3 Декабря 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Живая легенда

Некоторые из придуманных им автомобилей ещё вовсю колесят по дорогам, другие же давно признаны классикой. К самым известным работам Джуджаро можно отнести De Lorean DMC-12 (помните фильм «Назад в будущее»?), популярные в современной Европе Chevrolet Spark и Lacetti, классический спорткар Isuzu 117 Coupe, британский Lotus Esprit, массовые японские Subaru SVX, Suzuki SX4 и легендарный Volkswagen Golf первого поколения. А автомобилей с не столь известными названиями и просто концептов не счесть… Великий дизайнер также работал над внешним видом и мотоциклов Ducatti, и наручных часов Seiko, и цифровых фотокамер Nikon, и даже одного из карабинов Beretta! Талантливый человек талантлив во всем.

Джорджио Джуджаро родился 7 августа 1938 года в местечке Гарессио итальянской провинции Пьемонт. Сейчас можно говорить, что талант ему был дан свыше, но и семья во многом определила профессию Джорджио. Отец и дед мальчика расписывали церковные фрески, и он помогал им, познавая азы профессии художника. В 14 лет молодой человек поступил в туринскую Академию изящных искусств, которую окончил в 1955 году. В качестве факультатива Джуджаро выбрал техническое рисование, и дизайн автомобиля будущего стал темой дипломной работы. Присутствовавший на защите Данте Джакоза, шеф-дизайнер FIAT и автор облика моделей «124» и Topolino, сразу пригласил талантливого выпускника в свое подразделение концерна.

Коллеги стали называть молодого специалиста «по-отцовски», Жоржетто. И сейчас отметивший 70-летний юбилей один из лучших дизайнеров современности предпочитает этот вариант своему полному имени. Около четырех лет Джуджаро проработал в FIAT. Марка считалась массовой, и о производстве машин с оригинальной внешностью работы молодого сотрудника речи быть не могло. Это не устраивало Жоржетто, и 1959 году он попросил знакомого, работавшего в кузовном ателье Bertone, представить его Нуччио Бертоне, основателю и главе студии. Встреча состоялась на Туринском автосалоне. Молодой дизайнер принес несколько набросков, чтобы маэстро с ними ознакомился. Через несколько дней Бертоне прямо сказал: «Эти работы не могут быть вашими! Я вижу руку профессионала, но не юнца!». Джуджаро попросил дать тему для наброска, который тут же сделал в присутствии будущего шефа. Так Жоржетто получил новое место и начал работать над компоновкой и внешним видом Alfa-Romeo 2000 Sprint, а по мотивам эскиза был создан концепт Alfa-Romeo Testudo.

Концепт Alfa-Romeo Testudo был создан по мотивам одного из первых набросков Джуджаро
Концепт Alfa-Romeo Testudo был создан по мотивам одного из первых набросков Джуджаро

Проект для Alfa-Romeo едва успели завершить – Джуджаро призвали в армию. Используя связи, Бертоне добился, чтобы его сотрудника перевели в местечко Бра близ Турина, и снял для него гостиничный номер, где тот мог работать. Фактически Жоржетто лишь числился в войсках и посещал самые важные занятия. Тогда и была создана Alfa-Romeo Giulia GT. Машина дебютировала в 1963 году в Женеве, производилась в течение 14 лет и разошлась тиражом более 120 000 экземпляров. Тогда же в Турине представили двухместный спорткар Iso Griffo работы Джуджаро, благодаря которому имя дизайнера приобрело известность.

Вскоре Жоржетто стал главным дизайнером ателье Bertone. Из-под его «пера» вышли BMW 3200CS, Aston Martin DB4 и FIAT 850 Spider. А вот работу над опередившим время Lamborghini Miura мастер не завершил – переговоры о повышении оклада окончились ничем, и в 1965 году Джуджаро перешел в мастерскую Ghia, владелец которой Джакомо Гаспардо предложил мастеру должность директора дизайн-центра. Самым массовым автомобилем, разработанным Джуджаро в этот период, стал спорткар Isuzu 117 Coupe, а концепты De Tomaso Pampero и Mangusta оказались предвестниками эпохи рубленых форм в кузовостроении – стиля folded paper. Эти машины в серию не пошли, а Жоржетто хотелось видеть свои творения на дорогах – он стремился стать законодателем автомобильной моды.

Нуччио Бертоне говорил, что Джуджаро не мог примирить свои фантазии с мнением маркетологов и инженеров. А самого Жоржетто однажды спросили, как запросы клиентов влияют на дизайн автомобилей, на что тот ответил, что что-то новое публике предлагают только дизайнеры, и, пока будущие покупатели не увидят новую машину, они и не догадываются, чего хотят.

Те, кто знают Жоржетто Джуджаро лично, отмечают его сухость и скучность
Те, кто знают Жоржетто Джуджаро лично, отмечают его сухость и скучность

Те, кто общается с Джуджаро, отмечают его сухость и скучность. На вопрос журналиста о любимой одежде маэстро ответил: «Предпочитаю простую и удобную одежду, лишенную экстравагантности». Любимое животное великого дизайнера – кошка, потому как независима. Лишь однажды Джуджаро, спровоцированный завистником, «сорвался»: критик заявил, что в последних работах мастера нет былой изюминки, на что Жоржетто громко ответил: «Что вы можете понимать в дизайне? Может быть, это Lotus Esprit – ваша работа? Нет, это сделал я!». Работа для лучшего дизайнера XX века всегда была на первом месте, и уже в 1967 году он основал свою первую компанию, ItalStyling.

Джуджаро работал с таким именитым заказчиком, как Isuzu. В качестве специально приглашенного эксперта он подготовил рестайлинг оригинального Volkswagen Karmann-Ghia. Но дизайнер понимал, что для успешной реализации проектов нужно организовывать студию, где прототипы создавались бы с нуля до выставочных экземпляров. Совладельцами появившегося в феврале 1968 года ателье ItalDesign были известный кузовщик Альдо Мантовани и инженер Лучано Бозио. Первая работа новой команды – спортивное однообъемное (!) купе Bizzarrini Manta, построенное на уже имеющихся агрегатах участвовавшей в гонке «24 часа ЛеМана» машины, – увидела свет в том же году. Интересной находкой Джуджаро стал салон с тремя креслами в ряд, в котором водительское место находилось посередине.

De Lorean DMC-12 - одна из самых ярких и колоритных работ Джуджаро
De Lorean DMC-12 - одна из самых ярких и колоритных работ Джуджаро

На Туринском автосалоне 1969 года ателье ItalDesign получило собственный стенд, изюминкой которого стал концепт спорткара на новейшем шасси Alfa-Romeo 33/2. Автопроизводитель дал фирмам ItalDesign, Bertone и Pininfarina образцы предсерийных машин, чтобы их мастера изготовили кузова на свой вкус. Прототип Iguana от Джуджаро только в конце дня для прессы заехал на стенд своим ходом, и на открытии автосалона маэстро сокрушался: «Мы покрасили авто и ехали на нем по Турину, а я все еще думал о мелких огрехах, которые надо бы исправить». Мелкие огрехи… Да стиль Alfa-Romeo 33/2 Iguana до сих пор копируется мастерами из Lamborghini!

В начале 1970-х годов ателье Джуджаро заключило договор о партнерстве с концерном Volkswagen. Первая работа этого проекта – вместительный Passat (первое поколение запустили в серию только как универсал), который поставили на конвейер в 1973 году. Затем настала очередь народного хетчбэка Golf. Динамичный спортивный переднеприводный хетчбэк Scirocco дебютировал в 1974-м на Женевском автосалоне. Сам маэстро считает контракт с немецким автопроизводителем самым продуктивным и прибыльным для своего ателье. Однако в тот же период были созданы производимый до сих пор Lotus Esprit (1972 год) с кузовом, сваренным из верхней и нижней литых частей, а также легендарная Lancia Delta и популярная Fiat Panda.

В 1980-х годах маэстро Жоржетто Джуджаро создал необычный для Соединенных Штатов De Lorean DMC-12; прототип компактного городского авто Capsula, дизайн которого много позже был повторен в минивэне Fiat Multipla; семейство SAAB 9000 с кузовами разных типов; к известным разработкам 1990-х годов можно отнести Lexus GS (он же – Toyota Aristo), SEAT Cordoba и Subaru SVX (на американском рынке это купе известно как Alcyone). За многочисленные заслуги 15 октября 2002 года имя Джуджаро включено в список выдающихся автомобильных инженеров. Случай уникальный – редко кто попадает туда при жизни!

Прототип Capsula во многом напоминает созданный гораздо позже противоречивый Fiat Multipla
Прототип Capsula во многом напоминает созданный гораздо позже противоречивый Fiat Multipla

Концепт 2006 года Toyota Alessandro Volta с внешностью, напоминающей модель Celica, и агрегатами от гибридного внедорожника Lexus RX400h маэстро Жоржетто создавал не один, а с сыном Фабрицио, нынешним главой известной дизайн-студии. Сама же живая легенда автодизайна и в свои 70 лет каждый рабочий день приезжает в офис в 9 часов утра и трудится до половины восьмого вечера. Джуджаро по-прежнему стоит за чертежной доской, встречается с заказчиками, изучает чужие проекты, а по дизайн-центру перемещается на велосипеде. Он работает и по субботам, а иногда – и по воскресеньям. В настоящее время в ItalDesign трудится порядка 750 специалистов, и ателье способно представлять по одному прототипу в месяц. Сам маэстро является членом правления итальянской Ассоциации промышленного дизайна и почетным доктором британского Королевского колледжа искусств. Он полон сил, готов взяться за любой проект и в последних интервью говорит, что хотел бы работать и в космической отрасли. Так что, кто знает, может, вскоре логотип Styled by Giugiaro мы увидим на новейших спутниках!

Резюме. Упорный и целеустремленный, Джорджио Джуджаро сыграл и продолжает играть огромную роль в развитии автомобилестроения. Стали бы машины столь привлекательными, не будь они красивыми? Вряд ли. А работы итальянского мастера всегда соответствуют духу времени и опережают тенденции. Его мысль не стоит на месте, Джуджаро не признает компьютеров, продолжает работать с гипсом и бумагой: «Пока компьютер включается и загружается, я уже сделаю эскиз». На вопрос о собственном девизе великий дизайнер отвечает фразой «Добивайся своего». Значит, что творческий путь Жоржетто еще не окончен! Кстати, число автомобилей, созданных по его проектам, уже перевалило за 60 миллионов...