29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Isuzu 117 Coupe. Первый среди равных

Она первой в Японии получила систему распределенного впрыска топлива. Существовал и вариант с дизельным двигателем, который стал первым в мире подобным автомобилем класса Gran Turismo. В наши дни эта машина является настоящей классикой и предметом обожания коллекционеров.

Рождение легенды
Это сейчас с концерном Isuzu Motors Limited из легковушек ассоциируется разве что Gemini, а ведь первое пассажирское авто – лицензионную копию британского Hillman Minx – компания выпустила в далеком 1953 году. Трудолюбивые японцы стремились стать на путь творчества и уже в 1961 году создали седан и универсал Bellel, одна из модификаций которого стала первой японской легковушкой с дизелем. Но к середине 1960-х модель устарела, ей требовалась достойная замена.

К созданию Isuzu 117 Coupe приложили руку мастера ателье Ghia
К созданию Isuzu 117 Coupe приложили руку мастера ателье Ghia

К созданию Isuzu 117 Coupe японцы привлекли итальянское ателье Corrozeria Ghia, главным дизайнером которого в декабре 1965 года стал Жоржетто Джуджаро. Он незамедлительно включился в проект, и уже на Женевском автосалоне 1966 года публика смогла лицезреть привлекательное купе с малознакомым тогда логотипом Isuzu. В том же году концепт демонстрировался на автосалоне в Токио. В 1968 году было освоено мелкосерийное производство 117 Coupe. Первые машины изготавливались вручную, не более чем по 50 экземпляров в месяц. Когда пакет из 34,2 процента акций Isuzu купила американская General Motors, появилась возможность развернуть массовое производство оригинального 117 Coupe. И у модели началась новая жизнь.

Купе или фастбэк?
Isuzu 117 Coupe невероятно гармоничен – чувствуется рука настоящего мастера. Все очертания кузова плавные и простые, но при этом их нельзя назвать безликими. Высота линии остекления уменьшается по мере удаления от капота, и стекла позади дверей, равно как и «форточки» в дверных стеклах, приоткрываются для получения бессквозняковой вентиляции. Isuzu 117 Coupe совсем не кажется тяжеловесным и заниженным. Во многом это заслуга тонких стоек крыши с хромированными накладками, в том числе и изящной задней. Кстати, хрома здесь совсем немного, и его узкие полоски никак не утяжеляют силуэт спорткара. Общую картину удачно дополняют легкосплавные колесные диски диаметром 13 дюймов, на которых красуются надписи с обозначением модели и логотип автопроизводителя. Не выглядят чужеродными и выступающие наружные ручки дверей с кнопками для привода замков.

Isuzu 117 Coupe невероятно гармоничен – чувствуется рука настоящего мастера
Isuzu 117 Coupe невероятно гармоничен – чувствуется
рука настоящего мастера

Производитель четко определяет тип кузова как купе. Мы действительно видим короткую крышку багажника сложной формы. Но Джуджаро удалось совместить в Isuzu 117 Coupe черты не только двухдверной машины с посадочной формулой «2+2», но и редкого кузова фастбэк, в котором линия багажника продолжает линию заднего стекла, имеющего обогрев. К слову, места для багажа в спорткупе вполне достаточно.

Стоп-сигналы, задние габаритные огни и поворотники, огни включения заднего хода выполнены в едином стиле и не разделены хромированными окантовками. В центре кормовой панели кузова расположены черная декоративная накладка с надписью Isuzu и личина замка багажника. А ведь в те годы так было не принято, мода на крупную заднюю оптику пришла несколько позже. Головная оптика на 117 Coupe четырехфарная. Но если до 1977 года ее оптические элементы были круглыми, после рестайлинга их заменили прямоугольными. Тогда же рестайлингу подверглась решетка радиатора. Кроме того, округлые повторители поворотников на передних крыльях стали прямоугольными, а хромированные корпуса наружных зеркал заменили на окрашенные в цвет кузова, заодно подкорректировав форму. Логотип же Isuzu 117 Coupe в виде японского мифологического животного с обезьяньей головой и туловищем, напоминающим львиное, оставался неизменным до завершения производства спорткара.

Логотип модели на декоративной решетке динамика
Логотип модели на декоративной решетке динамика

Внутренний мир
Широкие двери 117 Coupe обеспечивают комфортный доступ на задние сиденья. Салон Isuzu обит подходящей к цвету кузова кожей, а все сиденья оснащены подголовниками. По сегодняшним меркам, торпедо спорткупе не блещет изысками, но довольно интересно и привлекает внимание асимметричностью правой и левой частей. До рестайлинга 1977 года приборная панель и некоторые другие элементы интерьера отделывались тайваньским лавром, позже этот декор заменили простым недорогим пластиком.

По сегодняшним меркам, торпедо спорткупе не блещет изысками, но оно довольно интересно
По сегодняшним меркам, торпедо спорткупе не блещет изысками,
но оно довольно интересно

Главные приборы – круглые спидометр с одометром и тахометр – расположены напротив водителя, а менее важные датчики и контрольные лампы – по центру торпедо. Глядя на выступающую у центральной консоли рукоятку стояночного тормоза, понимаешь, почему это устройство назвали «ручником». На передней панели справа от руля находятся клавиша включения обогрева заднего стекла и ручка переключения режимов освещения (кстати, ей же регулируется и яркость подсветки приборов). Чуть ниже расположены рычажки регулировки «рогов»-зеркал (сорок лет назад!). Из других полезных приспособлений в Isuzu 117 Coupe стоит выделить электростеклоподъемники. Часы и кассетная магнитола Panasonic также входят в штатную комплектацию. К слову, расположенные позади второго ряда сидений колонки украшены логотипом спорткупе.

В 1979 году появилась ограниченная, «дизайнерская» серия Giugiaro Edition. В спорткупе этой версии присутствуют эксклюзивные элементы и материалы отделки салона, такие как тканевые вставки на сиденьях и в дверных картах. Представленное на наших снимках Isuzu 117 Coupe – как раз представитель этой серии, один из трехсот выпущенных экземпляров, а если верить аукционному листу, то именно этот автомобиль стал первым среди немногочисленных подобных.

Автоматическая КПП имеет три передачи переднего хода
Автоматическая КПП имеет три передачи переднего хода

А почему «первый»?
Многие технические решения, «прописавшиеся» в Isuzu 117 Coupe, позволяют назвать его первым среди равноценных японских авто класса Gran Turismo. Когда 117 Coupe только появился, на него устанавливался 1,6-литровый рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель. Характерной особенностью мотора стал еще довольно редкий тогда двухвальный механизм газораспределения. В 1970 году карбюратор уступил место новейшей системе распределенного впрыска топлива от Bosch (модификация EC, Electronic control). Так и появилось первое японское авто с впрыском. А в 1971-м дебютировала более дешевая версия 1800N с 1,8-литровым карбюраторным двигателем с одновальным ГРМ.

С началом массового производства спорткупе базовым стал 1,8-литровый мотор, получивший несколько модификаций: он мог быть карбюраторным или впрысковым, с газораспределительным механизмом SOHC или DOHC. В 1978 году появилась более мощная – 2-литровая – модификация этого двигателя, а в 1979-м – версия 117 Coupe XD, «сердцем» которой стал 2,2-литровый дизель, тогда мир узнал, что спорткары могут оснащаться моторами этого типа.

В зависимости от установленного мотора коробка передач могла быть либо 4-, либо 5-ступенчатой механической или же 3-ступенчатой автоматической (как на представленной на снимках машине модификации XC). Передняя подвеска Isuzu 117 Coupe двухрычажная, а задняя – рессорная. Тормоза передних колес сделаны дисковыми, задних – барабанными, а рулевое управление выполнено по схеме «червяк-сектор» (от упора до упора рулевое колесо проходит скромные 3,5 оборота). В общем, ничего выдающегося даже по японским меркам тех лет.

Так выглядит 2-литровый двигатель Isuzu 117 Coupe с распределенным впрыском топлива
Так выглядит 2-литровый двигатель Isuzu 117 Coupe
с распределенным впрыском топлива

Предмет обожания
Несмотря на то что не все в Isuzu 117 Coupe было прорывом, машина стала легендой японской автомобильной промышленности. Для конца 1960-х спорткар являлся эталоном, но долгое время до уровня его популярности конкуренты дорасти не могли. Модель выпускалась до 1981 года (целых 13 лет!) и уступила место на конвейере купе Isuzu Piazza, спроектированному все тем же Жоржетто Джуджаро117 Coupe была выпущена в 86 192 экземплярах, из которых на сегодняшний день сохранилось не так много, поэтому сейчас она считается предметом интереса и мечтой многих знатоков и коллекционеров. И уважение к модели более чем заслуженное.

Технические характеристики Isuzu 117 Coupe XC
Двигатель: рядный 4-цилиндровый, 1949 куб.см, SOHC, распределенный впрыск топлива
Максимальная мощность: 135 л.с. (100,7 кВт) при 6200 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 5000 об./мин.
Трансмиссия: 3-ступенчатая АКПП
Привод: задний
Снаряженная масса: 1145 кг
Объем топливного бака: 58 литров
Посадочная формула: 2+2
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4310x1600x1310 мм
Дорожный просвет: 170 мм
Максимальная скорость: 180 км/ч

Благодарим команду Nittzerwerk за предоставленный для съемок автомобиль!
Снимки Isuzu 117 Coupe в большом разрешении можно просмотреть в нашем фотоальбоме