25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Nissan Patrol / Safari. Дорога – это лишнее

В наше время серьезных внедорожников остается все меньше и меньше. В какой-то степени Patrol, выпускаемый сейчас, тоже утратил свои джиперские качества, но свое место в ряду не все-, а внедорожников автомобиль сохраняет. А чтобы разобраться в его родословной, отправимся в пострадавшую после Второй Мировой войны Японию, в 1946 год.

Японцы узнали, что такое внедорожник, а также в чем заключаются его преимущества, после «знакомства» с американскими Willys MB / Ford GPW. И поняли: утилитарные автомобили должны быть именно такими. Компания Toyota, как уже писал AMbox.ru, стала создавать свой аналог «виллиса» – Toyota BJ, ставший впоследствии знаменитым Land Cruiser. Подобная ситуация и в истории с Nissan Patrol. Разве что «ниссановцы» заключили с американцами договор и купили лицензию на их джипы. Полноприводные авто от Nissan, производственные мощности которого не сильно пострадали во время войны, появились в 1946 и полностью копировали легендарный Willys, за исключением радиаторной решетки. Но возрастающая конкуренция и несовершенство скопированной конструкции вынудили японских инженеров начать разработку оригинальной модели.

История Nissan Safari / Patrol
Nissan 4W60 1951 года

Первый Nissan Patrol, имевший заводское обозначение 4W60, появился в 1951 году. Для запуска в производство джипа, созданного на основе полуторатонного грузовичка, потребовалось государственное финансирование. От грузовика была заимствована лонжеронная рама, трехступенчатая КПП и зависимая задняя подвеска. Передняя, также зависимая, подвеска, передний мост и цепная раздаточная коробка были разработаны, что называется, с нуля. О внешнем виде первого Nissan Patrol говорить нечего – кузов максимально простой формы, откидное лобовое стекло, брезентовый верх вместо твердой крыши, вырезы вместо дверей, 16-дюймовые колеса с «грязевыми» покрышками. Словом, тот же самый Willys. Но «ниссановцы» сделали шаг вперед: ни одна конкурирующая компания не могла предложить потребителю шестицилиндровый двигатель, все аналоги оснащались маломощными «четверками». Nissan 4W60 получил рядный 6-цилиндровый бензиновый мотор объемом 3,7 л и мощностью 85 л.с. (подобный агрегат двумя годами позднее получил уже упомянутый Land Cruiser). Основными заказчиками первого «Патрола» стали японская полиция, силы самообороны и лесничие, но со временем расширился и круг частных владельцев внедорожников.

История Nissan Safari / Patrol
1959 год - модель Nissan 4W66

В 1956 году конструкцию Nissan Patrol модернизировали, расширив колею и расточив уже устаревший к тому времени двигатель до рабочего объема в 3960 куб.см, который стал выдавать мощность в 105 л.с.. Трансмиссию для него не адаптировали, поскольку запас прочности был высок. Автомобиль с новым индексом 4W65 получил новые кузовные панели, усовершенствованный тент и двери – популярность, как и конкуренция, росла, и кроме хорошей репутации были нужны постоянные обновления технической части.

В 1958 году многие фирмы еще не задумывались о создании вместительных и комфортабельных полноприводных авто (машины этого класса в Стране восходящего солнца называются «курокан»), а Nissan уже создал восьмиместный Patrol Carrier с цельнометаллическим кузовом. «Патролы» тогда стали экспортироваться. В основном, в Юго-Восточную Азию, и (по некоторым данным) в Аргентину. Примерно в это же время мощность двигателя подняли на 20 л.с., с тех пор машина получила обозначение 4W66 (кстати, все это время выпускался и «первенец» – 4W60). Но общее устаревание конструкции уже не позволяло удерживать высокие позиции на рынке.

История Nissan Safari / Patrol
Nissan Patrol 60 Series, 1960 год

Nissan Patrol 60 Series, вторая версия внедорожника, появился в 1960 году (тогда же увидело свет третье поколение его основного конкурента – Land Cruiser). Автомобиль стал напоминать Land Rover (в первую очередь, головной оптикой и формой кузова) – японский автопром тогда еще не «дорос» до создания конструкций, на которые равнялся бы мир. Patrol 60 Series выпускался с двумя видами базы – короткой (G6) и длинной (VG6), и был способен перевезти от четырех до восьми человек. «Начинка» внедорожника по большей части осталась старой, но в раздаточную коробку добавили понижающий ряд, а коробка передач получила синхронизаторы на всех ступенях переднего хода. Карбюраторный двигатель дважды за 20 лет модернизировали, постепенно его мощность удалось довести до 145 л.с.. Появились заднеприводные модификации и варианты джипа для самого серьезного бездорожья, которые оснащались механической лебедкой. Чтобы внедорожниками могли пользоваться и как автомобилями специального назначения, Nissan наладил выпуск пожарных машин, карет скорой помощи, пикапов и других мелкосерийных модификаций. В это время и появляется название Safari – под таким именем джипы стали продаваться на внутреннем рынке Японии.

История Nissan Safari / Patrol
1980 модельный год: Nissan Patrol Series 160

В конце 70-х годов автомобилисты «распробовали» большие комфортабельные джипы, и Nissan вывел на рынок третье поколение Patrol – модель 160, где комфорт стал преобладать над простотой. Моторная гамма насчитывала пять силовых агрегатов – четыре бензиновых (объемами 2,8, 3,0, 4,0 и 4,5 литра) и 3,3-литровый дизель. В угоду любителям езды не только по бездорожью, коробку передач заменили на четырехступенчатую. При запуске машины в серийное производство, в продаже появились трех- и пятидверные варианты. Позже к ним присоединились пикапы и длиннобазные авто с высокой крышей. К середине восьмидесятых Nissan Patrol 160 стал по облику гораздо ближе к городским автомобилям, но для сохранения лидирующих позиций на рынке было проведено несколько рестайлингов. Внедорожник в разное время продавался с шестью видами решеток радиатора и тремя вариантами фар.

История Nissan Safari / Patrol
Раллийный Patrol 160 с рестайлинговой оптикой

Легко отличить лишь Patrol / Safari 160 выпуска до 1983 года и более поздние экземпляры – результатом рестайлинга, проведенного испанским подразделением Nissan, стала замена круглых фар на прямоугольные (как раз с джипом серии «160» связано открытие завода Nissan как в Испании, так и в Иране). В середине восьмидесятых годов началась разработка нового поколения внедорожника, Nissan Patrol GR – Gran Raid, так серию назвали в честь программы участия заводской команды в ралли-рейдах.

История Nissan Safari / Patrol
Представитель семейства Nissan Patrol GR 1988 модельного года

Машина пошла в серийное производство в 1988 и продержалась на конвейере десять лет. Были подготовлены новые, рассчитанные на большие скорости, мосты и 2,8-литровый дизель RD28, мощность которого составляла 93 л.с. (его турбированная версия – RD28T – выдавала уже 115 л.с.). Существовал и бензиновый карбюраторный RB28 мощностью 134 л.с.. Дизельный двигатель устанавливался как на Patrol, так и на Safari. Но японские версии внедорожника оснащались и бензиновыми моторами, а также рядными 6-цилиндровыми дизельными TD42 (в атмосферном варианте его мощность составляла 116 л.с., а в турбированном – 145 л.с.). Кроме того, на базе этого блока цилиндров были созданы бензиновые моторы, один с карбюратором, а второй – с распределенным впрыском топлива. Постепенно внедорожники модернизировались. В 1989 году появилась блокировка межколесных дифференциалов (отсутствие межосевого дифференциала – отличительная черта внедорожников Nissan), а с 1996 все «Патролы» и «Сафари» стали оснащаться водительскими подушками безопасности. В 1998 году в Японии начался выпуск Safari в кузове Y61, появилась и экспортная версия этого джипа, но старый Patrol GR не сдавался: в Испании внедорожник в кузове Y60 производился до 2001 года (там он продавался как Patrol 260), а на внутреннем рынке Ирана он продается до сих пор!

История Nissan Safari / Patrol
Nissan Patrol GR II 1998 модельного года

Gran Raid II, конечно же, стал выглядеть все более гражданским, приобрел большое количество «наворотов», но сохранил внедорожную суть. Мосты по-прежнему остались цельными, межосевой дифференциал отсутствует, и, кроме того, задний стабилизатор поперечной устойчивости сделали принудительно отключаемым с места водителя. Выпускаемый ныне Patrol оснащается двумя типами двигателей – трехлитровым турбодизелем (160 л.с.) и 4,8-литровым бензиновым мотором мощностью в 245 л.с.. Заметим, что японские варианты внедорожника производятся под «мировым» названием – имя Safari, кажется, осталось в прошлом. Причина – тотальное сокращение расходов, политика, которую проводит глава Renault Nissan Alliance Карлос Гон. Слишком много отличий накопилось за последние годы между экспортным и «внутренним» джипами.

Не раз в ходе «экскурса в историю» проводилось сравнение Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser. Автомобили появились примерно в одно время, постоянно модернизировались в угоду тенденциям рынка, и ныне они считаются одними из престижнейших во всем мире. В Советский Союз их стали завозить одновременно, в обмен на лес. Сейчас дальневосточники ценят эти джипы почти одинаково. Что же лучше? По проходимости, да и по сумме «проходимость+комфорт», скорее всего, герой этой статьи. Ведь даже в наши дни он остается настоящим внедорожником, используется спецслужбами Японии и других стран. Наконец, вспомним репортажи из горячих точек: на чем много лет подряд передвигаются миротворцы ООН? Хорошая служба – залог успеха.