3 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

ВАЗ-2101. Народный автомобиль Страны Советов

«ВАЗ давно стал синонимом четкого ритма, технологической дисциплины и стабильно высокого качества продукции. Словом, прообраз завода будущего, во плоти и полном объеме» - писал ведущий (по сути, один из двух действовавших) автомобильный журнал Союза в декабре 1976, в год, когда исполнялось 10 лет с момента подписания договора о сотрудничестве с итальянской компанией FIAT. Создание завода в Тольятти было вызвано необходимостью нарастить выпуск легковых автомобилей для личного пользования, фактически продукцией ордена Трудового Красного Знамени Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР стал Советский народный автомобиль, получивший торговое наименование «Жигули».

FIAT-124 Berlina 1966
FIAT-124 Berlina спустя год после своего появления, в 1967,
получил звание "Автомобиля года". Главное внешнее отличие
от ВАЗ-2101 - классические дверные ручки

К моменту пуска конвейера завода в Тольятти в Союзе действовали шесть «легковых» предприятий: в Москве, Горьком, Запорожье, Ульяновске, Луцке и Серпухове; то есть в 1969 году население 15 союзных республик смогло приобрести всего лишь около 344000 автомобилей.

«Жигули» были призваны обеспечить граждан страны развитого социализма надежным, комфортным, скоростным, а главное, собственным транспортом. Большинство автозаводов Союза было расположено на берегах реки Волги, и для строительства нового предприятия были использованы земли близ исчезнувшего после строительства Куйбышевской ГЭС города Ставрополь-на-Волге Куйбышевской области. Вот что писал журнал «За рулем» в январском выпуске 1971: «14 января 1967 года за селом Русская Борковка у Жигулей экипаж экскаватора Э-1251 вынул первый ковш грунта из котлована под корпус одного из цехов». Строители торопились пустить конвейер к 21 апреля 1970 года, столетию со дня рождения В. И. Ленина, но в столь короткий срок уложиться не успели; кроме того, в последующее время из истории отрасли был «удален» факт, о котором рассказывал журнал «За рулем» за август 1969 в заметке о строительстве автоагрегатного производства в г. Ливны Орловской области: «Первую очередь этого завода намечено ввести одновременно с пуском первой очереди Волжского автомобильного – в конце 1969 года».

История ВАЗ-2101 Жигули
Один из опытных образцов "Жигулей". На госномере
отчётливо видна надпись "ПРОБА"

4 Мая 1966 года было подписано соглашение об оказании технической помощи с компанией FIAT S.p.A. (Fabrika Italiana Automobili Torino) и принято решение о копировании популярной модели «124», признанной автомобилем года в мире. Этот договор специалисты часто называют «контрактом века», при копировании отдали предпочтение именно более дешевому и технологичному автомобилю классической компоновки, хотя возможным прототипом могла стать и переднеприводная модель «123». Но подписание министром автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасовым и президентом концерна FIAT В. Валеттой договора не означало, что на будущем заводе будет изготовляться точная копия итальянской модели. Интенсивные испытания FIAT-124 в условиях нашей страны выявили его слабые места. В результате был, например, усилен кузов, а задние дисковые тормоза, становившиеся малоэффективными при езде по жидкой грязи, уступили место барабанным. К тому же, дорожные испытания в условиях нашей страны показали, что в условиях пыльных грунтовок задние тормозные колодки FIAT-124 стирались до металла за 2-3 тысячи км пробега. Полностью другой стала конструкция двигателя: молодые инженеры настояли на варианте не со штанговым приводом клапанов, а с распределительным валом в головке цилиндров (именно такая тенденция наметилась в те годы в мировом моторостроении). Довольно интересными техническими новшествами, позаимствованными из итальянской конструкции, стали: литой чугунный коленчатый вал на пяти опорах, полностью синхронизированная четырехступенчатая коробка передач, короткий карданный вал, а главное, впервые в нашей автомобильной промышленности была применена пружинная подвеска. Наружные ручки дверей по инициативе советских инженеров стали травмобезопасными - утопленными в кузов - однако, население восприняло это новшество как заимствованное итальянское решение. Всего в конструкцию будущего ВАЗ-2101 по сравнению с седаном FIAT-124 было внесено порядка 800 изменений.

История ВАЗ-2101 Жигули
Схема основных узлов и агрегатов ВАЗ-2101 в будущем "перетечёт"
на последующие заднеприводные модели завода

Конечная доводка будущей "Копейки" проходила с использованием собранных в Турине по заданию советской стороны партии FIAT-124R (Russia), приняли инженеры FIAT S.p.A. и огромное участие в наладке производства. Каково же было удивление итальянцев, когда они узнали, что советский "автоград" вместо Ставрополя-на-Волге переименовали - коммунист Пальмиро Тольятти в 20-е годы был одним из лидеров профсоюзного движения, которое своими волнениями чуть не погубило концерн.

Следует рассказать не только об истории модели, но и о происхождении торговых марок «Жигули» (под ней малолитражки ВАЗа знали внутри Советского Союза) и «Лада» (второе название было использовано для экспорта из-за неблагозвучности первого на ряде европейских языков). Издавна у нас существовала традиция давать торговые наименования продукции в честь региона выпуска, - например, телевизор «Славутич» из Минска или самосвал «Колхида» из Кутаиси – вот и новинку завода в Тольятти назвали в честь реки Жигули - притока Волги. Гораздо интереснее история появления второго наименования: в 1969 году все тот же «За рулем» объявил конкурс для читателей «Как назвать первенца?», свои варианты в редакцию прислали 54838 автолюбителя, на рассмотрение жюри были отданы 1812 вариантов названия. Существовали и такие предложения как «Директивец», «Новорожец», «ВИЛ-100» (в честь юбилея вождя мирового пролетариата) «Мадонна» и «Мемориал», а за вариант «Лада» было отдано более полутора тысяч голосов.

История ВАЗ-2101 Жигули
Интерьер оригинальной ВАЗ-2101 от последующих модификаций можно
отличить по хромированному кольцу кнопки сигнала

Первый товарный экземпляр ВАЗ-2101, автомобиль красного цвета, сошел с первой нитки конвейера Волжского автозавода 19 апреля 1970 года. Ответственное задание собрать эту машину было поручено В. Присяжнюку, И. Осипову, В. Гусеву, В. Орлихину и В. Глазунову, а с конвейера "советский FIAT" выгнал итальянский шеф-конструктор Бенито Гуидо Савоини. Спустя 19 лет эксплуатации ту самую "Копейку" выкупили у владелицы и поместили в заводской музей, "сковав" её с элементом той самой сборочной линии.

«С главного конвейера Волжского автозавода сошли первые малолитражки. Свыше двадцати тысяч автомобилистов уже в нынешнем году сядут за руль машины…» - это цитата с первой полосы газеты «Правда» от 9 сентября 1970 года, даты, считающейся отправной точкой новой эпохи отечественного автопрома; довольно часто можно встретить такое понятие как «жигулевская эра», при нарастании брежневского застоя население Союза могло в короткий срок приобрести в личное пользование автомобиль, отвечавший всем современным требованиям. Кроме того, в отличие от продукции большинства других заводов, ВАЗы не подразделялись на экспортные и «обыкновенные» - сборка велась на одном уровне (исключение - машины для стран с иными климатическими условиями), и в октябре 1973 года модели ВАЗ-2101 был присвоен государственный Знак качества.

История ВАЗ-2101 Жигули
Lada 1300 ES 4-door Saloon, праворульная версия для Великобритании.
Отличалась виниловым покрытием на крыше и дополнительной
антикоррозионной обработкой кузова

!Это интересно! Вопреки легендам, даже в период запуска ВАЗ-2101 в серию никаких итальянских комплектующих на ВАЗ-2101 не было, производство всего необходимого для производства конструктивно нового для советской автомобильной отрасли было организовано в СССР, некоторые узлы поставлялись социалистическими странами в рамках СЭВ. Детали, узлы и агрегаты для «Жигулей» поставлялись более чем 60 предприятиями, в том числе и из социалистических стран: Польши, Чехословакии, Венгрии и Югославии. Одна из причин для появления легенд - использование итальянских штампов и клейм с литерами "FIAT", которые со временем заменялись оригинальными тольяттинскими.

В 1972 году объем всех корпусов ВАЗа составлял 24 миллиона кубометров, в цехах было установлено 16 тысяч единиц оборудования, конвейеры имели длину 160 километров, а коллектив рабочих, служащих и инженеров составлял около 53 тысяч человек. В год на одного сотрудника приходилось 13,2 собранных автомобиля; к 1974 Волжский автогигант вышел на проектную мощность и за ворота предприятия в сутки выезжало около 2200 машин.

Lada 1300
ВАЗ-21011 от первенца завода отличался 1,3-литровым 69-сильным двигателем,
решётками вытяжной вентиляции на задних стойках кузова
и бамперами без архаичных клыков

Коллектив Волжского автомобильного завода взял на себя обязательство каждый год давать народу новую модель легкового автомобиля: в декабре 1972 была пущена в строй вторая нитка конвейера, с которой стали сходить универсалы ВАЗ-2102, основным отличием от «копейки» был кузов, рассчитанный кроме перевозки пассажиров еще и на крупногабаритный груз. Такая машина была сконструирована по образу FIAT-124 Familiare, но опять же с использованием отечественных технологий.

Следующий, 1973 год, был отмечен появлением нового седана ВАЗ-2103 (прототип - FIAT-124 Speciale), сочетавшего основу кузова модели 2101 с оригинальными внешними панелями, машина была оснащена двигателем с рабочим объемом около 1,5 л и четырехфарной системой освещения. 21 декабря 1973 года с новой нитки конвейера сошел вишневый ВАЗ-2103 с цифрой 1 000 000 на боку. Он занял почетное место в заводском музее. Модификация «копейки» с двигателем рабочим объемом 1,3 л и несколько иным оформлением кузова и панели приборов называлась ВАЗ-21011 и стала выпускаться с августа 1974 года. А дальше были ВАЗ-2106 (1976 год, прототипом условно можно назвать FIAT-124 Speciale T), другие представители "классического" модельного ряда, и первый в мире «городской джип» ВАЗ-2121 «Нива» (1977), которая, претерпев череду изменений, производится до сих пор, уже как Lada 4x4.

История ВАЗ-2101 Жигули
На ралли "Акрополис" 1978 года Стасис Брундза и Арвидас Гирдаусказ
заняли VI место в своём классе на ВАЗ-2101 с двигателем объемом 1,6 литра

Но это – уже другая история, это – застой во всей промышленности, падение качества, боевые действия в Афганистане, перестройка, распад Союза… а тогда, в 1976, «За рулем» писал: «Одновременно с разработкой новых моделей будет продолжаться выпуск автомобилей существующих моделей. Задача сложная. Но мы не имеем права допустить, чтобы такой завод, как Волжский автомобильный, стал старым. Не имеем права».

Оригинальную ВАЗ-2101 сняли с производства в 1980 году чтобы дать "дорогу молодым". Эти "молодые" остаются на конвейере по сей день. Сейчас наша страна фактически потеряла такую отрасль как автомобилестроение. И, может быть, совсем недалек тот момент, когда прохожие на улицах будут оглядываться на проезжающую мимо «Ладу» так же, как их отцы смотрели на американские «Форды» и «Кадиллаки», привезенные в советские годы во Владивосток капитанами дальнего плавания. Но, не будем о грустном, ведь у ВАЗ-2101 юбилей, "народному автомобилю Страны Советов" исполняется 40 лет.

Технические характеристики ВАЗ-2101 "Жигули"
Двигатель: Рядный 4-цилиндровый, верхнеклапанный, 1198 куб.см
Максимальная мощность: 64 л.с. при 5600 об./мин.
Максимальный крутящий момент: 89 Нм при 3400 об./мин.
Трансмиссия: 4-ступенчатая МКПП
Привод: Задний
Снаряжённая масса: 945 кг
Дорожный просвет: 175 мм
Количество дверей / мест: 4 / 5
Габариты кузова (длина-ширина-высота): 4115х1620х1445 мм
Объём багажника: 325 л
Передняя подвеска: двухрычажная
Задняя подвеска: многорычажная
Тормоза передние / задние: Дисковые / барабанные