3 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Ли Якокка. Неустанный иноходец

Лидо Энтони Якокка родился 15 октября 1924 года в городке Аллентаун (Пенсильвания) в семье итальянских иммигрантов. Отец семейства приехал в 1902 году в США, будучи нищим мальчишкой, и, хотя в начале XX века итальянцы в «Стране равных возможностей» воспринимались людьми второсортными, родители Лидо к моменту рождения сына уже достаточно прочно стояли на ногах, став владельцами закусочной. Поначалу мальчик ни в чем не нуждался – дела у отца шли отлично, но грянула Великая депрессия, и 10-летний Лидо стал помогать покупателям донести сумки из магазина, а позже устроился помощником зеленщика, получая по два доллара в день. Тогда Якокка, по собственному определению, превратился в материалиста: мысль, как стать миллионером, стала главной. Понимая важность в этом вопросе образования, работу парень успешно совмещал с учебой – Высшую школу Аллентауна он окончил двенадцатым по успеваемости (из более девятисот выпускников). Шел 1942 год, США воевали с Японией. Лидо с нетерпением ждал призывную повестку. Но он оказался не годен к воинской службе из-за перенесенного ревматизма. Отец подарил огорченному сыну Ford 1938 года выпуска, поставив единственное условие: никогда не обращаться в автосервис, чинить все самому. По легенде, Якокка разобрал машину до винтика, собрал ее и после смог сказать: «Я знаю каждую деталь».

Решив стать инженером, Лидо поступил в Лихайский университет. Студентов тоже призывали в армию, число учащихся сокращалось, и у преподавателей появилась возможность более плотно работать с каждым из них. В результате Якокка получил в университете необычайно хорошее образование. Ежегодно в Лихае представитель Ford выбирал для работы в компании одного выпускника. Якокка сделал все, чтобы выбор 1945 года пал на него, и достиг цели (он даже сделал круг почета перед однокурсниками на лимузине «вербовщика»). Но буквально тут же талантливому молодому человеку предложили место в магистратуре Принстонского университета за государственный счет.

Якокка решил продолжить образование, а представитель Ford обещал зарезервировать за ним вакансию в компании. 16 июля 1946 года Лидо прибыл в Дирборн и стал трудиться в чертежном бюро (правда, до того ему пришлось доказывать генеральному менеджеру Ford свое право на должность – человек, год назад давший слово молодому выпускнику, в компании уже не работал). После общения с руководством Якокка получил право заняться продажей автомобилей. Право, но не работу. В войну гражданские авто не выпускались, машин не хватало и дилеры получали взятки за торговлю без очереди – молодого специалиста к такой «кормушке» никто бы не пустил (Якокка продал собственный Ford в 1947 году за 450 долларов, хотя пятью годами ранее его отец выложил за него всего 250).

Но вскоре продажи упали, и места дилеров начали освобождаться. В 1949 году Лидо стал отвечать за продажи Ford Motor в Пенсильвании. Он поддерживал связь с восемнадцатью дилерами, обучал их методам повышения продаж. В то время Якокка сократил свое имя до Ли, и оно стало созвучным фамилии легендарного генерала конфедератов времен Гражданской войны. Это также способствовало росту продаж в консервативных южных штатах. Вскоре Якокку перевели в менее успешную дилерскую зону в Филадельфии. Модели 1956 года продавались плохо, и Ли придумал уникальный для того времени ход – 20 процентов стоимости авто оплачивается сразу, а остальная сумма погашается ежемесячно по 56 долларов в течение трех лет (программа «56 на 56»). Результат – округ Якокки за три месяца поднялся на первое место по продажам по всей Америке.

Ford Mustang - одно из главных достижений Якокки (он на фото слева)
Ford Mustang - одно из главных достижений Якокки (он на фото слева)

Программу «56 на 56» корпорация распространила повсюду, а Ли перевели заниматься сбытом в столичный округ. Тогда же, в 1956 году, Якокка женился (с невестой, Мэри Маклири, тоже работавшей в Ford, он познакомился еще в 1949 году) и купил свой первый дом. В 1960-м Якокку перевели в Детройт, назначив генеральным менеджером по выпуску автомобилей «Форд» и вице-президентом компании. Ли понимал, что вскоре основными покупателями новых авто станут нынешние подростки. Под его началом среди молодежи провели исследования и выяснили предпочтения. По собственной инициативе талантливый менеджер с коллегами и единомышленниками начал разработку нового авто. С начала они тайно встречались по четвергам за обедом в отеле, а досконально разработав концепцию, подкрепив каждое положение убедительными аргументами, выставили предложение на совет директоров. Так появился Ford Mustang, квинтэссенция идей Якокки – купе, давшее имя (Pony car) классу компактных, стилизованных спортивных авто. Необычное для того времени сочетание спортивной внешности с классической компоновкой, гармоничные пропорции, а также предложение большого количества опций, которые устанавливались за дополнительную плату, делали авто уникальным само по себе. А учитывая, что цена базовой версии составляла всего $2368, успех модели был предрешен (тем более, что старту продаж предшествовала очень грамотная рекламная кампания).

10 декабря 1970 года Ли Якокку назначают президентом Ford Motor. Якокка сокращает расходы на производство, в том числе продавая компании-посредники, что не нравится внуку основателя концерна, Генри Форду-младшему. Ли не был «убийцей расходов», но он улавливал дух времени и считал, что бизнес нужно перестраивать, дабы не обанкротиться. Генри Форд был недоволен и стремлением нового президента к выпуску компактных авто в эпоху топливного кризиса. К Якокке сотрудники относились гораздо лучше, чем к внуку основателя компании, а Генри не любил конкуренции со стороны вторых лиц. С 1975-го по 1978 годы он избавился от сподвижников Якокки, и 13 июля 1978 года на заседании совета директоров Форд закричал: «Или я, или он!» Естественно, дело кончилось тем, что 15 октября 1978 года Ли уволили.

А уже 2 ноября 1978 года Якокка стал работать в Chrysler Corporation. Позже Ли говорил об этом эпизоде своей жизни, что если бы, дав согласие, он точно знал, как обстоят дела концерна, то купил бы кольт и застрелился. Корпорация превратилась в разросшуюся бюрократическую структуру, в ней выветрился командный дух. Начинать пришлось с самого неприятного – с сокращений среди топ-менеджеров (не удивительно, что в первый год работы Ли дела Chrysler пошли хуже, чем были до того). Взяв на освободившиеся места единомышленников из своей прежней компании, Якокка закрыл несколько предприятий. Он прекратил работу над малоперспективными моделями, сосредоточив усилия на изделии K Car – шестиместной экономичной и компактной (по американским меркам) платформе для будущих хитов продаж Dodge Omni и Plymouth Horizon. Чтобы начать производство новинок, требовалось более миллиарда долларов. Нужна была финансовая поддержка извне. Якокка обратился к американским властям за государственными гарантиями под кредит на сумму в 1,5 миллиарда долларов сроком на десять лет. Идею встретила в штыки вся Америка – она воспринималась как ниспровержение культа свободного предпринимательства и подрыв законов рынка. «Никаких федеральных подачек!» – требовала Национальная ассоциация промышленников. Якокка с трудом смог доказать Конгрессу, что при банкротстве Chrysler пособия по безработице его бывшим сотрудникам будут больше запрашиваемой суммы. Переговоры с банками, которые под государственные гарантии и выдавали, собственно, деньги, были еще труднее, но Ли и здесь смог добиться успеха.

Ли Якокка во время переговоров в отношении финансового положения Chrysler
Ли Якокка во время переговоров в отношении финансового положения Chrysler

Чтобы уменьшить расходы, Якокка договорился с профсоюзами о снижении оплаты труда работникам корпорации (и это в США!). Себе же он установил символическую зарплату: один доллар в год. Нет, Ли не бедствовал – доходов от его акций Ford Motor для жизни хватало, но психологически ход оказался безупречным. Американская общественность была воодушевлена. Телесатирик Билл Косби и знаменитый Фрэнк Синатра дали бесплатные концерты на заводах Chrysler. Рональд Рейган в 1982 году поручил Якокке возглавить комитет по реставрации статуи Свободы (кстати, через четыре года по популярности в США Ли уступал лишь этому харизматичному президенту страны).

Dodge Omni и Plymouth Horizon появились в продаже в 1981 году. В 1983 году Chrysler выпустил на рынок принципиальную новинку, минивэн (эту идею Якокки в свое время тоже отверг Генри Форд), и какое-то время корпорация была единственным лидером в этой нише. В результате Chrysler в 1983 году, на семь лет раньше срока, погасил кредит. Собственно, дальше можно продолжить, как в сказке: «И жил он долго и счастливо».

Точнее, живет до сих пор. Пишет книги и читает лекции. В 1992 году Якокка вышел на пенсию, но больше трех лет выдержать не смог. Вернулся на работу – стал руководить сетью ресторанов «Ку-ку-ру», был исполнительным директором компании EV Global Motors. Его активности позавидуют многие молодые. Ли даже снялся в эпизодической роли в популярном телесериале «Полиция Майами». Не бедствует. Пожертвовал крупную сумму Институту исследования конкуренции имени Якокки. Помогает Фонду борьбы с диабетом, который создал сам в 1983 году, когда от этой болезни умерла его первая жена. В июле 2005 года Якокка вернулся на Chrysler, став его почетным президентом. А совсем недавно он начал сотрудничать с сервером по продаже использованного промышленного оборудования. Жизнь продолжается!

Наверное, лучше всего характеризуют Лидо Энтони Якокку его собственные высказывания. Вот некоторые из них.
«Сотрудники смотрят на своего лидера. Если его слова расходятся с делом, ему перестают верить».
«Я за максимальную демократичность – до момента, когда нужно ставить точки над i. Тут я становлюсь диктатором: я всех выслушал. Теперь будем делать по-моему!».
«Суть бизнеса сводится к трем словам: персонал, продукт, прибыль. Если есть проблемы с первым пунктом, о двух других можно забыть».