25 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Toyota Land Cruiser BJ40. Колесница для тайсё

Чтобы попасть в гараж Игоря, автомобиль должен обладать следующими параметрами: модель – нечто максимально военное, год выпуска – любое старше 198… года, состояние – чем хуже, тем лучше. В его списке уже красуется ветеран Второй мировой войны – Willys MB 1942 года, вытащенный из небытия и восстановленный согласно оригинальной конструкции. Откатав на нем технологию восстановления «древнемобилей», Игорь взялся за другого «генерала в отставке» – Toyota Land Cruiser.

2 - Обзор Toyota Land Cruiser BJ40.jpg

Современный человек наверняка не знает, что «Крузер» изначально строился как помощник военным, полицейским, лесникам и прочим людям в погонах или людям профессий, связанных с преодолением весьма тяжелых дорожных условий. Его стихия – таскать гаубицы, продираться сквозь буреломы, форсировать вброд реки. Сравнить его с нынешним поколением внедорожника – то же самое, что пытаться найти сходства между танком и самолетом. Современный Land Cruiser – автомобиль для комфортного преодоления порожка гаража загородного коттеджа, но бездорожье его не страшит – родословная предков с огромной внедорожной практикой все еще дает о себе знать. Начиная с литеры «80», джиперские качества уступали место под солнцем плавности хода, представительности и респектабельности. Но конкурентов по классу «премиум-внедорожников» «крузак» добивает идеальным соотношением «уступи дорогу уважаемому человеку» – «поехали, мужики, завтра всемером на охоту на моем джипе». Покупатели голосуют за этот чудесный микст качеств довольно солидными суммами условных единиц.

Автомобиль, найденный Игорем, относится к четвертому поколению джипов Toyota. Модель выпускалась с 1960-го по 1986 годы и маркировалось BJ40 (В – тип двигателя, J – позаимствованная у американского Jeep литера). «Крузер», покрываясь ржавчиной, доживал пенсию на лесном участке одного знакомого в Ленинградской области. Год выпуска был не столь древний, как у Willys, но милитаристская составляющая автомобиля была налицо. Сговорившись в цене, новый хозяин перевез джип в свою мастерскую в Питере. Осталась самая малость – отреставрировать мундир, шунтировать сердце, надеть парадные ордена и торжественно показаться свету. Оставлять «генерала» тлеть в кресле-качалке Игорь не собирался.

4 - Обзор Toyota Land Cruiser BJ40.jpg

Историческая справка
Серия BJ40 стала переломной для японского автомобилестроения в целом. С него, по сути, началась новейшая классификация внедорожников на Островах сакуры. До него все автомобили подобного класса регистрировались как крупногабаритные, что вело к удорожанию технического обслуживания и повышению транспортных налогов. Но с дизельным двигателем подобные машины попадали в низшую категорию, позволяя с меньшими затратами пользоваться преимуществами джипа. В 1974 году после многих модернизаций на кузов 40-й серии установили дизельный двигатель типа В. Это был революционный шаг, ибо считалось, что рабочий объем 2,8 литра – предел для четырехцилиндрового дизельного двигателя. Однако в Toyota получилось довести объем до трех литров, подняв мощность и момент настолько, что двигатель устанавливали на грузовики, перевозящие до двух тонн груза. В итоге на внутреннем рынке произошел резкий уклон на всеобщую «дизелизацию». Спрос на серию BJ оказался столь огромен, что долгое время его внешность не подвергалась модернизации. Совершенствовалась лишь «начинка» – со временем ужесточились экологические нормы и требования к количеству заводского брака. На внешнем рынке Land Cruiser также оказался весьма востребованным. Начиная с 1967 года «Крузер» шел на экспорт, но с иным двигателем серии Н – шестицилиндровым дизелем объемом 3576 куб.см. Модель выпускалась на протяжении двадцати четырех лет, пока в начале восьмидесятых годов не сменилась новой 70-й серией.

Двигатель конструктивно оказался не из самых сложных, с запчастями проблем не возникло (в Арабских Эмиратах до сих пор выпускают эту модель Land Cruiser), потому капремонт прошел успешно. А когда топливная аппаратура подверглась тщательной отстройке и регулировке, мотор довольно затрещал всеми двенадцатью клапанами.

5 - Обзор Toyota Land Cruiser BJ40.jpg

Подвеску и раму досконально перетрясли, заменив все, что хоть на миллиметр отходило от оригинала. Самая большая трудность возникла с подвеской: на каждом колесе установлено по девять листов рессор вкупе с амортизатором – чтобы сохранить все это хозяйство в оригинале, надо попотеть. Трансмиссия, состоящая из 4-ступенчатой КПП и раздаточной коробки, своей участи не избежала – генерал должен ходить без трости. Никакой самодеятельности, тюнинга и грехов против истины Игорь не терпел: автомобиль должен максимально соответствовать своему предназначению. Если в паспорте написано, что «максималка» у джипа 120 км/ч, то он не должен ездить быстрее. Не пристало человеку с выправкой быстро убегать.

Моль не успела проесть мундир вояки – практически весь кузов был в очень хорошем состоянии. Его лишь заново покрасили в стандартный темно-красный металлик. Внимания требовали только мелкие детали (ручки дверей, петли, замки стекол и дверей) – их демонтировали, очистили от ржавчины и заново покрыли хромом. Некоторые элементы пришлось заказывать по каталогам из-за границы – зеркала, указатели поворотов, фары. В неприкосновенности осталась механическая лебедка с приводом от раздатки – она сохранилась в первозданном виде. Постепенно «генерал» приобретал парадный вид: мундир, подобно блестящим на солнце аксельбантам, украсил хромированный обвес. Дуги, пороги, защита бамперов воскресили боевой дух автомобиля, не дали угаснуть в нем солдатскому духу, всплыли угасшие было мужество, бравада и решительность. При конструировании Land Cruiser BJ40 инженеры заложили модификацию с мягкой тентованной крышей вместо жесткого верха. Игорь не преминул использовать возможность, тем более что прежний брезент давным-давно сгнил. Доверить пошив нового решили профессионалам, шьющим на заказ складные тенты для яхт и катеров. Тент получился красивым, удобным и влагонепроницаемым – складывается за минуту, на мойке воду не пропускает. Но и про жесткий верх Игорь не забыл – покрасил его в цвет кузова и перетянул изнутри замшей – холодное время года в России никто не отменял.

1 - Обзор Toyota Land Cruiser BJ40.jpg

Салон воссоздан практически с нуля и максимально оригинально. Передние кресла восстановлены и перетянуты черной кожей, а задние изготовлены заново исходя из продольного их расположения. Чтобы удержаться на них во время поездки, надо иметь некоторые акробатические навыки и растяжку гуттаперчевого мальчика. Зато на командном пункте с комфортом все в порядке, даже с учетом прошествия времени. Напольное покрытие в виде ковролина намекает на прошедший «евроремонт», магнитола Alpine и добротная акустическая система скрашивают нелегкие командирские будни. Игорь не стал выставлять напоказ современную технику, перекраивая панели на свой вкус, а по-военному замаскировал динамики. И вид панели остался первоначальный, и качеству музыки не во вред.

Но в одном элементе стремление к оригинальности пришлось ограничить разумной мыслью: во благо комфорта владелец отказался от родных узких колес повышенной проходимости. В паре с ними пришлось поменять и диски. К сверкающему мундиру подобрали хромированные диски – пусть не от Land Cruiser BJ40, зато идеально вписывающиеся в его геройский облик. Работа окончена. Пусть теперь кто-нибудь скажет, что стиль «милитари» изжил себя, что цвет «хаки» уже не в моде, что хромовые сапоги совершенно ничего не значат. Игорь готов убедительно опровергнуть все эти аргументы. Опыт по превращению бывшей гражданской рухляди в боеспособную военную технику имеется. Ну а у кого что стоит на запасном пути, все знают.