30 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

История мотоциклов. Рождённый быть…

И история мотоцикла, одного из самых популярных ныне видов транспорта, подтверждает означенный тезис в полной мере. Поскольку он появился именно так, как было указано в самом начале нашего повествования, – случайно. Прошло более 120 лет с того самого дня… Впрочем, история мотоцикла очень неоднозначна, и пришло время рассказать всю правду.

Прогреваемся
Надо отметить, что в ряду великих изобретений человеческого гения мотоцикл стоит особняком еще и потому, что о нем известно буквально все. И даже дата рождения, что для такого культового объекта весьма необычно. В основе всех самодвижущихся экипажей лежало (стояло, крутилось) колесо и все, что к нему крепится. Создание велосипеда (его иногда еще называли бицикл) явилось мощным толчком для развития техники в целом и заметным шагом к приближению эры мотоцикла. Большая часть создаваемых впоследствии двигателей прошла через испытание велосипедом. Известны даже опыты по применению парового двигателя в качестве движущей силы на одном из первых двухколесных экипажей. Но это так, к слову.

1 - История мотоцикла - Daimler.jpg

Датой рождения мотоцикла считается 29 августа 1885 года. В этот день немецкий изобретатель Готлиб Даймлер выехал за ворота своей мастерской на специально сконструированном им самодвижущемся экипаже с установленным на нем бензиновым двигателем. Надо заметить, что Даймлер и не помышлял о том, что создаст новую икону. Он хотел лишь испытать свой новый двигатель, но… конструкция и компоновка узлов рожденного им устройства были настолько удачны, что не только были по достоинству оценена потомками, но и дожили до наших дней практически без изменений. Впрочем, признание пришло далеко не сразу. Ныне в той коляске сложно узнать прародителя современных супербайков. Тогда это был всего-навсего очень оригинальный велосипед с мотором. Рама так же, как и колеса, была изготовлены из дерева. Причем справедливости ради надо сказать, что колес было не два, а четыре, и все они вместо резиновых покрышек были сверху обиты железом. Под сиденьем и между ногами «мотоциклиста» располагался двигатель внутреннего сгорания конструкции Даймлера, имевший мощность 0,5 л.с. В качестве топлива мог быть использован бензин или керосин. На этом сходство с современными образцами и заканчивается.

Сказать, что это «устройство для верхней езды» было простым в управлении, – значит здорово погрешить против истины. Судите сами. Для того чтобы запустить силовой агрегат, нужно было бензиновым нагревателем раскалить медную калильную трубку, которая в дальнейшем воспламеняла горючую смесь. Сам двигатель запускали заводной рукояткой, и если все было хорошо, то эта операция занимала каких-то одну-две минуты. Но на этом трудности не заканчивались. Для начала движения мотоциклист вручную должен был регулировать силу натяжения двух плоских кожаных ремней, передававших мощность мотора заднему колесу. Остановка достигалась через ослабление ремней и прижимание деревянной колодки к шкиву заднего колеса. Если вспомнить, что весило это чудо около 70 килограммов, двигалось со скоростью 12 км/ч (чуть быстрее обычного пешехода) и представляло немалую опасность для водителя раскаленной бензиновой горелкой, то станет понятно, почему особого восторга оно у современников не вызвало. Кстати, очень часто впоследствии потомки задавались вопросом, почему у первого мотоцикла было четыре колеса. Объяснение было максимально простым – первый байкер Даймлер не умел ездить на велосипеде, а следовательно, не мог и на мотоцикле. Два боковых колесика спасали от частых падений.

3 - История мотоцикла - Первый Лаурин-Клемент.jpg

Несмотря на всю примитивность первого в мире мотоцикла, основные принципы его создания были заложены – джин был выпущен из бутылки. В последующие 15 лет конструкторы во многих странах пытались найти иные компоновочные решения для него: менялись расположение двигателя и бензобака, способ передачи крутящего момента от двигателя к ведущему колесу, форма рамы, система зажигания, число колес. Но уже к первому десятилетию XX века окончательно утвердилась компоновка, предложенная Даймлером и именуемая теперь классической. Стоит заметить, что на большей части мотоциклов того времени все еще оставались велосипедные педали – как признак неуверенности в надежности двигателя и отчасти как подножки для водителя.

Трогаемся
Нельзя сказать, что история мотоцикла развивалась стремительно. Попытка сколько-нибудь массового производства была предпринята лишь девятью годами позже. В 1894 году два мастера, Вильгельм Гильдебранд и Алоизис Вольфмюллер, создали мотоцикл собственной конструкции (кстати, именно этот агрегат впервые был назван мотоциклом). У него был двигатель с водяным охлаждением с числом цилиндров 2, рабочий объем 1490 куб. см. Мощность – 2,5 л.с., скорость 40 км/ч. Мотоцикл даже стал продаваться в некоторые европейские страны. Увы, успех был не долгим. Из-за очень оригинальной конструкции торговля стала убыточной, и в 1899 году производство пришлось свернуть. В это же время в Париже вовсю продавали легкий мотоцикл конструкции французов братьев Вернеров. По сути, это был велосипед с небольшим моторчиком, установленным над рулем и перед передним колесом. По причине того, что изобретатели мотоциклов пока не очень продвинулись в части передачи крутящего момента на колесо, приведение в движение этой версии, как и ее предшественниц, осуществлялось при помощи ремня.

В 1898 году, вскоре после Вернеров, создали свой мотоцикл чехи Лаурин и Клемент. Это была уже более совершенная машина, чем мотовелосипед. Мотор находился в центре рамы и был снабжен зажиганием от магнето. Перенос силы на заднее колесо обеспечивался толстым плоским ремнем. 1903 год стал переломным в истории создания транспортных средств. Генри Форд создал свою известную модель «А» легкового автомобиля, братья Райт успешно осуществили первый полет человека на самолете. В тот год произошло еще одно событие, значимость которого оценили много позже. 21-летний Уильям С. Харли и его друг детства Артур Дэвидсон (оба занимавшиеся на досуге конструированием) начали серьезно задумываться над возможностью практического применения изобретенных ими моделей велосипедов. Сейчас сложно представить, но первый «Харлей» – предмет поклонения нынешних байкеров – появился в крохотном подвале, где компаньоны собирали свою технику. И даже карбюратор, по легенде, за неимением другого материала был изготовлен из консервной банки. Три первых «Харлея», собранные в течение года, имели одноцилиндровые четырехтактные двигатели рабочим объемом 400 куб.см и мощностью три лошадиные силы. Назван первенец был без изысков — «Серый тихоня» (Silent Grey Fellow). За десять последующих лет «тихоня» сменил нескольких владельцев и прошел 100 000 миль (160 000 км), оставаясь полностью работоспособным и сохранив свою оригинальную конструкцию. Качество и надежность, положенные в основу производства мотоциклов этого бренда, подвигли в 1907 году правительство Соединенных Штатов заказать «Харлей-Дэвидсон» для использования в полиции.

4 - История мотоцикла - Harley-Davidson.jpg

Знаковой фигурой в мотоциклетной истории стал и германский «ДКВ 140», впервые выпущенный в 1922 году производителем «Расмуссен АГ». Популярность этого «байка» во многом была обусловлена успешным пробегом вокруг Германии, в ходе которого проявились его лучшие качества – простота и хорошие ходовые качества. При максимальной скорости 65 км/ч, на 100 километров пробега он расходовал всего 2 (!) литра топлива. Весило это чудо 46 килограммов и заводилось от нажатия на ножной рычаг. Но самым оригинальным мотоциклом того времени был тоже «немец» – «Бомерланд». Мотоцикл привлекал внимание не столько ходовыми качествами, сколько… необычной длиной, которая позволяла кататься трем ездокам, усевшимся друг за другом. Спереди устанавливалась здоровенная фара, а сзади – два из четырех топливных баков. Мощность одноцилиндрового мотора этого «монстра» была 16 л.с., коробка передач – трехступенчатая с ручным переключением передач (при помощи длинного рычага). При таких габаритах и весе в 180 килограммов выглядела эта махина настоящим железным слоном рядом с полумотоциклами-полувелосипедами.

Двигаемся
Следующий заметный этап истории мотоцикла во многом связан с «японским чудом» и его главными «чудодеями» – компаниями Honda, Suzuki, Kawasaki и Yamaha. И здесь первой по праву считается Honda, основанная в разоренной войной Японии в октябре 1946 года скромным бизнесменом Соичиро Хонда. Первый же мотоцикл, выпущенный молодой компанией в августе 1949 года, названный «модель D Dream», стал сенсацией. Компания быстро выходит в лидеры производства мотоциклов, занимая в 1959-м первое место в мире по их выпуску. На сегодняшний день Honda – самый большой в мире производитель мототехники. Ежегодно на ее заводах выпускается более 3 млн. мотоциклов. А к концу 1980-х годов общий объем превысил 100 млн. экземпляров. Земляки-конкуренты тоже зря времени не теряют, уверенно наполняя мировой рынок качественными байками. Так компания Suzuki, заключив соглашение о стратегическом партнерстве с концерном Kawasaki, изготовила в 2004 финансовом году 2,1 миллиона мотоциклов, скутеров и мотовездеходов. А многопрофильный международный концерн Yamaha Motor, занимая второе место в мире по производству разнообразной мотоциклетной техники, в том же 2004 финансовом году на своих 60 заводах в 45 странах выпустил 2,7 миллиона мотоциклов.

5 - История мотоцикла - Honda.jpg

Понятно, что и Европа, и Америка тоже делают небезуспешные попытки дотянуться до «азиатского брата», однако говорить о сколько-нибудь массовой экспансии не приходится. Да, широко разрекламированные BMW, Aprilla, Harley-Davidson и другие находят своего потребителя. Но последним движет либо снобизм, либо патриотизм. Ныне приходится признать: мы говорим «мотоцикл» – подразумеваем «японца» (а в скором времени, не исключено, и «китайца»). Пойдет ли мотомир по азиатскому пути – покажет время. История мотоцикла не кончается, а значит, нас ждет еще много чего интересного…