, а есть рамные образцы. Бензиновые и дизельные… В каждом из полноприводных авто, колесящих по дорогам мира, есть что-то от неприхотливого Willys MB, история которого началась 70 лет назад. И, похоже, она закончится только с исчезновением автомобилей.