29 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Caterham Super Seven. Игры в скорость

Сухие факты: Caterham Super Seven – спортивный автомобиль, преемник модели Lotus Seven, созданной в 1957 году английским автогонщиком и конструктором Колином Чепменом. В начале семидесятых права на его производство были переданы фирме Грэхэма Катерхема Caterham Cars. Базовая версия автомобиля оснащается двигателем Rover 1,6 K-series мощностью 115 лошадиных сил, максимальная скорость 190 км/ч, до 100 км/ч автомобиль разгоняется за 6,9 секунды.

В 2002 году компаниями Caterham Cars Ltd. и «Катерхем РУС» был подписан дистрибьюторский договор на эксклюзивное производство (сборку) и продажу в России автомобилей Caterham Super Seven. Кроме базового четырехцилиндрового «Seven 1.6» для России сертифицирована более мощная модификация с 1,8-литровым мотором, мощностью 150 сил, снабженным системой изменения фаз газораспределения. Максимальная скорость этой версии родстера достигает 203 км/ч, а разгон до сотни составляет всего 5,1 секунды.

А теперь эмоции. Да! Это произошло! Отныне эта потрясающая машина, завоевавшая сердца миллионов любителей скорости (среди которых немало всем известных личностей, например, Крис Ри, Джон Траволта, Жан-Поль Бельмондо, Виктор Пелевин), собирается и продается в нашей стране. Трепещите, поклонники уличных гонок! Расступитесь, мотоциклисты! Автомобиль, из конструкции которого его создатель «просто вычеркнул все лишнее», названный английским журналом CAR «квинтэссенцией настоящего спорткара», ступил на российскую землю…

1 - Тест-драйв Caterham Super Seven 1600.jpg
Caterham Super Seven - "квинтэссенция настоящего суперкара"

Философия и филология
Для нас было просто немыслимо жить в городе, где собирают Caterham, и ни разу не прокатиться на этом легендарном автомобиле. Это хуже, чем, будучи любителем итальянской кухни, питаться в Милане исключительно в «Макдональдсе». Мы позвонили в «Катерхем РУС» и попробовали записаться на официальный тест-драйв. Пятнадцатые в очереди? Это при том, что на каждого клиента резервируется как минимум 4-6 часов. Полмесяца ждать было невтерпеж, поэтому пришлось приоткрыть карты и объяснить, что покупать Caterham в наши планы не входит и мы лишь хотим познакомить с автомобилем читателей российской автомобильной прессы. «Это другое дело», – ответила девушка на том конце провода. И вот, воспользовавшись служебным положением, в ближайшую субботу мы получили заправленный Caterham RoadSport 1600 для подробного испытания и главу «Катерхем РУС» Сергея Заводчикова в качестве гида-экскурсовода.

Тест-драйв начался с получасовой беседы. Когда в дело включаются первые лица компаний, разговор обязательно пойдет не только о технике, но и об общей политике бизнеса. О политике, впрочем, говорили мало. Больше о философии самого Caterham. Оказалось, что одной из самых сложных задач для «Катерхем РУС» было не получить государственную регистрацию собираемых ими транспортных средств. Самым сложным было, есть и, на удивление, в ближайшее время будет объяснить россиянам, для чего нужна такая машина, как «Катерхэм». Для одних Caterham – это нечто из разряда специфических мотоциклов, другие считают его разновидностью карта, на котором можно передвигаться по дорогам общего пользования. Третьи где-то слышали, что стоимость Super Seven может достигать 100 000 долларов, и навсегда причислили его к дорогим суперкарам. Большинство же уверено, что это обычный автомобиль, просто очень маленький, легкий и поэтому очень быстрый. На самом же деле Caterham Super Seven – транспортное средство особенной конструкции, и его предназначение заключается исключительно в удовольствии, которое он дарит тому, кто сидит за рулем. А уж как получать это удовольствие – использовать его в качестве спортивного тренажера, украшения гаража или машины для перевозки «понтов» – зависит от владельца.

Сергей рассказал также о борьбе понятий, которую ему и его коллегам приходится вести. Дело в том, что кит-кары считаются у нас чем-то вроде передвижных статуэток – вроде сама ездит, но лучше, чтоб стояла. В то, что можно полноценно эксплуатировать транспортное средство, собранное вручную на территории России, у нас в стране верят далеко не все. Приходиться доказывать на собственном примере. Многие путают кит-кары с репликарами или считают, что «Катерхэм» – это реплика «Лотус». Чтобы не вступать с каждым третьим клиентом в зыбкую полемику, в «Катерхем РУС» вывели собственное определение Caterham Super Seven: «Севен» – это полноценный автомобиль, отличающийся от прочих лишь большей управляемостью и динамикой, а также полным отсутствием привычного комфорта.

Русская сборка
Собираются русские «Севены», пожалуй, тщательнее, чем их английские собратья. Понимая, что к такому проекту будет приковано всеобщее пристальное внимание и в случае, если сборка будет признана некачественной, отмыть репутацию не удастся никогда, организаторы «Катерхем РУС» все силы бросили на поиск квалифицированного персонала и его обучение. Механиков искали так же долго, как собирали документы для сертификации. Подготовительный процесс занял около года – не будь ребята из «Катерхем РУС» подлинными энтузиастами, неизвестно, как сложилась бы судьба этого начинания. Но все же русские умельцы доказали свое право собирать Caterham Super Seven, и по прошествии полутора лет чистокровным «англичанам» наконец было присвоено официальное российское VIN-гражданство.

3 - Тест-драйв Caterham Super Seven 1600.jpg
С недавних пор британские кит-кары собирают и в России

И закипела работа. Сейчас процесс уже фактически поставлен на поток. Из Англии машинокомплекты доставляют в Петербург в трех ящиках: в одном кузовные элементы, в другом детали подвески и трансмиссии, в третьем – двигатель. В принципе, ничего сверхъестественного в процедуре сборки нет, и именно поэтому некоторые англичане (да и не только англичане) собирают «Севены» у себя в гаражах. Сборка и тесты занимают не более двух недель. Каркас закрепляют на специальных стапелях, устанавливают на него предварительно «холодно обкатанный» двигатель и подключают трансмиссию. Затем заготовка получает подвеску: независимую переднюю на двойных поперечных рычагах и полунезависимую заднюю DeDion. Когда «Севен» поставлен на колеса, начинается настройка мотора и дисковых тормозов. Ничего сложного, все, как по учебнику. После того как «Севен» научился правильному поведению на дороге, каркас обшивают пластиковыми (носовой обтекатель и крылья не являются силовыми элементами, поэтому выполнены из пластика) и алюминиевыми панелями. Затем приходит очередь установки «боевого» салона – на время сборки механики используют специальные технические сиденья. Если будущий владелец сразу заказал на автомобиль какой-либо тюнинг (каталог дополнительных аксессуаров и элементов стайлинга содержит более сотни позиций), все это устанавливают в последнюю очередь. Через три недели после начала сборки Caterham Super Seven полностью готов к эксплуатации, однако перед тем, как выпустить его на дорогу, ему предстоят продолжительные тесты. Сначала его «гоняют» инженеры «Катерхем РУС», затем в ряде случаев приглашается владелец, как правило, для того, чтобы «подогнать по фигуре» салон. Никаких регулировок, кроме перемещения педального узла, в «Севене» не предусмотрено. Для очень крупных мужчин англичане разработали версию SV, габариты которой немного больше размеров чистокровного Super Seven.

За рулём
И вот он в нашем распоряжении. И хотя все нужные слова сказаны, а ритуальный инструктаж проведен, по-прежнему непонятно, как человеческое тело здесь помещается. Рамка ветрового стекла по пояс человеку даже невысокого роста, а высота самого кузова автомобиля как будто заканчивается там, где у «Хаммера» заканчивается дорожный просвет. Эффект приземленности усиливается непомерно длинным капотом. Механики еще устанавливают тент, а первый из трех журналистов уже пытается сопоставить объем своего тела с пространством в кокпите этого крошечного автомобильчика. Признаться, сначала мы думали, что руль здесь съемный, как у болидов Формулы-1. Но нет. Вместо разработки съемного руля создатели «Севена» придумали специальное акробатическое упражнение, выполнив которое, желающий попасть за руль Caterham превращается в трансформер и с удивительной легкостью располагается на водительском сиденье. Надо подойти к автомобилю слева и встать лицом по ходу движения. Одной рукой упереться в центральный подлокотник, другой – в кромку кузова. Вывесив тело и поджав колени, требуется перебросить ноги через низкий боковой проем, а затем, плавно опуская тело в кресло, распрямляться и вытягивать ноги вперед. В нашем случае на родстере были установлены дверцы и тент, поэтому посадка несколько усложнилась. Но при определенной практике сложностей быть не должно, заверили нас. Мы поверили.

4 - Тест-драйв Caterham Super Seven 1600.jpg
Из регулировок в салоне доступно только перемещение педального узла

Находясь внутри, понимаешь, что места здесь достаточно, хотя удобств, конечно, маловато. Впрочем, искать клавишу климат-контроля здесь бессмысленно. Органов управления минимум, но все, что нужно, присутствует. Вот руль, на первый взгляд маленький и непомерно толстый, хотя в действительности его толщина и размер вполне адекватны (на отечественных тюнинговых восьмерках еще и не такие «бублики» встречаются). Вот ручник, вот рычажок кулисы переключения передач. Ноги ощущают где-то вдали каменные педали. Пробуем нажать. Поддается, но оставляя ощущение серьезного сопротивления. Похоже, перед нами аппарат для мужчин сильных не только духом. Что тут еще? Спидометр, тахометр, вольты, температура и давление масла. Это обогрев стекла, это омыватели, щетки, фары, поворотники. Так, а это что за кнопочка? Спрашиваем. Отвечают. Оказывается, это клавиша проверки исправности тормозов – если ее нажать и отпустить, то вот эта лампочка должна погаснуть. Если не погаснет – прямиком в бокс, на диагностику. Ездить на этой машине с неисправными тормозами – настоящее самоубийство. Ну что же, все понятно, пора ехать.

Старт. Мотор мгновенно просыпается и начинает откровенно орать. Никакой шумоизоляции между водителем и силовым агрегатом здесь нем и в помине. Как нет усилителя руля, АБС, магнитолы… Выпускная система проходит подмышкой у водителя, поза которого напоминает положение человека, отдыхающего на диване лежа. Пассажир содержится примерно в тех же условиях. При этом оба наглухо пристегнуты к жестким креслам.

Сначала плавная езда дается с трудом – слишком тугие педали. Потом гражданские повадки одна за другой покидают управляющего «Севеном», и он все больше расслабляется, прислушиваясь к автомобилю, а чуть позже к себе самому. Говорят, первое знакомство с «Севеном» напоминает первый опыт употребления легкий наркотиков. Первоначальный страх рассеивают волны расслабления и удовольствия. Волны нарастают, и вот уже все позади, все неважно, кроме тебя и твоих ощущений от управления самым послушным автомобилем в мире. Описывать передвижение на Caterham с помощью привычных терминов непросто. Рычание двигателя? Да нет, это просто вой, который сводит вас с ума в первые пятнадцать минут, после чего на него перестаешь обращать внимание. Стремительный набор скорости? Разгон до сотни за шесть с половиной секунд, причем почти лежа на земле, не назовешь просто стремительным. Как передать это чувство? Переключаясь на четвертую передачу, чувствуешь, что следующая остановка – Международная космическая станция на орбите Земли.

Но самая главная фишка Caterham Super Seven – управляемость. Величие скоростных суперкаров, адреналин мотоциклов и эффектность тюнингкаров меркнут перед тем, как «Севен» ведет себя в поворотах. Прикатавшись к автомобилю, уже через час можно почувствовать себя господом богом и Михаэлем Шумахером в одном флаконе. Существует старая фраза: «Севен» может делать все, что умеет тот, кто сидит за рулем. При каждом переключении набалдашник пятиступенчатой коробки передач (сам рычаг просто не чувствуется) радует точностью и малым ходом, а руль напомнил самому молодому участнику нашего теста настроенный до тысячных долей градуса руль-симулятор для компьютерных игр.

И действительно, похожей управляемости у другой машины не встретить. Импульсы, попадающие в цепочку мозг-руки-руль-колеса, реализуются моментально. Кажется, что колеса при необходимости можно повернуть на миллиметры. В придачу ко всему – задний привод, способный и на отечественной «копейке» порадовать характером управляемости. В общем, подборка качеств хоть куда. В результате способности водителя умножаются на три, а чувство защищенности усиливается в десять раз. И все это не мешает адреналину скакать в крови по образу индикатора магнитофонного эквалайзера. Боковое скольжение – пожалуйста. В поворот с заносом – нет ничего проще. Немного недотягивают тормоза – казалось бы, достаточно легкий экземпляр этот «Севен», всего 550 кило. Но с большой скорости и его не так просто остановить. Впрочем, это единственное, что слегка омрачает абсолютный восторг от управления. И с этим единственным не так сложно справиться.

Под занавес
Прощаясь с ребятами из «Катерхем РУС», с которыми мы провели почти целый день, мы не удержались от вопроса, что они сами считают главным недостатком этой в целом идеальной машины. Минусов оказалось два. Первый – низкие аэродинамические показатели, по которым родстер недалеко ушел от тележки с гамбургерами. Считается, что высокая скорость никогда не была козырем английских спортивных моделей, поскольку Великобритания испещрена сетью мелких и узких, вьющихся среди холмов деревенских дорожек. У нас все несколько иначе, поэтому порой хочется разогнаться больше, чем отмеренные создателями 180 км/ч. Второй минус также относится к российской действительности, но здесь Caterham ни при чем – речь идет о его непереносимости плохих дорог. В остальном же – сложно найти машину настолько приближенную к идеалу. И это естественно, ведь Caterham Super Seven – квинтэссенция всего лучшего.

Технические характеристики Caterham Super Seven 1.6
Кузов – родстер, каркасный, с навесными алюминиевыми панелями
Число мест – 2
Снаряженная масса, кг – 550
Габариты (длина-ширина-высота), мм – 3380х1575х990
Высота с крышей-тентом, мм – 1115
База, мм – 2225
Объем топливного бака, л – 35
Колея передних колес, мм – 1270
Колея задних колес, мм – 1336
Регулируемый дорожный просвет, мм – 110
Время разгона до 100 км/ч, с. – 6,4
Контрольный расход топлива (смешанный цикл), л/100 км – 9,5
Двигатель – рядный, 4-цилиндровый, 16-клапанный, Rover
Рабочий объем, куб. см – 1588
Мощность, л.с. при мин-1 – 115/6000
Крутящий момент, Нм при мин-1 – 145/3000
Трансмиссия – механическая, 5-ступенчатая
Размер шин – 185/60R14
Подвеска колес: - передних – независимая - задних – полунезависимая
Тормоза: - передние – дисковые, вентилируемые - задние – дисковые
Рулевое управление – реечного типа
Цена, $ – от 31 000 до 33 000