26 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

История Subaru. Японская плеяда

Nakajima.jpgВ 1917 году молодой инженер Чикухи Накаджима (1884-1949) открыл в городе Накагама свою исследовательскую организацию The Aircraft Research Laboratory, изучавшую новые технологии в воздухоплавании и внедрявшую собственные разработки в конструкции других компаний. Наконец, в 1931 маленькая исследовательская фирма была преобразована в самостоятельную авиастроительную компанию – Nakajima Aircraft Co., Ltd – занимавшуюся выпуском как гражданских, так и военных крылатых машин. Последние были востребованы в ВВС милитаристской Японии в годы Второй Мировой, а после окончания войны и введения ограничений на многие виды вооружения компании пришлось искать новые виды деятельности.

 В первую очередь, компания была переименована в Fuji Sangyo Co., Ltd. На площадях имевшегося в Накагаме завода был организован выпуск промышленных товаров, крайне необходимых поверженной стране – моторных лодок, вагонов, автобусных кузовов и бензиновых двигателей внутреннего сгорания, что предшествовало появлению первого собственного сухопутного средства передвижения, которым стал мотороллер Rabbit. Прототип первого японского мотороллера был создан в 1946, а в серию модель с двигателем мощностью в 2 л.с. и объемом 135 куб.см пошла через год. Что интересно, в «Кролике» использовались хвостовые колеса от военных самолетов, оставшиеся на складах еще с войны.

FHI_1917.jpg
Въезд на завод компании в 1917 году

После смерти Накаджимы, в 1950 году Fuji Sangyo согласно пересмотренной руководством политике, была разделена на 12 самостоятельных организаций, каждая из которых работала в собственной сфере деятельности, не затрагивая интересы других. К 1953 году «на плаву» остались только пять компаний: Fuji Kogyo выпускала мотороллеры, Fuji Jidosha – автобусные кузова, Omiya Fuji Kogyo – силовые агрегаты, Utsunomiya Sharyo занималась изготовлением вагонов, а позже – и гражданских самолетов, а Tokyo Fuji Sangyo организовывала продажи техники. В 1953 году произошло их слияние в Fuji Heavy Industries Ltd, присоединилась и новая, шестая, фирма, штаб-квартиру разместили в Хиросиме, а президентом корпорации был избран Кенджи Кита.

tuotanto.jpg
Модельный ряд Fuji в конце 50-х годов

В феврале 1954 года прессе был представлен прототип первого собственного автомобиля, обозначенный как P-1 и имевший переднюю независимую подвеску, двигатель объемом 1485 куб.см максимальной мощности 55 л.с. при 4400 об./мин. Был объявлен конкурс на название торговой марки для него и всех последующих автомобилей (главное условие – слово должно быть японским). Ни один из предложенных вариантов не понравилось, и Кенджи Кита сам придумал название Subaru, означающее «объединять, собирать вместе». Кроме того, этим словом японцы называют созвездие Плеяды – часть созвездия Тельца, без телескопа в котором можно разглядеть 6 звезд, что стало очень символичным для Fuji Heavy Industries, образованной как раз из шести фирм.

subaru-1500.jpg
Subaru-1500

К сожалению, наладить массовый выпуск и продажи получившегося из прототипа Subaru-1500, не удалось – Япония топливо импортирует, поэтому в первые послевоенные годы его экономия была строжайшей, автомобиль просто не вписывался в эту концепцию. Правительство приняло закон, согласно которому от налогов фактически полностью освобождались владельцы автомобилей длиной до 3,6 м и расходом топлива до 3,4 л на 100 км. К 1958 году была разработана Subaru-360 – первая машина, походившая под такие требования. Двухтактный двухцилиндровый мотоциклетный мотор мощностью 16 л.с. разместили позади этой «божьей коровки», как модель прозвали на родине. Из технических новинок присутствовала независимая задняя подвеска, также широко использовались пластмасса и алюминий. Моделью «360» компания опередила конкурентов. В первый год произвели 604 единицы микролитражки, в следующем – 1959 – уже 5111, а еще через два года – более 22 тысяч. Машина стала родоначальницей целого семейства: на её базе строились универсалы и купе с мягкой крышей.

subaru-360.jpg
Subaru-360

В феврале 1961 дебютировал микрогрузовик Subaru Sambar Truck, базировавшийся на агрегатах легковой модели. В отличие от многих творений конкурентов, он был полноправным автомобилем – с металлической кабиной, современным рулевым управлением и четырьмя колесами. Потребителям «Самбар» в первую очередь понравился тем, что пол расположен довольно низко – загружать и разгружать машину стало легче, а грузовое пространство было очень большим. Вслед за грузовичком в продажу поступил Sambar Light Van, то есть микроавтобус, идеально подходивший для города. Мотоциклетный мотор для этих моделей уже был форсирован и выдавал 18 л.с. при 4700 об./мин.

14 Мая 1966 года была представлена легковая Subaru 1000 –первая в Японии получившая передний привод. Авиационное прошлое Fuji Heavy Industries позволило применить на автомобиле хорошо зарекомендовавший себя горизонтально-оппозитный двигатель. Разместив силовой агрегат вдоль оси движения в горизонтальной плоскости, конструкторы решили проблему устойчивости, что вкупе с авангардным дизайном и отменным управлением сразу вывело Subaru 1000 на одно из лидирующих мест в классе. Руководство концерна предприняло попытку экспорта своей продукции в Европу и США: В Филадельфии была основана компания Subaru of America Inc., но неверная оценка американского рынка привела к провалу там модели «360». Это стало одной из причин замены её на конвейере в августе 1969 года на R-2, уже имевшую мотор в 38 л.с. при сохранении объема предшественника – 356 куб.см. Япония вступала в «эру скоростных дорог», и новый мини-седан как нельзя лучше подходил для современных автострад, при этом отлично чувствовал себя на ухабистых проселках, давая необходимый комфорт четырем пассажирам.

3-1.jpg
Subaru Sambar Truck

В том же 1969 на смену модели «1000» пришла её более мощная версия с мотором объемом около 1100 куб.см – Subaru FF-1 1100, продержавшаяся в производстве лишь два года. В 1971 году появилась Leone, родоначальница нового семейства, а в сентябре 1972 года общественности представили Subaru Leone 4WD Station Wagon – автомобиль, сломавший многие стереотипы. Полный привод увеличивал возможности передвижения, а любители забраться подальше от цивилизации теперь могли выбирать не только из больших джипов. «Леон» оценили как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Он стал самым продаваемым полноприводным легковым автомобилем. За 1974 и 1975 годы вне Японии было продано порядка 100 000 внедорожных универсалов, из них около трети – в США. Subaru Brat – пикап для американского рынка – начали выпускать в 1977 году. Объемы производства заметно возрастали: в 1979 изготовили 150 000 автомобилей всех моделей, а в 1980 – 202 000.

В октябре 1983 года был представлен микроавтобус Subaru Domingo, лицензию на который позже приобрели многие известные фирмы. При весьма небольших габаритах он обладал салоном на семерых человек, полным приводом, а вращающиеся пассажирские сиденья были новинкой для Японии. Модель Justy, появившаяся годом позже, имела первый в мире вариатор, управляемый электроникой (ECVT). Производство только полноприводных версий «Субару» достигло одного миллиона. На заводе в Соединенных Штатах в феврале 1985 была запущена в серию спортивная XT, в Японии известная с июня того же года как Alcyone. Название «Альцион» означает самую яркую звезду в созвездии Плеяды, а машина была выполнена в самом современном дизайне, имела острые клиновидные формы, 6-Цилиндровый двигатель объемом 1781 куб.см развивал максимальную мощность 135 л.с. при 5600 об./мин, а коэффициент сопротивления воздуха (CD) стал лучшим в мире – всего 0,29.

subaru-domingo.jpg
Subaru Domingo

Работы над машиной, призванной заменить «Леон», начались в 1987 году. Ею стала «Легаси». Здесь уже был не отключаемый задний мост, а постоянный полный привод. Выпуск начали в 1989, тогда же был поставлен мировой рекорд скорости. Со 2 по 21 января на треке испытательного полигона в Аризоне Legacy прошла 100 000 км со средней скоростью 223,345 км/ч. Остановки делались лишь для дозаправки, смены расходных материалов и пилотов. Чуть позже Legacy Station Wagon с двигателем 2.0 Twin Turbo установил мировой рекорд скорости для серийных универсалов – 249,981 км/ч в окрестностях Солт-Лейк Сити. С 1990 года компания начала сотрудничать с британской Prodrive: англичане стали готовить серийные Subaru Legacy к мировым чемпионатам по ралли. В том же году пять машин подготовленных для участия в группе «А» и один – в группе «N» стартовали в африканском Ралли Сафари (одном из этапов чемпионата). Из 59 стартовавших экипажей только 10 добрались до финиша, но в группе «A» пилот Джим Хеазер-Хейес и штурман Антон Левитан заняли шестое место в общем зачете. В конструкцию автомобилей группы «N» не допускалось вносить серьезные изменения, в том числе и по этому 37 раз ни один из них не мог проехать дистанцию целиком. И здесь случилось чудо: Патрик Ньиру и Дэвид Вильямсон привели свою «Легаси» к финишной черте. Таким образом, экипаж занял первое место в личном зачёте, то же самое происходило еще восемь лет подряд.

В следующем, 1991 году, команда «Субару» приняла участие в 9 из 14 этапов мирового чемпионата по ралли (WRC), заняв третье положение на первом этапе – Ралли Швеция. Редчайший случай произошёл годом позже: на том же этапе соревнований только разница в секунду не позволила гонщикам на Legacy встать на вершину пьедестала. Но по итогам года, команда заняла второе и шестое места в разных классах и получила командный приз. И вот, долгожданная победа – на Ралли Новая Зеландия 1993, последней гонке, в которой участвовала «Легаси», вершина пьедестала всё-таки была покорена. На этапе Ралли 1000 Озер дебютировала Subaru Impreza, более компактная, чем Legacy, но больше ориентированная на спорт. На следующий год благодаря победам Карлоса Сайнца на этапах Акрополис, Новая Зеландия и RAC Ралли, команде досталось второе место. Пять из восьми этапов WRC 1995 года были выиграны «Субару», в результате Impreza стала первой и единственной на мировом пьедестале. Кубок Конструкторов выигрывался ещё два раза подряд – в 1996 и 1997, такого достижения нет ни у одного другого японского автопроизводителя.

subaru-impreza-1997.jpg
Subaru Impreza WRC 1997

В феврале 1997 состоялась премьера Subaru Forester, объединившего в себе лучшие черты универсала и паркетного внедорожника. Об этой модели знают все, но мало кому известно, что «Форестеру» принадлежит мировой рекорд скорости при 24-часовых испытаниях на выносливость. 30 Октября 1996 года на полигоне в штате Индианаполис стартовали два автомобиля, отличавшиеся от серийных только установкой одного спортивного сиденья, подвеской и шинами. Рекорд в 180,082 км/ч для машин, созданных для езды по пересеченной местности, держится до сих пор.

Сейчас активно работает и американское отделение компании: в 2005 году состоялась премьера «паркетника» B9 Tribeca, идеально подходящего для города (нынче эта модель – один из флагманов производственной линейки). На 2008 год назначены премьеры новых поколений Impreza, Legacy, Outback и Tribeca. Какими они будут? Что еще готовит нам Subaru? Компания, поражающая индивидуальностью и оригинальностью своих моделей, гордо несущих созвездие Плеяды на решетке радиатора.