8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Mazda. Перешагнув через трудности

Дзюидзиро Мацуда.jpgДжуджиро Мацуда (Jujiro Matsuda) дважды открывал кузню, но обстоятельства складывались так, что дело приходилось закрывать. Лишь в 1920 году Мацуда с группой инвесторов приобрел в Хиросиме разорившуюся строительную компанию Abemaki, занимавшуюся производством строительных материалов из пробкового дерева. Новые владельцы сменили имя фирмы – она стала называться Toyo Cork Kogyo Ltd., и в следующем году Мацуду избрали ее президентом. Стремясь найти свою нишу, компания в 1920-х годах выпустила несколько пробных партий мотоциклов, а с 1929 ее главным товаром стали станки. Слово «Корк» («пробка») удалили из названия компании в 1927. Интерес к средствам передвижения от Toyo Kogyo повысился после победы ее мотоцикла в гонке 1930 года.

В те годы производство мотоциклетной техники находилось на подъеме в Японии. Особенно популярными в качестве развозных грузовичков стали трехколесные мотоциклы, первоначально копировавшиеся с западных образцов. Позже стали появляться варианты с самосвальными кузовами, пассажирскими салонами и другие. В 1931 году Toyo Kogyo решила выпускать подобные модели с двигателями объемом 500 см3, но название фирмы ассоциировалось именно с промышленным оборудованием, поэтому нужно было выбрать иную торговую марку. Имя зороастрийского верховного бога света – Мазда – оказалось привлекательным еще и потому, что было созвучно фамилии основателя компании Мацуды. Уже в 1932 году начался экспорт коммерческого трицикла в Китай, но через год японские войска вошли на территорию Манчжурии, и экспорт прекратился. Вновь стечение обстоятельств не позволило фирме перейти на следующий уровень – начать производство полноценных автомобилей, хотя был подготовлен ряд концептов. В годы Второй Мировой грузовички «Мазда» поступали в том числе и в армию.

Mazda K360•1964.jpg
Mazda K360 1964 модельного года

Поражение в войне обернулось для Японии не только потерей территорий, гибелью большого количества людей, но и разрушением атомными бомбами городов Хиросима и Нагасаки. К счастью, завод Toyo Kogyo не был разрушен полностью, поэтому к 1948 году производство трехколесных грузовиков, но уже с моторами 669 куб.см, было восстановлено. Подготовили и ряд четырехколесных моделей. В следующем году президентом компании стал Тенуджи Мацуда. Его отец, основатель «Мазды», скончался в 1952, в возрасте 77 лет. Модели, подобные грузовому Type CT 1950 года, фургону и пятиместному пассажирскому трициклу 1951 модельного года, стали хорошей заменой автомобилям в разрушенной послевоенной Японии.

В 1960 году появилась Mazda R360, первая машина компании – компактное четырехместное заднемоторное купе с несущим кузовом, 2-цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см, независимой подвеской всех колес, отопителем в салоне и барабанными тормоза всех колес с гидравлическим усилителем. Именно такой городской автомобиль был нужен японцам. Он сразу стал пользоваться хорошим спросом.

Carol600.jpg
Mazda Carol 600 1962 модельного года

В том же, 1960 году, были налажены деловые связи с немецкой компанией «НСУ» (NSU, Neckarsulum), обладавшей исключительными правами на выпуск и доработку роторно-поршневых двигателей системы Ванкеля. В 1961 году «Мазда» выпустила компактный пикап Proceed B-series 1500, ставший заменой трехколесным грузовичкам. С помощью немецкого партнера в 1962 на конвейер встали компактные заднемоторные седаны – 2-дверный Carol 360 и 4-дверный Carol 600, напоминавшие европейский Ford Anglia.

Первый роторный агрегат Mazda.jpg
Первый роторно-поршневой двигатель Mazda

Через год в Токио на промышленной выставке Mazda представила первый собственный роторный двигатель, а количество выпущенных машин превысило 1 миллион. Положение компании резко улучшилось – она стала знаменитой, имела поклонников на внутреннем рынке, и даже начала продажи за рубежом. В Новую Зеландию как Mazda 800cc Station Wagon экспортировалась только что дебютировавшая Familia в кузове универсал. Компания взялась за проведение исследований и адаптацию западных технологий к местным условиям. Возле Хиросимы в 1965 году открыли испытательный полигон «Миоши». Началось сотрудничество со знаменитой английской фирмой «Перкинс» в области строительства дизельных двигателей. Тем временем Mazda Familia нашла огромный спрос на азиатском рынке, что позволило предположить ее успех и в Европе – экспорт в Старый свет начался в 1967. В том же году дебютировала первая модель компании с РПД – Mazda Cosmo Sport, отправлявшаяся за рубеж как 110S. Машина имела футуристический дизайн. Низкий, обтекаемый кузов и двигатель совершенно нового типа давали гораздо лучшую динамикой, чем поршневые ДВС.

Mazda Cosmo Sport '1967-2.jpg
Mazda Cosmo Sport 1967 модельного года

Несмотря на существенный, отпугивающий покупателей недостаток двигателя Ванкеля – повышенный расход топлива и масла, вскоре было начато производство серии автомобилей с роторными силовыми агрегатами: второе поколение «Фамилии» получило новый мотор в 1968 (Familia Rotary Coupe) для 2-дверной модификации и в 1969 (Familia Rotary SS Sedan) – для 4-дверной. К 1970 году было произведено уже 100 000 автомобилей с РПД, открылся сборочный завод в Новой Зеландии, тогда же начался экспорт в Соединенные Штаты и производство модели Capella RX-2. А годом ранее с концерном Ford заключили договор о продвижении вне Америки автоматических коробок передач.

Дела компании шли замечательно – в 1971 появилась Savanna, в 1972 – Luce – еще две модели двигателем Ванкеля, отправлявшиеся за рубеж как RX-3 и RX-4. В следующем году «Мазда» достигла отметки в 5 миллионов выпущенных машин, каждая пятая из них была продана вне Японии. И тут разразился мировой нефтяной кризис. Количество клиентов в странах-импортерах топлива сократилось, что отразилось на положении дел в Японии и США – сказался главный минус РПД в виде повышенного расхода горючего.

Mazda Capella RE '1970.jpg
Mazda Capella RE 1970 модельного года

В то непростое время «Мазде» помог автоспорт: в 1975, 1976 и 1977 годах знаменитый гонщик Род Миллен, которого называют «королем бездорожья», трижды выигрывает национальное ралли Новой Зеландии на «Саванне» RX-3. В 1979 году легендарный спортсмен уехал в Америку и выиграл там национальный чемпионат по ралли на появившейся годом ранее Savanna RX-7, самой мощной (105-сильный двигатель позволял разгоняться до 200 км/ч) в модельном ряду. Тогда же американский Ford приобрел 25% акций «Мазды».

Mazda Bongo 800.jpg
Mazda Bongo 800

В 1983 году компания ввела в строй аэродинамическую лабораторию и представила созданное совместно с «Фордом» семейство микроавтобусов, фургонов и микрогрузовиков Bongo и Bongo Brawny. В следующем году название Toyo Kogyo Ltd. сменили на Mazda Motor Corporation. Позиции фирмы на мировом рынке заметно улучшались – британский журнал Motor Trend в 1983 назвал Capella RX-2 импортным автомобилем года, этого же звания три года спустя добилась RX-7. В 1987 году 20-летие роторного двигателя было отмечено появлением RX-7 с кузовом кабриолет и открытием автозавода в американском штате Мичиган. Новый Свет становится приоритетным направлением для компании. Открывшийся в 1988 году научно-исследовательский центр Mazda Research and Development of North America, Inc. представляет минивэн MPV, чуть позже появившийся и на внутреннем японском рынке.

На автосалоне в Чикаго в 1989 году Mazda представила необычный для тех лет компактный родстер Miata MX-5. Основным его преимуществом стала цена, в том числе и благодаря которой третье поколение модели продолжает по сей день удерживать лидерство в классе. В 1990 эта машина была признана автомобилем года в Новой Зеландии, а компанией было произведено уже 25 миллионов автомобилей со дня ее основания, причем 1 миллион пришелся на RX-7 различных модельных годов. В 1991 произошел небывалый случай: легендарную 24-часовую гонку Le Mans впервые выиграл автомобиль японского производства – Mazda-787B. Это единственный раз, когда победу одержал спорткар с роторно-поршневым двигателем. В то же время на Токийском автосалоне прошла презентация прототипа HR-X – единственного в мире автомобиля с двигателем Ванкеля, работающем на водороде.

Mazda RX-7•1980.jpg
Mazda RX-7 1980 модельного года

В начале 90-х годов в Германии и Японии ввели в строй экспериментальные предприятия, перерабатывающие пластик из бамперов во вторсырье, а в 1994 торжественно открыли музей «Мазды» в Хиросиме. В Китае и штате Флорида начали действовать фирменные тренировочные центры для клиентов. В 1995 году общее количество выпущенных машин семейства Familia достигает 10 миллионов – каждый третий выпущенный концерном автомобиль. Начинает действовать представительство Mazda в Португалии, на конвейер попадает микроавтобус новой модели – Bongo Friendee.

1995 стал не просто годом дебюта чрезвычайно успешной семейной Demio, но и годом дальнейшего упрочнения связей с «Фордом» – американский концерн увеличил свою долю до 33,4 %, из-за чего состоялись перевыборы председателя совета директоров, и новым главой компании стал Генри Уоллис. Через два года логотип Mazda меняется на нынешний, вводится новая система поощрения персонала, а новым директором назначается Джеймс Миллер, американец, как и его предшественник.

Mazda Tribute '2000.jpg
Mazda Tribute 2000 модельного года

В 1999 году с конвейеров концерна стали сходить новые модели – Tribute и Premacy. В 2000 году на автосалоне в Детройте был представлен концепт-кар RX-Evolve, встреченный общественностью с большим интересом и перешедший несколько позже в серийный спортивный автомобиль RX-8, сменивший легендарную RX-7.

Сейчас сборочные заводы компании действуют в 21 стране мира, экспорт осуществляется более чем в 120 государств. В модельном ряду корпорации нет ни одного легкового автомобиля класса люкс – модель Millenia снята с производства, а основной упор руководство концерна сделало на выпуске малолитражных и спортивных машин, а также микрогрузовиков и микроавтобусов. В общем и целом, в такой политике компании есть логика. Ведь Mazda – почти единственный автопроизводитель за пределами Германии (ну, за исключением Волжского автомобильного завода), имеющий право выпускать роторные двигатели, которые лучше всего подходят именно для спортивных машин.