4 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Рудольф Дизель. Непризнанный гений

Рудольф Дизель родился в Париже 18 марта 1858 года, в немецкой семье, глава которой занимался переплетом книг. Когда Рудольфу было 12 лет, в 1870 году началась франко-прусская война. Немцам жить во Франции в то время было крайне опасно, и семья Дизелей переехала в Великобританию. В Англии условия были гораздо лучшими, и у родителей Рудольфа появилась возможность дать сыну достойное образование. Мальчика отправляют в еще воюющую Германию, в университетский город Аугсбург, что в Баварии. Там он в 1873 году оканчивает реальное училище, причем Рудольфа называют лучшим учеником. Следующей ступенью становится Аугсбургская политехническая школа. У Дизеля были отменные задатки инженера, о чем говорит тот факт, что при окончании Мюнхенской Высшей технической школы (это было в 1880 году) он сдал выпускные экзамены с лучшими результатами за все время существования этого учебного заведения.

В 1880 талантливого Дизеля на работу в созданную двумя годами ранее мюнхенскую химическую компанию Linde AG приглашает сам основатель фирмы, Карл фон Линде. И в наши дни это предприятие является одним из мировых лидеров в области производства газов промышленного назначения, таких как ацетилен и кислород, а в конце XIX века Linde являлась фактически пионером своей отрасли. Рудольф Дизель, заинтересовавшийся двигателями внутреннего сгорания, начал поиски альтернативных видов топлива. Он хотел, чтобы ДВС питался более дешевым горючим (свое детище изобретатель называл «рациональным тепловым двигателем»), и в его книге в качестве идеального топлива фигурировала угольная пыль! Инженер был поставлен в тупик проблемой подачи такого топлива в цилиндры, а также абразивностью пыли, поэтому он обратил внимание на тяжелые нефтяные фракции.

Патент, выданный Рудольфу ДизелюДо героя нашей статьи идеи о создании ДВС без системы зажигания высказывал другой инженер, Экройд Стюарт, но он не рассматривал возможность сжатия воздуха перед соединением его с горючим, что и реализовал Рудольф Дизель. В отличие от бензинового двигателя, степень сжатия в моторе нового типа, который существовал еще только на бумаге и в планах изобретателя, была гораздо выше, топливо сжигалось лучше, и, соответственно, мотор имел больший КПД. 27 февраля 1892 года Дизель подает в императорское патентное бюро (Берлин) заявку на получение авторского свидетельства на «метод и аппарат для преобразования высокой температуры в работу», которое он получает практически через год, 23 февраля 1893. Отметим, что уже в марте 1892 изобретатель продемонстрировал известным промышленникам макет своего творения и рассказал потенциальным инвесторам о принципе его работы.

Изобретением Рудольфа заинтересовался лишь Генрих фон Буц, владелец Аугсбургского машиностроительного завода (в 1904 это предприятие будет реорганизовано в знаменитую компанию MAN). Талантливый инженер получил новое место работы и финансирование проекта. Вскоре был создан первый экспериментальный двигатель с воспламенением горючей смеси от сжатия, пробный пуск которого состоялся 10 августа 1893 года. Из-за недочетов в конструкции мотор, весивший 4,5 тонны, взорвался, и каким-то чудом сам Дизель и четыре его подчиненных не пострадали. Убежденный в правоте своей теории изобретатель продолжил работу над «рациональным тепловым двигателем», и первый ее положительный результат стал известен уже через пять месяцев.

В январе 1895 двигатель новой конструкции наконец-то заработал. Клапанные пружины выходили из строя, а поршень прогорал из-за отсутствия системы охлаждения, поэтому первый в мире дизель, развивавший мощность в 13,2 л.с. при каких-то 88 оборотах в минуту, смог сделать всего около 80 оборотов, после чего «признаков жизни» уже не подавал. Инвесторы (промышленники Фридрих Крупп и братья Зальцер) были готовы прекратить финансирование, но Рудольф Дизель знал, что это – только экспериментальный образец, и новые творения будут продаваться, и ему удалось сохранить работу и проект. А тем временем по миру разносилась новость о том, что какой-то немецкий инженер готовит двигатель, работающий на соляре – очень дешевом по тем временам горючем.

Около года понадобилось изобретателю на доработку своей конструкции. Мотор, появившийся в декабре 1895, питался уже не горючим, а его парами, которые попадали в камеру сгорания через форсунку. Для того, чтобы двигатель функционировал продолжительно, Дизель оснастил его водяным охлаждением. Результат не заставил себя ждать: эта конструкция проработала без остановки 17 суток. Инвесторы, которые еще совсем недавно не хотели даже смотреть в сторону Рудольфа, были готовы выделить любые деньги, чтобы начать производство перспективных ДВС нового типа. Изобретатель сказал тогда: «Мой двигатель все еще пользуется большим успехом…», что, по видимому, значило: «Слава Богу, в меня и мою идею поверили после всех провалов!». Двигатель, позволивший говорить о жизнеспособности конструкции, имел следующие характеристики: мощность составляла от 18 до 29 л.с. при 173 об./мин., а КПД – 26%, что почти вдвое выше показателя паровой машины и на 6% больше КПД бензинового мотора.

Слева на фото - Рудольф Дизель, в центре - промышленник Генрих фон Буц 
Слева на фото - Рудольф Дизель, в центре - промышленник Генрих фон Буц

В 1897 началось производство силовых агрегатов нового типа. Двигатель мощностью 25 л.с. уже был лишен всех «детских болезней», и его стали использовать по всему миру в качестве силовых установок для судов, на стационарных механизмах. Большие размеры и вес, а также малые рабочие обороты не позволяли устанавливать такие моторы на автомобильную технику. В первые годы XX века дизельные двигатели приобретают популярность, их конструкция развивается… а Рудольф Кристиан Карл Дизель не получает должного признания на родине, в Германии, и уезжает в Англию чтобы организовать там свое предприятие.

После создания работоспособных силовых установок своей конструкции, Рудольф Дизель получает неплохую прибыль и решает забросить исследования, целиком и полностью посвятив себя коммерции. К сожалению, выходит так, что двигатели первого поколения оказались малопригодными для эксплуатации, и в результате изобретатель оказывается ответчиком по многочисленным судебным искам. Долгие тяжбы с клиентами подорвали здоровье Рудольфа, и он был вынужден лечиться в психиатрической клинике в Нойвиттельсбахе. К тому же, Дизель, уже вернувшийся из Великобритании в Германию, не обладал талантом предпринимателя, и финансовый кризис 1913 года сделал его банкротом.

Оставленный без средств к существованию Рудольф Кристиан Карл стал искать новых заказчиков, готовых заключить с ним крупные контракты. Именно с ним, потому что в первые годы XX века патент Дизеля на двигатель перестал приносить изобретателю доход, ведь в эти годы в конструкцию внесли свой вклад и другие инженеры. 29 сентября 1913 года Рудольф Дизель сел на пароход «Дрезден», следовавший из немецкого Антверпена в Лондон, чтобы попасть на открытие завода, купившего у него лицензию. Вечером того же дня знаменитый инженер спустился с палубы и проследовал в свою каюту, а на утро не пришел на завтрак. Знакомые Дизеля забеспокоились и попросили открыть его каюту. Она оказалась пуста…

Через несколько недель немецкие рыбаки обнаружили в воде тело одетого мужчины, которое по обычаю оставили в море, но сняли с него кольца и по возвращении в порт отдали полиции. Сын изобретателя опознал кольца своего отца. Что случилось на борту «Дрездена» в тот вечер или ночью, так и остается загадкой, существует множество версий причин смерти Дизеля. По одной из них разоренный и непризнанный гений покончил жизнь самоубийством (в доказательство приводится тот факт, что перед отъездом он отдал супруге чемодан со всеми своими деньгами – 20000 немецких марок – и попросил не открывать его несколько дней), по другой – стал жертвой германских спецслужб, агенты которых сделали все, чтобы не дать Англии перед I Мировой Войной получить современные технологии в большом количестве. Рудольф Дизель ушел из жизни в возрасте 55 лет.

Один из первых дизельных двигателей, воссозданный по чертежам изобретателя 
Один из первых дизельных двигателей, воссозданный по чертежам изобретателя

Благодаря топливному насосу высокого давления, созданному Робертом Бошем, дизельные двигатели стали высокооборотистыми и стали устанавливаться на автомобили. Первым в мире дизельным грузовиком стал MAN 1924 года, первой легковой моделью с таким типом ДВС – Mercedes-Benz 260D. Если в 1960-е годы в большом количестве выпускались дизельные грузовики, то в 1970-х к ним присоединились и легковушки. Все это произошло уже после смерти изобретателя, так и не удостоившегося славы при жизни.

Резюме. Важность изобретения Рудольфа Кристиана Карла Дизеля трудно переоценить. Нынешний год в Германии объявлен годом Дизеля, ведь исполняется 150 лет со дня его рождения. Не во всех людях есть предпринимательское начало, но не все могут предложить человечеству что-то новое, полезное и нужное, поэтому не стоит удивляться такой непростой судьбе гения. Гения, непризнанного при жизни.