29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Saab 96. А девушки потом

В мире коллекционирования существует три основных понятия: старинный автомобиль, классический и коллекционный. Они не равны друг другу. Коллекционным может быть и современный автомобиль, выпущенный ограниченным количеством экземпляров. Старинным (или «олдтаймером») будет называться автомобиль старше 20-30 лет. И, наконец, самое таинственное понятие – «классический» автомобиль. Классическими автомобилями считаются только строго определенные модели. Всего их около 4000: порядка сорока «Мерседесов», «Ягуаров» – и того меньше, а «Порше» представлено всего одной моделью. В то же время классика – это довольно широкое понятие. Как ни странно, классическим считается и массовый «Фольксваген-Жук», просто это другой сегмент рынка классических автомобилей. Другими словами, чтобы та или иная модель приобрела право называться классической, у автомобиля должна быть богатая история, он так или иначе должен повлиять на ход всего автомобилестроения.

364564576.jpgAG: Сергей, как по-вашему, зачем люди занимаются коллекционированием?
 
– Коллекционирование – это, в первую очередь, способ что-то сказать миру. И лишь во вторую – чтобы самому коллекционеру было хорошо.

AG: А что в себя включает это «хорошо»? Желание похвастаться?
– Похвастаться – это более откровенно, неприкрыто. Все-таки политкорректнее – «что-то сказать миру». Предположим, человек собирает подушечки для шитья или почтовые марки. Он может тысячу раз сам себя убеждать в том, что вот, дескать, альбомы свои потом открываю, смотрю… и на меня снисходит божественный свет, лишая всех стрессов и провоцируя рост волос на лысине. Он, конечно, лукавит. Реально девяносто процентов людей собирает что-либо, чтобы потом встретиться с другими собирателями – и пошел разговор: я раздобыл, урвал, 1920 год…
При этом коллекционеры бывают двух типов – идейные и «напоказ». Положим, есть деньги, стало быть, надо что-то поколлекционировать – по статусу положено, а времени нет. Тогда не всегда с умом тратятся большие деньги. Бывает, человек специально гонялся за знаменитым Mercedes 300 SL 1950-х годов, который получил прозвище Gullwing, потому что у него двери поднимаются как крыло чайки – тоже в свое время революционная машина! Нашел, поставил в гараж, и только сам иногда на нем ездит. Завернул в чехол и поставил в угол. Видимо, в его кругах обладание подобной редкостью – какой-то необходимый элемент статуса… И еще обычно такие люди не засвечиваются. Максимум – могут отдать машину анонимно для участия в выставке, например, на «Автоэкзотику».

2 - Обзор SAAB 96.jpg

AG: Как вы пришли к желанию купить коллекционный автомобиль?
– Судьба занесла меня лет семь назад в Saab’овскую тусовку, мне понравилась сама идея, публика, то, как мы общались. А потом уже надо было продолжать общение на сходные темы. Что делать? Давай-ка куплю Saab, восстановлю его и скажу: ребята, смотрите, еще в 1960-е годы люди думали об аэродинамике и красоте автомобиля. Не просто лепили что-то конвейерное, а думали об индивидуальности, высоких технологиях, инновациях. Я, покупая этот автомобиль и катаясь на нем по городу, хочу сказать миру: «Люди, думайте о будущем, о новых технологиях!» Ну, и плюс к этому, конечно, хвастаюсь. Вот едет дядя на Hummer за $100 000. И что? Да их как картошки – никто даже головы не повернет...

AG: Расскажите о вашем автомобиле.
– Он не то чтобы эксклюзивный, но просто у Saab было не так уж много моделей, а эта, можно сказать, первая из наиболее удачных, аэродинамичных, красивых. Вот сейчас посмотреть на автомобили 1960-1980-х – уродцы. А этот – нет. Еду, и все окружающие головы выкручивают. Да и для нашей страны это редкая машина, в живом состоянии их почти не осталось. Одно время, где-то в конце 1980-х годов, их было довольно много в Тверской губернии на северо-западе. Ходят легенды, что на подобных старых «Саабах» туда приезжали финны за клюквой, и такса была – ведро клюквы за один Saab. Будто бы скоро все местные жители обзавелись этими машинами. Естественно, безо всяких документов. Если ломались, их тут же выкидывали. Поэтому машин осталось очень мало.

AG: А ваш Saab как вам в руки попал, вы его тоже на клюкву поменяли?
– Мой Saab у такого вот любителя клюквы простоял в гараже 10 лет! Потом он ухитрился сделать на него техпаспорт. Но ездить все равно не стал – не было денег на то, чтобы машину восстановить. И вот я его купил за $1000. В придачу к нему давали еще один такой же автомобиль, только другого цвета – гараж надо было освобождать. Этот второй распилили на куски и стали собирать один – очень увлекательное занятие.

4 - Обзор SAAB 96.jpg

AG: Помимо того, что автомобиль был восстановлен, на нем еще и аэрография появилась. Как родилась эта идея?
– Я пришел в ателье перетягивать салон – очень уж просижен был. И как-то слово за слово решили и раскрасить. После этого машина стала уникальной – другой такой нет.

AG: Что повлияло на выбор сюжета?
– Я хотел привлечь внимание к авиационным корням Saab, поэтому выбрал именно такой дизайн.

!Это интересно! Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB) основана в апреле 1937 г. для производства военных самолетов. Идея производить автомобили родилась после войны, когда небольшая бригада авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом была присоединена к лаборатории технического дизайна Sixten Sason, одному из подразделений «Сааба». Концепция Лунгстрема легла в основу первого опытного образца автомобиля (Saab 92001), выпущенного к концу 1946 г. и относившегося к малому классу. Здесь сразу появились отличительный признаки «Саабов» – великолепный аэродинамичный кузов (сказалось родство с самолетами) и независимая подвеска колес.

AG: Вы часто на нем ездите?
– Ездить на этом автомобиле часто – все равно что каждый день есть из золотой посуды. Выезжаю на нем пару раз в году, например, на московскую выставку «Автоэкзотика», где собираются такие же сумасшедшие, как я.

AG: Как чувствует себя водитель за рулем настолько необычного автомобиля?
– Здесь стоит вернуться к вопросу об инновациях: едешь на машине со скоростью 90 км/ч, а в ней ничего не свистит, аэродинамических шумов нет. Сейчас, правда, этим никого не удивишь… Тесно там, в зеркала почти ничего не видно, колесики узенькие, разгоняется медленно – очень здорово! И еще впечатление фантастическое, потому что все выворачивают голову, сигналят.

3 - Обзор SAAB 96.jpg

AG: То есть соседи по потоку ярко реагируют?
– Конечно! Потому много и не езжу на нем, чтобы не провоцировать ДТП.

AG: А друзья как относятся к факту обладания вами таким авто?
– Как и все нормальные люди – крутят пальцем у виска. Но все же это такая тема, на которую всегда приятно поговорить: «А как там твой Кузя?»

AG: Кузя?
– Это я так его называю, производная от слова «кукурузник». Он хоть и летает низко-низко, но тоже все-таки самолет.

AG: Планируете расширять «коллекцию»?
– Да, хочу раздобыть еще одну машину, но сейчас совершенно нет времени. Это тоже будет старый Saab. Восстанавливать его – не столько финансовая проблема, сколько вопрос отсутствия времени – нужно изучить от и до сайты старых запчастей, переписываться, например, с Кубой или Финляндией. Вот на Кузю был необходим оригинальный солнцезащитный козырек – я три года его искал!

AG: Вы уже знаете, какая это будет модель?
– Есть уникальный спортивный автомобиль – Saab Sonett. Один из первых «саабовских» родстеров, их осталось в мире всего несколько десятков штук. Эта двухместная открытая машина очень необычного внешнего вида выпускалась с 1956 года. Вот хочу ее купить и раз в год на ней кататься.

AG: А Кузя так с вами и останется? Не планируете его продавать или менять?
– А куда он денется? Он же член семьи! Дети его тоже любят…

AG: Восстановление автомобиля заняло у вас почти год! Семья, должно быть, ревновала вас к Кузе, ведь вы столько времени отдавали ему?
– Период, когда я тратил на него время, уже прошел. Вкладывал-вкладывал, теперь получаю дивиденды в виде удовольствия. Даю даже кому-нибудь покататься – на, поиграй…

AG: Дайте угадаю: в повседневной жизни ездите, наверняка, на Saab?
– Конечно на Saab! Только на современном. Так повелось, что в России Saab – это признак интеллигентности: на этих машинах ездят врачи, адвокаты, инженеры, и мечта молодой россиянки – выйти замуж на «саабера» (сам Сергей управляет первой российской компанией-интегратором решений RFID – радиочастотной идентификации, т.е. интеллектуальной замены штрих кода. – Прим. авт.). Но я, по правде говоря, в эти игры наигрался – уже нахожусь в этой тусовке, мне не обязательно ездить на Saab, чтобы быть «саабером»! Сейчас хочу купить минивэн, поскольку семья у меня большая, детей много… Но Saab минивэнов не выпускает, поэтому придется покупать машину какой-то другой марки… Но от этого «саабером» быть не перестану, поскольку уже перешел на некий уровень, когда стал самодостаточен.