29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

VW Karmann-Ghia. Выходец из народа

Ключ к успеху
Причина успеха заднемоторного двухдверного седана Volkswagen Kafer – его дешевизна и практичность при современности конструкции. Двух- и четырехместные кабриолеты Hebmuller Typ 14A и Karmann Typ 15A, которые строились совместно с известными кузовными ателье, стоили несколько дороже и считались машинами не для всех, но не могли составить конкуренцию машинам, созданным по уникальным проектам.

Руководство «народного» концерна посчитало, что для вхождения в более престижный сегмент рынка нужно создать автомобиль не для семьи, а для водителя. При этом в нем должны сочетаться известные технические решения и лучшие по сравнению с «донором» характеристики. Естественно, «хозяином» агрегатов стал Kafer. В 1950 году Хайнс Нордхофф поручил работу над проектом доктору Вильгельму Карману, директору кузовного ателье Wilhelm Karmann Coachwerks, которое к работе тайно привлекло туринское ателье Carrozzeria Ghia Coachbuilding. Секретничать приходилось потому, что от сотрудничества с этим итальянским ателье автопроизводитель из Вольфсбурга решительно отказывался. Согласно техническому заданию, Volkswagen «не для всех», должен был стать родстером, но кузовных дел мастера на свой страх и риск стали проектировать купе.

Согласно техническому заданию, "топовая" модель Volkswagen должна была стать родстером
Согласно техническому заданию, "топовая" модель Volkswagen
должна была стать родстером

В 1953 году работы над будущим Karmann-Ghia были окончены на стадии проекта. Доктор Карманн приобрел в Париже обычный «Жук», перегнал его в Турин, и с машиной стал работать Джан Паоло Боано. 16 ноября 1953 года руководство Volkswagen прибыло в ателье Karmann. Под брезентовым чехлом стоял готовый концепт купе. Едва увидев подчеркнуто удлиненный силуэт при стандартной «начинке», заказчик сразу отказался от мысли о родстере. Пришлось раскрыть тайну участия в проекте итальянцев. В июне 1955 года состоялась презентация будущей легенды для прессы, в ходе которой с подачи доктора Карманна у машины появилось собственное имя, соединившее принадлежность к «народному» концерну, авторство проекта и его воплощение. А официальный дебют автомобиля устроили на Франкфуртском автосалоне в сентябре 1955. Вскоре началось серийное производство Volkswagen Karmann-Ghia.

Название у модели появилось только во время презентации для прессы
Название у модели появилось только во время презентации для прессы

«Сквозное крыло»
В родство этого купе с забавным и высоким Volkswagen Kafer верится с трудом. «Узы крови» выдают разве что фирменные хромированные колесные колпаки. А вот на эмблему в середине передней части капота внимание обращаешь чуть ли не в самый последний момент – столько во внешности Karmann-Ghia ярких элементов! Силуэт купе выполнен по популярной в послевоенной Европе схеме, которую автомобильные дизайнеры называют «сквозным крылом»: передние крылья сужаются в зоне дверей, где уже начинают расширяться задние. В данном случае складывается ощущение, что сильно вытянутые передние крылья с фарами и излишне высокие к «хвосту» машины задние крылья с чересчур крупными стоп-сигналами – не стандартные элементы, а части аэродинамического обвеса. Двери без оконных рамок придают силуэту элегантность и невесомость. Кнопки отпирания замков находятся на внутренних частях ручек.

Силуэт легендарного купе выполнен по исчезнувшей ныне схеме "сквозное крыло"
Силуэт легендарного купе выполнен по исчезнувшей ныне
схеме "сквозное крыло"

Как и Kafer, эта модель - заднемоторная. В отличие от ранних прототипов, на серийном купе отсутствует выступающая часть, имитировавшая отделение для запасного колеса, а на передней панели кузова имеется два воздухозаборника для вентиляции салона. На крышке моторного отсека красуется надпись, в которой переплелись названия итальянского и немецкого кузовных ателье. Ну, а поскольку стараний сотрудников Karmann в каждом выпущенном экземпляре из-за особенностей производства было больше, позади передних колес красуются логотипы только этого ателье.

На предприятии в Осанбрюке долгое время не было кузовных штампов, и вручную изготовленные детали (одна лишь передняя часть кузова составлялась из пяти пластин) сваривались между собой, затем каждый шов обрабатывался и сглаживался свинцом. То есть, кузов Volkswagen Karmann-Ghia фактически являлся монолитом. После цинк-фосфатного грунтования и шлифовки начинался процесс окраски: 4 слоя краски наносились по очереди и отшлифовывались. Кропотливая ручная работа должна хорошо оплачиваться, вот стоимость купе и превышала цену простого VW Kafer более чем в полтора раза. Но и качество престижных купе было одним из лучших в мире.

Автомобиль, предоставленный для съемки, предназначался для японского рынка (руль, как видите, справа), и долгое время эксплуатировался в Стране восходящего солнца, а позже был приобретен и отреставрирован энтузиастами из Владивостока.

Интерьер Karmann-Ghia прост и элегантен одновременно
Интерьер Karmann-Ghia прост и элегантен одновременно

Взгляд изнутри
Впечатление низкой машины не обманчиво. Действительно, рослый человек в Karmann-Ghia разместится с трудом. Но тем, кто сидит в купе, независимо от комплекции, от взглядов окружающих не скрыться – настолько автомобиль необычен. Осмотримся в салоне. Здесь находятся стандартные для Volkswagen Kafer приборы (главный из них – спидометр, а по обеим сторонам от него расположились часы, амперметр и указатель уровня топлива, который на модели появился не сразу). А вот рулевую колонку сделали изогнутой из-за иной формы кузова. Рычаг переключения передач несколько укоротили, а на передней панели поблизости с ним разместили изображение схемы переключения. Органы управления сгруппированы на торпедо рядом с водителем. Все, кроме единственного узла: на центральном тоннеле пола (здесь он играет роль элемента жесткости) по обеим сторонам от рукоятки стояночного тормоза находятся рычажки управления отопителем салона. Из элементов комфорта в Karmann-Ghia присутствует разве что радиоприемник National, отлично выписывающийся в красно-черный интерьер.

В задней части салона - ничем не прикрытый металл. Причина - в практичности
В задней части салона - ничем не прикрытый металл. Причина - в практичности

Посадочная формула купе – 2+2, то есть позади водителя и переднего пассажира могут разместиться лишь маленькие дети. Зато заднюю часть салона можно использовать для перевозки грузов, не уместившихся в багажник. Спинка «дивана» складывается к подушке, чем объясняется наличие ничем не прикрытых металлических деталей между двумя частями сиденья.

Совместить лучшее
Купе и появившийся в 1957 году кабриолет Volkswagen Karmann-Ghia базировались на платформе Kafer, но несколько модифицированной. Колесную базу увеличили на 300 мм по сравнению с массовой моделью, а для достижения лучшей управляемости переднюю ось дополнили стабилизатором поперечной устойчивости. Впрочем, благодаря более низкому центру тяжести и лучшей аэродинамике Karmann-Ghia и так дает фору «старшему брату». На всех версиях модели установлены оппозитные 4-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения, но разного объема. Тот, что стоит на предоставленной для съемок машине, имеет рабочий объем 1584 куб.см и мощность 50 л.с. (37,2 кВт), и работает в паре с 4-ступенчатой «механикой». Особенность всех «оппозитников» Фердинанда Порше – наличие двух карбюраторов, каждый из которых питает по два находящихся сбоку цилиндра. На купе и кабриолетах из-за иного по сравнению с VW Kafer моторного отсека стандартным воздушным фильтрам места не нашлось, и их заменили на элементы от VW Transporter первого поколения. Словом, авторы купе и кабриолетов взяли для своей конструкции уже существующие механизмы, сделав из них некий «коктейль», который получился весьма неплохим.

На всех версиях Karmann-Ghia устанавливались 4-цилиндровые "оппозитники"
На всех версиях Karmann-Ghia устанавливались 4-цилиндровые "оппозитники"

Еще одно преимущество Karmann-Ghia – ремонтопригодность. Несколько десятилетий назад в рекламе разрешалось использовать образы конкурентов, чем маркетологи Volkswagen неоднократно пользовались. На одной из брошюр «народное» купе с задатками спорткара было сфотографировано рядом с Maserati и Porsche, а под снимком шла подпись: «Некоторые автомобили можно обслужить только в редком дорогом сервисе. Для других же действуют одни из крупнейших в Европе и США сети фирменных станций».

След в истории
Купе Karmann-Ghia можно назвать родоначальником всех современных недорогих, но стильных и наделенных неплохими техническими характеристиками автомобилей. В период выпуска – с 1955 по 1974 годы – неоднократно проводились процедуры рестайлинга, затрагивавшие такие элементы как бамперы, фары и стоп-сигналы. Между тем, объемы продаж практически не снижались. За почти 20 лет серийного выпуска модели в Германии было выпущено порядка 445 000 экземпляров купе и кабриолетов, а в Бразилии, где производство модели прекратилось годом позже – почти 42 000.

Этот экстравагантный автомобиль с «народной» начинкой смог стать атрибутом европейской и американской молодежи, любителей быстрой езды и просто творческих людей. Volkswagen Karmann-Ghia снимали в таких фильмах как «Осьминожка» (одна из картин о Джеймсе Бонде) и во второй части «Убить Билла». Всего машине досталось более десятка ролей в различных лентах. Действительно, эта машина – не просто средство передвижения, это символ эпохи, символ перемен.

Благодарим команду Nittzerwerk за предоставленный для съемок автомобиль!

Снимки этого автомобиля в большом разрешении можно просмотреть в нашей фотогалерее

Volkswagen Karmann-Ghia
Технические характеристики Volkswagen Karmann-Ghia
Двигатель: оппозитный 4-цилиндровый, 1584 куб.см, 2 карбюратора Solex
Максимальная мощность: 50 л.с. (37,2 кВт) при 4000 об./мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП
Привод: задний
Посадочная формула: 2+2
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4140x1634x1320 мм
Колесная база: 2400 мм
Максимальная скорость: 138 км/ч
Снаряженная масса: 870 кг