2 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

SAAB 92. Стремясь в небо

Автомобили и самолеты. Что между ними общего? Лет так шестьдесят назад их объединяло наличие двигателей внутреннего сгорания и колес, которые в авиации принято обозначать термином «шасси». Но однажды группой авиационных инженеров из шведского концерна SAAB был создан автомобиль, заставивший всех всерьез задуматься над таким вопросом, как аэродинамика. SAAB 92 появился ровно 60 лет назад, в 1949 году, – этот материал посвящен юбиляру.

В апреле 1937 года при поддержке шведского правительства в городе Тролльхеттане была создана компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB), которая сначала выпускала немецкие военные самолеты по лицензии, а затем стала создавать собственные крылатые машины, гражданские в том числе. Но после окончания Второй мировой Швеция резко сократила расходы на закупку самолетов, и авиапредприятию SAAB нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы не кануть в Лету.

В конце 1945 года появился проект по разработке первого авто фирмы. Работу поручили группе из 20 авиаконструкторов под руководством Гуннара Лангсторма (по легенде, многие из этих специалистов имели об автомобилях весьма отдаленное представление). Приоритетом являлось создание наиболее обтекаемого кузова. Перед конструкторами также стояла задача обеспечить автомобиль передним приводом, низкой массой и высоким уровнем безопасности. К середине 1946 года появились предварительные чертежи кузова будущего SAAB 92, а следом – и первый деревянный макет. Автоконструкторы, подготовив прототип, наверное, задумались бы о его эргономике, внешней отделке и окончательной компоновке агрегатов. А вот шведы продули деревянный макет в аэродинамической трубе! Но без испытаний и работой с компоновкой нового автомобиля, конечно же, не обошлось. Первый действующий прототип, названный 92001, накатал в тестах по шведским дорогам порядка 200 000 км. Однако в серию пошла несколько иная машина…

Прототип UrSaab отличался от авто тех лет фантастической обтекаемостью
Прототип UrSaab отличался от авто тех лет фантастической обтекаемостью

Первый прототип авто от «крылатого» концерна выделялся фантастическим для своих лет коэффициентом лобового сопротивления воздуху – 0,33. Но машина выглядела столь необычно, что, появись она на дорогах в таком виде, тысячных тиражей шведам было бы не видать. Чего стоят только крохотное заднее стекло, разделенное перегородкой, и единственный стоп-сигнал на первом прототипе! Дизайн SAAB 92 «довел до ума» штатный сотрудник концерна Сикстен Сасон. Аэродинамика оставалась и для него приоритетом, так что лобовое сопротивление воздуху окончательного варианта первого «Сааба» равнялось всего 0,35. Необычный автомобиль представили журналистам 10 июня 1947 года. На пресс-конференции объявили, что в производство машину запустят не позднее, чем через два года, как только подготовят оснастку для конвейера.

Один из ранних экземпляров SAAB 92
Один из ранних экземпляров SAAB 92

SAAB 92 стал прорывом не только в плане дизайна кузова, но и в вопросе совмещения современных технологий. Шведы на базе 2-цилиндрового 2-тактного немецкого мотора воздушного охлаждения DKW создали свой 764-кубовый силовой агрегат, выдававший 25 л.с. (19 кВт) и позволявший автомобилю разгоняться до 105 км/ч. Коробку передач установили 3-ступенчатую, причем шестерни второй и третьей передач оснащались синхронизаторами. Подвеску всех колес сделали торсионной. В трансмиссии появилась обгонная муфта, позволявшая не использовать педаль сцепления во время переключения между двумя высшими передачами. Наконец, SAAB 92 стал переднеприводным, что в конце 1940-х годов было большой редкостью, особенно в Швеции. Так необычный внешне автомобиль получился еще и очень продвинутым.

!Это интересно! Первый автомобиль SAAB получил индекс «92» как напоминание о неразрывности «небесной» и «дорожной» историй концерна – обозначение «91» досталось самолету, разработанному перед появлением автомобиля. И по сей день уже как дань автомобильным традициям все автомобили Saab (а уже много лет торговая марка перестала быть аббревиатурой) имеют первой цифрой в обозначении девятку.

Конвейер запустили 12 декабря 1949 года, (не через два, а через 2,5 года после презентации), а незадолго до этого SAAB объявил о приеме заказов на модель «92» в двух комплектациях – базовой и Deluxe. Потенциальные покупатели уже слышали о технических преимуществах новинки, поэтому востребованной оказалась комплектация только Deluxe, при этом ни одного заказа на авто «в базе» не поступило. И это несмотря на ряд негативных обстоятельств, связанных с производством первых SAAB 92. Пожалуй, тот факт, что ранние кузова окрашивались исключительно зеленой авиационной краской, – самый незначительный. На автомобилях до 1952 года выпуска не было крышки багажника – вот что значит отсутствие опыта в автомобилестроении! А авиационная технология сборки машин на стапелях являлась и недостатком, и преимуществом одновременно – шведы не гнались за огромными долями рынка, стремясь взять своего клиента качеством, неприхотливостью и отменными характеристиками продукции.

Интерьер автомобиля ранней серии
Интерьер автомобиля ранней серии

Кто бы мог подумать, что машинка с 25-сильным двухтактным мотором способна на удачные выступления в гонках! Через две недели после начала продаж гоночный экипаж главного инженера концерна Рольфа Меллде выступил на серийном SAAB 92 на Ралли Швеции. И занял второе место в своем классе! В 1952 году Грета Моландер первой пересекла черту ралли «Монте-Карло» среди женских экипажей (правда, ее автомобиль уже был оснащен форсированным до 35 л.с. – 26 кВт – мотором). Так SAAB 92 проложил своим «потомкам» путь на раллийные трассы.

1953 год был отмечен наиболее серьезной модернизацией первого «крылатого» авто, тогда же модель получила и новый индекс. SAAB 92B отличался от предшественника увеличенным задним стеклом, иными стоп-сигналами, обилием хрома во внешней отделке, а также наличием крышки багажника и складной спинкой заднего сиденья. Годом позже автомобиль подвергся доработке технической части – новый карбюратор Solex 32BI и новая катушка зажигания позволили поднять мощность двигателя до 28 л.с. (21 кВт), тогда же появилась и модификация с матерчатым верхом, кузов которой представлял собой нечто среднее между классическим кабриолетом и таргой.

!Это интересно! В 1955 году британский летчик-испытатель Роберт Мур, участвовавший в доводке нового самолета SAAB, решил приобрести авто шведской марки. Чтобы не ждать очереди, он обратился к руководству компании и… получил предложение стать дилером «Сааба» на своей родине. Так с модели «92B» начался экспорт «крылатых» авто за рубеж.

А 1 декабря 1954 года появился автомобиль, который можно назвать родоначальником нового семейства SAAB. Впрочем, с героем этой публикации его роднит основа кузова и концепция. SAAB 93 1955 модельного года получил новый 3-цилиндровый двигатель, новую КПП, иное оформление кузова работы того же Сасона и много других оригинальных технических решений. Да, этот автомобиль оказался успешнее предыдущего, он разошелся гораздо большим тиражом (в общей сложности SAAB 92 и 92B были выпущены в количестве 20 128 экземпляров) и дал шведской компании возможность выйти на ряд новых экспортных рынков. Но он не был первым, он был одним из… Имидж автомобилей SAAB и отношение к ним сформировала модель «92», одна из самых оригинальных конструкций своего времени.

Версия SAAB 93, подготовленная для ралли на заводе
Версия SAAB 93, подготовленная для ралли на заводе

Последние экземпляры SAAB 92B сошли с конвейера завода в Тролльхеттане в начале 1957 года. Эти автомобили уже имели люк в крыше как опцию, могли окрашиваться в два цвета, но с ранними «девяносто вторыми» у них все же было много общего. А первый прототип SAAB 92001, известный как Ursaab (в переводе со шведского – «оригинальный SAAB»), долгие годы хранится в заводском музее как напоминание о превосходстве нового и нестандартного подхода к инженерной науке над стереотипным.