Живая легенда
Некоторые из придуманных им автомобилей ещё вовсю колесят по дорогам, другие же давно признаны классикой. К самым известным работам Джуджаро можно отнести De Lorean DMC-12 (помните фильм «Назад в будущее»?), популярные в современной Европе Chevrolet Spark и Lacetti, классический спорткар Isuzu 117 Coupe, британский Lotus Esprit, массовые японские Subaru SVX, Suzuki SX4 и легендарный Volkswagen Golf первого поколения. А автомобилей с не столь известными названиями и просто концептов не счесть… Великий дизайнер также работал над внешним видом и мотоциклов Ducatti, и наручных часов Seiko, и цифровых фотокамер Nikon, и даже одного из карабинов Beretta! Талантливый человек талантлив во всем.
Джорджио Джуджаро родился 7 августа 1938 года в местечке Гарессио итальянской провинции Пьемонт. Сейчас можно говорить, что талант ему был дан свыше, но и семья во многом определила профессию Джорджио. Отец и дед мальчика расписывали церковные фрески, и он помогал им, познавая азы профессии художника. В 14 лет молодой человек поступил в туринскую Академию изящных искусств, которую окончил в 1955 году. В качестве факультатива Джуджаро выбрал техническое рисование, и дизайн автомобиля будущего стал темой дипломной работы. Присутствовавший на защите Данте Джакоза, шеф-дизайнер FIAT и автор облика моделей «124» и Topolino, сразу пригласил талантливого выпускника в свое подразделение концерна.
Коллеги стали называть молодого специалиста «по-отцовски», Жоржетто. И сейчас отметивший 70-летний юбилей один из лучших дизайнеров современности предпочитает этот вариант своему полному имени. Около четырех лет Джуджаро проработал в FIAT. Марка считалась массовой, и о производстве машин с оригинальной внешностью работы молодого сотрудника речи быть не могло. Это не устраивало Жоржетто, и 1959 году он попросил знакомого, работавшего в кузовном ателье Bertone, представить его Нуччио Бертоне, основателю и главе студии. Встреча состоялась на Туринском автосалоне. Молодой дизайнер принес несколько набросков, чтобы маэстро с ними ознакомился. Через несколько дней Бертоне прямо сказал: «Эти работы не могут быть вашими! Я вижу руку профессионала, но не юнца!». Джуджаро попросил дать тему для наброска, который тут же сделал в присутствии будущего шефа. Так Жоржетто получил новое место и начал работать над компоновкой и внешним видом Alfa-Romeo 2000 Sprint, а по мотивам эскиза был создан концепт Alfa-Romeo Testudo.
Концепт Alfa-Romeo Testudo был создан по мотивам одного из первых набросков Джуджаро
Проект для Alfa-Romeo едва успели завершить – Джуджаро призвали в армию. Используя связи, Бертоне добился, чтобы его сотрудника перевели в местечко Бра близ Турина, и снял для него гостиничный номер, где тот мог работать. Фактически Жоржетто лишь числился в войсках и посещал самые важные занятия. Тогда и была создана Alfa-Romeo Giulia GT. Машина дебютировала в 1963 году в Женеве, производилась в течение 14 лет и разошлась тиражом более 120 000 экземпляров. Тогда же в Турине представили двухместный спорткар Iso Griffo работы Джуджаро, благодаря которому имя дизайнера приобрело известность.
Вскоре Жоржетто стал главным дизайнером ателье Bertone. Из-под его «пера» вышли BMW 3200CS, Aston Martin DB4 и FIAT 850 Spider. А вот работу над опередившим время Lamborghini Miura мастер не завершил – переговоры о повышении оклада окончились ничем, и в 1965 году Джуджаро перешел в мастерскую Ghia, владелец которой Джакомо Гаспардо предложил мастеру должность директора дизайн-центра. Самым массовым автомобилем, разработанным Джуджаро в этот период, стал спорткар Isuzu 117 Coupe, а концепты De Tomaso Pampero и Mangusta оказались предвестниками эпохи рубленых форм в кузовостроении – стиля folded paper. Эти машины в серию не пошли, а Жоржетто хотелось видеть свои творения на дорогах – он стремился стать законодателем автомобильной моды.
Нуччио Бертоне говорил, что Джуджаро не мог примирить свои фантазии с мнением маркетологов и инженеров. А самого Жоржетто однажды спросили, как запросы клиентов влияют на дизайн автомобилей, на что тот ответил, что что-то новое публике предлагают только дизайнеры, и, пока будущие покупатели не увидят новую машину, они и не догадываются, чего хотят.
Те, кто знают Жоржетто Джуджаро лично, отмечают его сухость и скучность
Те, кто общается с Джуджаро, отмечают его сухость и скучность. На вопрос журналиста о любимой одежде маэстро ответил: «Предпочитаю простую и удобную одежду, лишенную экстравагантности». Любимое животное великого дизайнера – кошка, потому как независима. Лишь однажды Джуджаро, спровоцированный завистником, «сорвался»: критик заявил, что в последних работах мастера нет былой изюминки, на что Жоржетто громко ответил: «Что вы можете понимать в дизайне? Может быть, это Lotus Esprit – ваша работа? Нет, это сделал я!». Работа для лучшего дизайнера XX века всегда была на первом месте, и уже в 1967 году он основал свою первую компанию, ItalStyling.
Джуджаро работал с таким именитым заказчиком, как Isuzu. В качестве специально приглашенного эксперта он подготовил рестайлинг оригинального Volkswagen Karmann-Ghia. Но дизайнер понимал, что для успешной реализации проектов нужно организовывать студию, где прототипы создавались бы с нуля до выставочных экземпляров. Совладельцами появившегося в феврале 1968 года ателье ItalDesign были известный кузовщик Альдо Мантовани и инженер Лучано Бозио. Первая работа новой команды – спортивное однообъемное (!) купе Bizzarrini Manta, построенное на уже имеющихся агрегатах участвовавшей в гонке «24 часа ЛеМана» машины, – увидела свет в том же году. Интересной находкой Джуджаро стал салон с тремя креслами в ряд, в котором водительское место находилось посередине.
De Lorean DMC-12 - одна из самых ярких и колоритных работ Джуджаро
На Туринском автосалоне 1969 года ателье ItalDesign получило собственный стенд, изюминкой которого стал концепт спорткара на новейшем шасси Alfa-Romeo 33/2. Автопроизводитель дал фирмам ItalDesign, Bertone и Pininfarina образцы предсерийных машин, чтобы их мастера изготовили кузова на свой вкус. Прототип Iguana от Джуджаро только в конце дня для прессы заехал на стенд своим ходом, и на открытии автосалона маэстро сокрушался: «Мы покрасили авто и ехали на нем по Турину, а я все еще думал о мелких огрехах, которые надо бы исправить». Мелкие огрехи… Да стиль Alfa-Romeo 33/2 Iguana до сих пор копируется мастерами из Lamborghini!
В начале 1970-х годов ателье Джуджаро заключило договор о партнерстве с концерном Volkswagen. Первая работа этого проекта – вместительный Passat (первое поколение запустили в серию только как универсал), который поставили на конвейер в 1973 году. Затем настала очередь народного хетчбэка Golf. Динамичный спортивный переднеприводный хетчбэк Scirocco дебютировал в 1974-м на Женевском автосалоне. Сам маэстро считает контракт с немецким автопроизводителем самым продуктивным и прибыльным для своего ателье. Однако в тот же период были созданы производимый до сих пор Lotus Esprit (1972 год) с кузовом, сваренным из верхней и нижней литых частей, а также легендарная Lancia Delta и популярная Fiat Panda.
В 1980-х годах маэстро Жоржетто Джуджаро создал необычный для Соединенных Штатов De Lorean DMC-12; прототип компактного городского авто Capsula, дизайн которого много позже был повторен в минивэне Fiat Multipla; семейство SAAB 9000 с кузовами разных типов; к известным разработкам 1990-х годов можно отнести Lexus GS (он же – Toyota Aristo), SEAT Cordoba и Subaru SVX (на американском рынке это купе известно как Alcyone). За многочисленные заслуги 15 октября 2002 года имя Джуджаро включено в список выдающихся автомобильных инженеров. Случай уникальный – редко кто попадает туда при жизни!
Прототип Capsula во многом напоминает созданный гораздо позже противоречивый Fiat Multipla
Концепт 2006 года Toyota Alessandro Volta с внешностью, напоминающей модель Celica, и агрегатами от гибридного внедорожника Lexus RX400h маэстро Жоржетто создавал не один, а с сыном Фабрицио, нынешним главой известной дизайн-студии. Сама же живая легенда автодизайна и в свои 70 лет каждый рабочий день приезжает в офис в 9 часов утра и трудится до половины восьмого вечера. Джуджаро по-прежнему стоит за чертежной доской, встречается с заказчиками, изучает чужие проекты, а по дизайн-центру перемещается на велосипеде. Он работает и по субботам, а иногда – и по воскресеньям. В настоящее время в ItalDesign трудится порядка 750 специалистов, и ателье способно представлять по одному прототипу в месяц. Сам маэстро является членом правления итальянской Ассоциации промышленного дизайна и почетным доктором британского Королевского колледжа искусств. Он полон сил, готов взяться за любой проект и в последних интервью говорит, что хотел бы работать и в космической отрасли. Так что, кто знает, может, вскоре логотип Styled by Giugiaro мы увидим на новейших спутниках!
Резюме. Упорный и целеустремленный, Джорджио Джуджаро сыграл и продолжает играть огромную роль в развитии автомобилестроения. Стали бы машины столь привлекательными, не будь они красивыми? Вряд ли. А работы итальянского мастера всегда соответствуют духу времени и опережают тенденции. Его мысль не стоит на месте, Джуджаро не признает компьютеров, продолжает работать с гипсом и бумагой: «Пока компьютер включается и загружается, я уже сделаю эскиз». На вопрос о собственном девизе великий дизайнер отвечает фразой «Добивайся своего». Значит, что творческий путь Жоржетто еще не окончен! Кстати, число автомобилей, созданных по его проектам, уже перевалило за 60 миллионов...