8 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Caterham Cars. Культ личности по-английски

В этом автомобиле не то что кондиционера и жесткого верха, в нем дверей-то нет! Выглядит британский спорткар на все свои полвека, и для путешествий семьей непригоден. Эти, а также многие другие черты выделяют Super Seven и его модификации из бесконечной вереницы однотипных спорт-, супер- и прочих «каров» с их отменной шумоизоляцией, электронными «помощниками» и роботизированными коробками передач. До безобразия простой, легкий и оттого быстрый «англичанин» давно получил статус культового, и история марки Caterham Cars неразрывно связана именно с ним.

CaterhamSuperlightR400210bhp2.0litre.jpeg
Caterham Superlight R400 210bhp 2.0 litre 1

История британского производителя началась с ухода со службы пилота Королевских ВВС Колина Чепмэна. Ценитель скорости, автогонщик и отставной офицер задумал создать простой и собранный на базе уже известных моделей Lotus Cars спорткар, который можно было бы приобретать не только в собранном виде, но и как комплекты для «самостоятельного творчества». Первым результатом работ Чепмэна стал Lotus Mark VI, построенный на пространственной стальной раме родстер с двигателем, трансмиссией и подвеской от британской малолитражки Ford Prefect. Представленный в 1952 году, Mark VI больше был интересен для клубных кольцевых гонок, но некоторые экземпляры ежедневно выезжали и на дороги общего пользования. Дальнейшее совершенствование конструкции «спорткара для всех» и привело к появлению ставшей легендарной «семерки», Lotus 7. Ее продажи начались в 1957-м.

-CaterhamCars_1.jpg
Родстер Seven создавался в первую очередь не для эпатажных выездов на вечеринки, а для участия в автогонках. В 1957 году на специально подготовленной машине с двигателем Coventry Climax британский чемпионат по скоростным подъемам на холм выиграл будущий двукратный чемпион Формулы-1 Грэхем Хилл.

Первый двухместный родстер Seven (позже модель стали обозначать как Series I) оснащался 1,2-литровым 40-сильным (31 кВт) нижневальным двигателем Ford, 4-ступенчатой механической трансмиссией, задней ведущей осью, собранной из компонентов Ford и Austin, барабанными тормозами «в круг» и стальной пространственной рамой со стеклопластиковыми кузовными панелями. Ничего выдающегося? Но ведь снаряженная масса Lotus 7 Series I составляла менее 400 кг! Здесь и кроется секрет родстера с самым большим среди легковушек тех лет коэффициентом лобового сопротивления (0,65-0,75 единицы в зависимости от качества подгонки изготавливаемых вручную деталей). Специалисты из английского журнала The Motor в 1958-м протестировали максимально простой и легкий спорткар – с нуля до сотни он разгонялся за 16,2 секунды, а топовая скорость равнялась 129,4 км/ч. Некоторые образцы после обкатки брали планку в 140 км/ч, а подготовленные для гонок «семерки» имели потолок в 204 км/ч!

Caterham21(1994-2000).jpg
Caterham 21 (1994-2000)

Другим секретом успеха «адреналинового наркотика» от Lotus стала его цена. В 1957 году она складывалась из 100 фунтов стерлингов – цены двигателя и КПП от Ford, 27 фунтов за заднюю ось Austin, 399 фунтов за авторские компоненты производителя, а также стоимости конечной сборки и 386 фунтов стерлингов как сбора за приобретение нового автомобиля. Тем, кто не был готов выложить столь крупную сумму, предлагался Lotus Seven в виде кит-кара.
Одним из дилеров компании-производителя стала основанная в конце 1950-х в Катерхеме, южном пригороде Лондона, Caterham Car Sales. Основатель фирмы, Грэхем Нирн, сделал на «семерку» ставку – и не прогадал. Фирма расширялась, открывались новые представительства, была налажена собственная сборка кит-каров, и в итоге Caterham превратился в единственного в Соединенном Королевстве дилера Lotus Cars. Популярный родстер Seven постоянно совершенствовался. В 1960 году появилась версия Series II, а в 1968-м – Series III. Эти автомобили были «идейными потомками» первого спорткара. А в 1970-м появился Lotus Seven Series IV, более роскошный, и… более дорогой! Клиенты, ссылаясь на прайс, ждали от новинки невозможного, между тем пусть и недешевая, но «семерка» продолжала оставаться «семеркой». Популярность модели упала, и в 1972-м Lotus Cars объявил о завершении производства спортивного авто. Но Грэхем Нирн и его компаньоны уже «подсели» на «адреналиновый наркотик» от Колина Чепмэна, тогда и пришло решение выкупить у авторов родстера лицензию на его выпуск и из крупного дилера превратиться в самого настоящего автопроизводителя.

Roadsport-driverside.jpeg
Roadsport

Дела молодой автокомпании шли успешно. Стали появляться все новые версии оригинального Seven, который стали продавать под собственной маркой – Caterham Super Seven (дополнительное слово в название включили для того, чтобы подчеркнуть уникальность продукта). С эмблемой, стилизованной под логотип Lotus… Со временем внешние кузовные панели родстера, выполнявшиеся из стеклопластика, частично были заменены на карбоновые. Менялась и гамма двигателей. Если ранние «семерки» от Caterham оснащались моторами из серии Lotus Twin Cam, то в 1983-м появился 1,6-литровый 140-сильный (104 кВт) Cosworth BDR, а спустя три года – его версия, расточенная на 100 «кубиков» и выдающая до 150 л. с. (112 кВт). Параллельно выпускались модификации родстера с более или менее «заряженными» моторами. Так, в 1991-м появилась возможность заказать Caterham Super Seven с 1,4-литровым мотором Rover k-series, в то же время в производстве находился вариант JPE special edition с 2-литровым движком Vauxhall, способным разогнать спорткар с места до сотни за 3,5 секунды. Разумеется, в зависимости от выбора двигателя менялись трансмиссии, главные пары, снаряженная масса. Но своей сути легендарная «семерка» не теряла.

-CaterhamCars_7.jpeg
После начала экспорта в США заокеанские автомобильные федерации запретили участие Lotus Seven в автогонках с формулировкой «слишком быстрый для соревнований автомобиль». Когда за производство родстера взялась команда Caterham Cars, была выпущена серия фирменных футболок с говорящими надписями «Caterham Seven, the car that’s «Too Fast to Race...». Такой необычный шаг вновь открыл «семерке» путь в американский мир автогонок.

До 1987 года сборочное предприятие, здание администрации и фирменный дилерский центр компании Caterham Cars располагались рядом друг с другом, а позже были построены новые завод и центральный офис в Дартфорде, графство Кент. В Катерхеме остался лишь шоу-рум, а позже выставочный центр возвели и в пригороде Лейчестера. Во многих странах, в том числе и в России, действуют официальные представительства Caterham Cars.
В начале 1990-х руководство компании-производителя посчитало, что как бы ни был хорош Seven, рано или поздно ему потребуется замена. В 1994 году увидел свет родстер Caterham 21 (машину назвали в честь 21-летия собственного производства «семерки»), «нарисованный» дизайнером Айаном Робертсоном и спроектированный командой под началом Джеза Коатеза. Спорткар был призван стать гораздо более практичным, но это и стало причиной рыночного провала новинки. Первоначально в Caterham Cars планировали выпускать до 200 экземпляров модели «21» в год, затем планы скорректировали до 50 единиц, а в 2000 году производство свернули. За шесть лет было выпущено 48 «родстеров XXI века», которые оснащались моторами объемом от 1,6 до 2,3 литра и 5- или 6-ступенчатыми механическими трансмиссиями.
А культовый Caterham Seven и сегодня «живее всех живых». В Великобритании производятся несколько версий «семерки» – от модели начального уровня Classic со 105-сильным двигателем Rover k-series, без отопителя и запасного колеса и представителей линейки Roadsport с 1,6- и 2-литровыми движками от Ford до версий Superlight с измененной подвеской, 6-ступенчатыми (на «младших» родстерах доступны только 5-ступенчатые) МКПП и доработанными «старшими» моторами Ford и гоночных CSR с 2,3-литровыми «сердцами» от Cosworth. Самая доступная версия Caterham Seven обладает удельной мощностью в 200 л. с. на тонну снаряженного веса, а у «топовой» модификации на тонну приходится уже 470 «лошадок». В зависимости от модификации автомобили отличаются шириной колеи, размерами кокпита (есть версии для рослых водителей), более или менее жесткой подвеской (в том числе независимой двухрычажной сзади), габаритами багажника, объемом топливных баков и другими деталями. Словом, на любой вкус и достаток. Кроме того, сторонними компаниями периодически строятся авторские модификации спорткара, например, Caterham RS Levante от британского ателье RS Performance – настоящий болид с наддувным V8 объемом 2,4 литра и мощностью более 500 л. с. (более 368 кВт) при 10 000 об./мин., разгоняющийся до первой сотни за 2,5 секунды. По показателю удельной мощности – около 1000 л. с. на тонну снаряженного веса – RS Levante схож с болидами Формулы-1.

CDXDoughnutatSilverstone.jpeg
CDX Doughnut at Silverstone
Гоночная история Seven продолжается – в 2002 году родстер модификации R400 пришел первым в своем классе и 11-м (из 200 стартовавших) в общем зачете знаменитой гонки «24 часа Нюрбургринга», опередив более «молодых» конкурентов. Позже модель R500 по скорости прохождения круга обошла на трассе знаменитого британского шоу Top Gear суперкар Bugatti Veyron 16.4, превосходящий Caterham по стоимости на порядок. За эти и другие заслуги в конце года ведущие программы признали R500 «Автомобилем 2008 года».



С момента создания оригинального Lotus Seven прошло более полувека. Мы привыкли к современным машинам с автоматическими коробками, электронными стабилизаторами, кондиционерами и прочим. Родстеры Caterham Seven иные. Ими управляют не процессоры и датчики, а водители без чьей-либо помощи. И собираются эти спорткары Мастерами, что делает каждую «семерку» эксклюзивом. История творения Колина Чепмэна продолжается, ценители такой техники найдутся всегда. Заводите ваши моторы, джентльмены!

Больше фото здесь