8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Москвич-2150. Столичный внедорожник

Первым в мире кроссовером стала отечественная «Нива», которая появилась в 1977 году. Многие ведущие автопроизводители мира строили свои машины с аналогичной функциональностью с оглядкой на советскую конструкцию. А ведь полноприводное авто с комфортом обычной легковушки могло появиться двумя десятилетиями раньше, когда Волжского автозавода не было даже в проекте. Но суровые реалии отечественного автопрома просто похоронили проект внедорожника марки «Москвич»…

Впрочем, комфортные «вэдовые» легковушки Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) все-таки выпускал мелкими партиями в конце 1950-х – начале 1960-х годов. В 1957году на конвейер попал седан «Москвич-410» с кузовом от массовой модели «402» и множеством ее агрегатов, таких как нижнеклапанный 35-сильный мотор. А вот подвеска, мосты и раздаточная коробка с понижающей передачей были уже оригинальными: подвеска всех колес стала зависимой рессорной, добавился передний ведущий мост. Рулевое управление доверили узлам от «Победы», а современные телескопические амортизаторы заменили рычажными – архаичными, но прекрасно переносящими бездорожье и грязь. Дорожный просвет седана-вездехода достиг 220 мм, «Москвич-410» мог преодолевать брод до 0,3 м.

Главные недостатки комфортабельного полноприводного автомобиля – неустойчивость и сложность в управлении – были связаны с несоответствием агрегатов друг другу. Избавиться от этих «детских болезней» – и чем «Москвич-410» не массовый автомобиль для села? Но руководство автомобильной отрасли посчитало доводку конструкции невыгодной, сославшись на возникновение ущерба для объемов производства массовых седанов, универсалов и фургонов. Ведь примерно половина этих машин экспортировалась во многие страны мира. Словом, о простых советских людях забыли.

Moskvich 415
Прототип "Москвича-415" 1958 года внешне очень напоминал американские Civilian Jeep

Но в 1958 году упрямые конструкторы МЗМА взялись за работу над совершенно новым проектом, которой, будь он реализован, мог стать первым в мире кроссовером. Секрет успеха и перспективности конструкции был прост: к уже знакомым агрегатам добавился оригинальный и простой в изготовлении кузов. Внедорожник стал двухдверным, а в его основе лежала мощная лонжеронная рама. Оригинальную КПП и раздаточную коробку объединили в один блок (этот узел – чуть ли не единственный, который пришлось разрабатывать «с нуля»). Двигатель применили новейший – 45-сильный верхнеклапанный, что позволило получить лучшие по сравнению с предшественником динамические характеристики. Первый прототип, названный «Москвичом-415», имел открытый кузов с брезентовым верхом, а второй – «416» – получил более комфортабельный цельнометаллический кузов. Для своих лет внедорожники были не просто современными, они опережали время!

Внешне кузов напоминал американские Civilian Jeep (предшественники современных Jeep Wrangler), но зарубежные машины несли другие функции и относились к иному классу, потому сравнивать их с советским проектом нельзя. «Москвич» получил отопитель кузова с обогревом лобового стекла, его салон даже в тентованном варианте был отлично защищен от попадания пыли при движении по проселочным дорогам. Модель «415» предназначалась для перевозки четырех человек на полноценных сиденьях, а модель «416» уже была рассчитана на шестерых, четверо пассажиров располагались на откидных лавках в задней части салона. К 1960 году было готово несколько прототипов комфортабельных внедорожников, прошедших различные испытания. Была подготовлена техническая документация для постановки машины на конвейер. Причина «гибели» перспективного проекта та же – стремление чиновников получить больше валюты от заграничных партнеров. В 1961-м с конвейера сняли и доработанные под новый двигатель «вэдовые» седаны «Москвич-410Н», и универсалы «Москвич-411Н».

Moskvich 2150 
Интерьер "Москвича-2150", который хранится в заводском музее

В начале 1970-х годов проект комфортабельного внедорожника получил вторую жизнь. Вернее, право на вторую жизнь. К 1973 году было построено два прототипа автомобилей (с обновленными закрытым и тентованным кузовами), получивших новый индекс «2150». Когда в Тольятти конструкторы только приступали к проектированию «Нивы», кроссовер из столицы уже можно было запускать в серийное производство. «Москвич-2150» получил новый полуторалитровый двигатель мощностью 75 л.с. (56 кВт), четырехступенчатую коробку передач, а вместе с ними и современные новшества, такие как травмобезопасная рулевая колонка и пластиковое торпедо. Все боковые окна внедорожника сделали сдвижными. Конечно, прототипы не были лишены «недоделок»: дверные петли сделали наружными, на тентованном варианте запасное колесо разместили на полу в салоне между лавками для пассажиров, а на металлическом кузове – вообще снаружи справа...

Через четыре года после создания этих прототипов появилась «Нива», унифицированная с «Жигулями» в той же степени, что и столичный кроссовер с «Москвичами». Почему выбор был сделан не в пользу проекта «2150», неизвестно. Может, потому что у ВАЗа «в верхах» был покровитель – председатель Совмина Алексей Николаевич Косыгин, а у столичного завода с его конструкторским коллективом и перспективными моделями своего «защитника интересов» на государственном уровне не оказалось?