20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Carrozzeria Bertone. Больше, чем стиль

История ателье началась в 1912 году, когда собственное дело решил открыть кузовных дел мастер Джованни Бертоне. Он родился в 1884 году в провинциальном итальянском городке Мандови. Получив образование и опыт работы с «жестянкой», в 1907 году он переехал в Турин, где стал сотрудничать с известной мастерской Diatto. Поначалу Carrozzeria Giovanni Bertone, как и десятки подобных мастерских в окрестностях Турина, строила кузова для конных экипажей, занимаясь автомобильными только в формате ремонта.
4 июля 1914 года в семье преуспевающего основателя ателье, которого теперь называют отцом итальянского автодизайна, родился второй сын, Джузеппе. Семейное прозвище «Нуччио» стало для будущего руководителя мастерской вторым именем. Отец заметил тягу парня к технике и управлению, поэтому стал постепенно привлекать Джузеппе к делам фирмы. Тем временем Джованни построил свой первый автомобильный кузов (для модели SPA 9000 Sport), что принесло мастерской известность и большое число заказов.

Alfa-Romeo-6C-2300-Touring-Spider-(1934).jpg
Alfa-Romeo-6C-2300-Touring-Spider (1934)

Вскоре после своего 18-летия Джузеппе Бертоне официально стал помощником руководителя ателье своего отца. Тот не напрасно считал, что из сына выйдет хороший управленец, который продвинет дела Carrozzeria Bertone далеко вперед. Нуччио взялся за развитие семейного дела, но продолжил учебу на экономическом факультете Туринского университета, где в 1934 году получил диплом бухгалтера.
Джованни Бертоне стал активно сотрудничать практически со всеми итальянскими автопроизводителями, включая такие забытые ныне марки, как Skat и Ceirano, а главными его партнерами (а значит, и заказчиками) стали FIAT и Lancia. Фактически, к 1934 году основатель ателье передал бразды правления своему сыну, который тогда же создал первый собственный кузов. Обтекаемая и гармоничная Adritta на базе одной из моделей FIAT стала довольно популярной в Италии, хотя модель и была похожа на аналоги.

FIAT-1500-(1935).jpg     FIAT-500-Coupe-(1936).jpg
                                            FIAT-1500 (1935)                                   FIAT-500-Coupe (1936)

В годы Второй мировой мастерская Carrozzeria Bertone практически полностью переключилась на постройку штабных и санитарных машин для итальянского военного ведомства, а после наступления мира ателье (как и практически всех других игроков рынка) ждал глубокий спад. Но управленческий талант Джузеппе не дал семейному бизнесу стать частью истории – он задумал превратить производство автомобильных кузовов своими силами из штучной работы в массовый продукт. Вскоре после войны в Грульяско, неподалеку от Турина, был построен новый завод Bertone. На нем стали собирать семейство оригинальных спорткаров на шасси модных тогда по всей Европе британских MG и Bristol, а позже и главную премьеру Туринского автосалона 1954 года – купе Alfa Romeo Giulietta Sprint. Затем – кабриолет Giulietta Berlina. Мастерская выпустила порядка 36 тысяч экземпляров таких массовых спортивных авто. Это позволило заняться проектированием самых необычных прототипов. Они выставлялись на различных автошоу мира и делали марку Bertone общеизвестной.

-.jpg
Одним из проявлений таланта Нуччио Бертоне была его способность находить и привлекать талантливых дизайнеров. Работу над серией концептов из 1950-х годов BAT (Berlinetta Aerodinamica Tecnica, «Автомобили с улучшенной аэродинамикой») на «партнерских» шасси Alfa Romeo он поручает молодому стилисту Франко Скальоне, первой работой на ателье которого стал обтекаемый концепт Abarth Coupe. Впоследствии Alfa Romeo продолжит заказывать разработку внешности своих новинок ателье Bertone, а уже знаменитый Скальоне станет шеф-дизайнером мастерской.
В 1959 году Бертоне знакомится с молодым Жоржетто Джуджаро (позже его назовут «Автомобильным дизайнером века»). Ему он поручает создание концепта Alfa Romeo Testudo. Несколько лет спустя в массовое производство идет первая работа Джуджаро на Carrozzeria Bertone – Alfa Romeo Giulia GT.



Позже из-под пера великого дизайнера выходят такие модели, как BMW 3200CS, Aston Martin DB4 и FIAT 850 Spider. Работу над проектом Miura для молодой на автомобильном рынке компании Lamborghini мастер не завершил – последовало более выгодное коммерческое предложение от ателье Ghia. Буквально спасти заказ Джузеппе Бертоне поручил молодому специалисту Марчелло Гандини. Дизайнер довел до ума формы кузова и придумал упрятать круглые фары заподлицо с капотом. Оригинальная и передовая для своих лет Lamborghini Miura выпускалась с 1966-го по 1973 год, была растиражирована в количестве 763 экземпляров и принесла производителю суперкаров финансовый успех, а Марчелло Гандини стал шеф-дизайнером Carrozzeria Bertone. Его же «перу» принадлежат узнаваемые кузова Lamborghini Countach и Diablo и внешность городского спорткара с кузовом типа тарга Fiat X1/9. Кстати, выпуск последней машины начался в 1972 году в цехах «Туринской автомобильной фабрики» (кузова в сборе поставлялись из ателье), откуда спустя десять лет был перенесен на предприятие Bertone в Грульяско и продолжался там до 1989 года, тогда машины обозначались уже как Bertone X1/9.
В 1971 году Бертоне строит новый дизайн-центр в окрестностях Турина. Большой противник социальных волнений, он решил отделить разработку кузовов и их производство, чтобы никакие явления в обществе не мешали творить его дизайнерам. В 1979-м главным стилистом Carrozzeria Bertone становится выходец из «Рено» Марк Дешамп, который, как считается, и определил сегодняшний стиль ателье. При кажущейся простоте его прототипов видно, что превосходство итальянского дизайна кроется в деталях.

Lamborghini-Diablo-(1990).jpg
Lamborghini-Diablo (1990)

1980-е, период бума продаж массовых автомобилей в Европе, для ателье отчасти можно назвать эпохой застоя – стало меньше ярких прототипов, но все же серийные машины (например, Citroen XM) разрабатывались туринскими мастерами. А многие мелкосерийные модели – например, открытые версии Opel Astra и Fiat Punto – продолжали строить в Грульяско. К 1990-м годам под руководством Нуччио Бертоне была разработана концепция Design Machine, которая предусматривает не только создание кузовов, но и полное проектирование автомобилей и расчет стоимости их производства.

Alfa-Romeo-Pandion-Concept-(2010).jpg
Alfa-Romeo-Pandion-Concept (2010)

Джузеппе Бертоне скончался 26 февраля 1997 года, в эпоху, когда автомобильный кузов стал одним из сложнейших элементов «железных коней», когда дизайнеры стали спорить с инженерами за право авторства тех или иных моделей и когда никто уже не может себе представить жизнь без автомобиля. Нуччио оставил своим дочерям четыре независимые компании, объединенные брендом Gruppo Bertone. В наши дни логотип и название ателье не менее знамениты, чем несколько десятков лет назад, продолжается работа с автоконцернами и развивается собственное производство. Возможно, в ближайшее время «Карроцерия» перейдет в собственность Fiat Group. Но в любом случае богатая история знаменитого кузовного ателье продолжится. Разве последние мировые автошоу – не подтверждение этому?

Bertone-Mantide-Concept-(2009).jpg
Bertone-Mantide-Concept (2009)