Nissan Patrol / Safari. Дорога – это лишнее
В наше время серьезных внедорожников остается все меньше и меньше. В какой-то степени Patrol, выпускаемый сейчас, тоже утратил свои джиперские качества, но свое место в ряду не все-, а внедорожников автомобиль сохраняет. А чтобы разобраться в его родословной, отправимся в пострадавшую после Второй Мировой войны Японию, в 1946 год.
Японцы узнали, что такое внедорожник, а также в чем заключаются его преимущества, после «знакомства» с американскими Willys MB / Ford GPW. И поняли: утилитарные автомобили должны быть именно такими. Компания Toyota, как уже писал AMbox.ru, стала создавать свой аналог «виллиса» – Toyota BJ, ставший впоследствии знаменитым Land Cruiser. Подобная ситуация и в истории с Nissan Patrol. Разве что «ниссановцы» заключили с американцами договор и купили лицензию на их джипы. Полноприводные авто от Nissan, производственные мощности которого не сильно пострадали во время войны, появились в 1946 и полностью копировали легендарный Willys, за исключением радиаторной решетки. Но возрастающая конкуренция и несовершенство скопированной конструкции вынудили японских инженеров начать разработку оригинальной модели.
Nissan 4W60 1951 года
Первый Nissan Patrol, имевший заводское обозначение 4W60, появился в 1951 году. Для запуска в производство джипа, созданного на основе полуторатонного грузовичка, потребовалось государственное финансирование. От грузовика была заимствована лонжеронная рама, трехступенчатая КПП и зависимая задняя подвеска. Передняя, также зависимая, подвеска, передний мост и цепная раздаточная коробка были разработаны, что называется, с нуля. О внешнем виде первого Nissan Patrol говорить нечего – кузов максимально простой формы, откидное лобовое стекло, брезентовый верх вместо твердой крыши, вырезы вместо дверей, 16-дюймовые колеса с «грязевыми» покрышками. Словом, тот же самый Willys. Но «ниссановцы» сделали шаг вперед: ни одна конкурирующая компания не могла предложить потребителю шестицилиндровый двигатель, все аналоги оснащались маломощными «четверками». Nissan 4W60 получил рядный 6-цилиндровый бензиновый мотор объемом 3,7 л и мощностью 85 л.с. (подобный агрегат двумя годами позднее получил уже упомянутый Land Cruiser). Основными заказчиками первого «Патрола» стали японская полиция, силы самообороны и лесничие, но со временем расширился и круг частных владельцев внедорожников.
1959 год - модель Nissan 4W66
В 1956 году конструкцию Nissan Patrol модернизировали, расширив колею и расточив уже устаревший к тому времени двигатель до рабочего объема в 3960 куб.см, который стал выдавать мощность в 105 л.с.. Трансмиссию для него не адаптировали, поскольку запас прочности был высок. Автомобиль с новым индексом 4W65 получил новые кузовные панели, усовершенствованный тент и двери – популярность, как и конкуренция, росла, и кроме хорошей репутации были нужны постоянные обновления технической части.
В 1958 году многие фирмы еще не задумывались о создании вместительных и комфортабельных полноприводных авто (машины этого класса в Стране восходящего солнца называются «курокан»), а Nissan уже создал восьмиместный Patrol Carrier с цельнометаллическим кузовом. «Патролы» тогда стали экспортироваться. В основном, в Юго-Восточную Азию, и (по некоторым данным) в Аргентину. Примерно в это же время мощность двигателя подняли на 20 л.с., с тех пор машина получила обозначение 4W66 (кстати, все это время выпускался и «первенец» – 4W60). Но общее устаревание конструкции уже не позволяло удерживать высокие позиции на рынке.
Nissan Patrol 60 Series, 1960 год
Nissan Patrol 60 Series, вторая версия внедорожника, появился в 1960 году (тогда же увидело свет третье поколение его основного конкурента – Land Cruiser). Автомобиль стал напоминать Land Rover (в первую очередь, головной оптикой и формой кузова) – японский автопром тогда еще не «дорос» до создания конструкций, на которые равнялся бы мир. Patrol 60 Series выпускался с двумя видами базы – короткой (G6) и длинной (VG6), и был способен перевезти от четырех до восьми человек. «Начинка» внедорожника по большей части осталась старой, но в раздаточную коробку добавили понижающий ряд, а коробка передач получила синхронизаторы на всех ступенях переднего хода. Карбюраторный двигатель дважды за 20 лет модернизировали, постепенно его мощность удалось довести до 145 л.с.. Появились заднеприводные модификации и варианты джипа для самого серьезного бездорожья, которые оснащались механической лебедкой. Чтобы внедорожниками могли пользоваться и как автомобилями специального назначения, Nissan наладил выпуск пожарных машин, карет скорой помощи, пикапов и других мелкосерийных модификаций. В это время и появляется название Safari – под таким именем джипы стали продаваться на внутреннем рынке Японии.
1980 модельный год: Nissan Patrol Series 160
В конце 70-х годов автомобилисты «распробовали» большие комфортабельные джипы, и Nissan вывел на рынок третье поколение Patrol – модель 160, где комфорт стал преобладать над простотой. Моторная гамма насчитывала пять силовых агрегатов – четыре бензиновых (объемами 2,8, 3,0, 4,0 и 4,5 литра) и 3,3-литровый дизель. В угоду любителям езды не только по бездорожью, коробку передач заменили на четырехступенчатую. При запуске машины в серийное производство, в продаже появились трех- и пятидверные варианты. Позже к ним присоединились пикапы и длиннобазные авто с высокой крышей. К середине восьмидесятых Nissan Patrol 160 стал по облику гораздо ближе к городским автомобилям, но для сохранения лидирующих позиций на рынке было проведено несколько рестайлингов. Внедорожник в разное время продавался с шестью видами решеток радиатора и тремя вариантами фар.
Раллийный Patrol 160 с рестайлинговой оптикой
Легко отличить лишь Patrol / Safari 160 выпуска до 1983 года и более поздние экземпляры – результатом рестайлинга, проведенного испанским подразделением Nissan, стала замена круглых фар на прямоугольные (как раз с джипом серии «160» связано открытие завода Nissan как в Испании, так и в Иране). В середине восьмидесятых годов началась разработка нового поколения внедорожника, Nissan Patrol GR – Gran Raid, так серию назвали в честь программы участия заводской команды в ралли-рейдах.
Представитель семейства Nissan Patrol GR 1988 модельного года
Машина пошла в серийное производство в 1988 и продержалась на конвейере десять лет. Были подготовлены новые, рассчитанные на большие скорости, мосты и 2,8-литровый дизель RD28, мощность которого составляла 93 л.с. (его турбированная версия – RD28T – выдавала уже 115 л.с.). Существовал и бензиновый карбюраторный RB28 мощностью 134 л.с.. Дизельный двигатель устанавливался как на Patrol, так и на Safari. Но японские версии внедорожника оснащались и бензиновыми моторами, а также рядными 6-цилиндровыми дизельными TD42 (в атмосферном варианте его мощность составляла 116 л.с., а в турбированном – 145 л.с.). Кроме того, на базе этого блока цилиндров были созданы бензиновые моторы, один с карбюратором, а второй – с распределенным впрыском топлива. Постепенно внедорожники модернизировались. В 1989 году появилась блокировка межколесных дифференциалов (отсутствие межосевого дифференциала – отличительная черта внедорожников Nissan), а с 1996 все «Патролы» и «Сафари» стали оснащаться водительскими подушками безопасности. В 1998 году в Японии начался выпуск Safari в кузове Y61, появилась и экспортная версия этого джипа, но старый Patrol GR не сдавался: в Испании внедорожник в кузове Y60 производился до 2001 года (там он продавался как Patrol 260), а на внутреннем рынке Ирана он продается до сих пор!
Nissan Patrol GR II 1998 модельного года
Gran Raid II, конечно же, стал выглядеть все более гражданским, приобрел большое количество «наворотов», но сохранил внедорожную суть. Мосты по-прежнему остались цельными, межосевой дифференциал отсутствует, и, кроме того, задний стабилизатор поперечной устойчивости сделали принудительно отключаемым с места водителя. Выпускаемый ныне Patrol оснащается двумя типами двигателей – трехлитровым турбодизелем (160 л.с.) и 4,8-литровым бензиновым мотором мощностью в 245 л.с.. Заметим, что японские варианты внедорожника производятся под «мировым» названием – имя Safari, кажется, осталось в прошлом. Причина – тотальное сокращение расходов, политика, которую проводит глава Renault Nissan Alliance Карлос Гон. Слишком много отличий накопилось за последние годы между экспортным и «внутренним» джипами.
Не раз в ходе «экскурса в историю» проводилось сравнение Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser. Автомобили появились примерно в одно время, постоянно модернизировались в угоду тенденциям рынка, и ныне они считаются одними из престижнейших во всем мире. В Советский Союз их стали завозить одновременно, в обмен на лес. Сейчас дальневосточники ценят эти джипы почти одинаково. Что же лучше? По проходимости, да и по сумме «проходимость+комфорт», скорее всего, герой этой статьи. Ведь даже в наши дни он остается настоящим внедорожником, используется спецслужбами Японии и других стран. Наконец, вспомним репортажи из горячих точек: на чем много лет подряд передвигаются миротворцы ООН? Хорошая служба – залог успеха.