Nissan DeltaWing Concept. Кольцевой драгстер
Автомобиль, о котором сейчас пойдет речь, уникален не только своей формой или «содержанием» в виде весьма необычных технических решений. Созданный независимой командой прославленных американских гонщиков и конструкторов, он вовсю проходит испытания и готовится к первым собственным соревнованиям уже под японской маркой Nissan, которая этот необычный проект поддержала и вдохнула в него второе дыхание. В середине июня прототип Nissan DeltaWing, больше напоминающий болид для драгстрипа, чем авто для кольцевых гонок, примет старт на французском автодроме Сартэ в рамках легендарных состязаний на выносливость «24 часа Ле-Мана».
Первым делом стоит познакомиться с авторами самой идеи появления этого необычного прототипа. Ими стали дизайнер британского происхождения Брайтон Бэн Боулби, конструктор гоночных авто Дон Пэноз, экс-пилот Формулы-1 и победитель «Ле-Мана» Дэн Герни со своей гоночной ассоциацией All-American Racers Organization, коллектив спортивной команды Highcroft Racing во главе с Дунканом Дайтоном и шинники из американского филиала концерна Michelin. Несколько лет назад этим энтузиастам и пришла в голову идея построить необычно обтекаемый и легкий прототип для участия в кузовной серии Indycar, популярной в Новом Свете, и первоначальная версия автомобиля была готова к 2010 году. Но отсутствие серьезного партнера для поставки силовых агрегатов и элементов трансмиссии на время вынудило инженеров и бывших автоспортсменов на некоторый период отказаться от доработки проекта DeltaWing, да и вообще переключиться с национального американского чемпионата на состязания действительно мирового уровня.
Как говорится, звезды сошлись. И вот теперь на новой версии болида всюду красуется символика японского Nissan Motor. Автомобиль с силуэтом баллистической ракеты, четырьмя фарами (если обратить внимание, то один комплект головной оптики установлен на самом остром «носу» машины, а другой – на широких задних крыльях) и тремя «плавниками» задних антикрыльев сменил не только техническую начинку, но и предназначение: вместо этапов Indycar уже 16-17 июня примет участие в легендарных «24 часах Ле-Мана».
Одноместный гоночный прототип с 4650-миллиметровым кузовом с удивительно низким коэффициентом лобового сопротивления воздуху и колесной базой в 2900 мм отличается и на редкость малой массой: она равна всего 475 килограммам. Отчасти такой низкой цифры удалось достичь и за счет установки за пилотским кокпитом не традиционного многолитрового V8 или даже V12, а «крохотного» 1,6-литрового рядного 4-цилиндрового агрегата из семейства Nissan DIG-T. Этот двигатель и на серийных авто обладает наддувом с изменяемой геометрией, изменяемыми фазами газораспределения и непосредственным впрыском топлива, а для участия в соревнованиях его форсировали дополнительно. И теперь «сердце» прототипа Nissan DeltaWing способно отдать все 300 «лошадок» (или 225 кВт) мощности, которых вполне хватит для достижения «максималки» в 380 км/ч. Авторы концепта уже подсчитали и в некоторой степени доказали тестами на американском «Себринге», что с такой «начинкой» их детище вполне сможет финишировать в «Ле-Мане» аккурат между классами прототипов LMP1 и LMP2, средняя мощность и объем двигателей которых примерно вдвое выше, чем у «кольцевого драгстера».
Но, увы, стать чемпионом гонки нынешнего года Nissan DeltaWing не сможет ни при каких обстоятельствах: на данный момент целый ряд правил проведения таких соревнований не позволяит выставлять подобные машины в общий зачет, и на «Ле-Ман» образца 2012 года японско-американский прототип заявлен под «внезачетным» стартовым номером 0. Но в ассоциации Automobile Club de l'Ouest (ACO), которая и отвечает за проведения легендарной гонки на автодроме «Сартэ», к проекту Nissan DeltaWing отнеслись с большим интересом и выделили для него знаменитый «Гараж 56» – один из боксов на пит-лейне, ежегодно закрепляемый за самыми перспективными экспериментальными авто.
Поэтому интерес к американскому концепту, который получил вторую жизнь благодаря участию в проекте японцев из Nissan с их новейшими технологиями, вполне обоснован. Уже известно, что на старт «24 часов Ле-Мана» нынешнего года на прототипе выйдут британец итальянского происхождения Марио Франчитти и действующий чемпион серии FIA GT1 немец Михаэль Крумм. Как новинка покажет себя, еще неизвестно, но все шансы на удачный финиш у нее есть.
Это интересно!
По всему миру проводится немало гонок на выносливость, в том числе и на таких знаменитых треках, как немецкий «Нюрбургринг», бельгийский «Спа-Франкоршам» и американские «Себринг» и «Дайтона». Но самыми известными из себе подобных являются состязания на французском автодроме «Сартэ», проводимые с 1923 года практически без перерывов. Основатель «24 часов Ле-Мана», автогонщик и общественный деятель Шарль Фрау, оставался главным судьей соревнований на протяжении почти четырех десятилетий, а после права на организацию марафона получил Западный автоспортивный клуб Франции (ассоциация ACO).
На сегодняшний день каждым из заявленных на гонку автомобилей ровно за сутки должны по очереди управлять три пилота, а победителем становится команда, чей экипаж проедет за отведенное время максимальное количество кругов. В зависимости от уровня подготовки спортивных болидов их причисляют к разным классам, а на старт в последние годы в среднем выходит по 45-55 частных и заводских экипажей.
Это интересно!
Интересно, что американские пилоты побеждали в «24 часах Ле-Мана» не раз (вспомним, например, экипажи, в которые в разные годы входили Харли Хейдвуд, Эл Холберт и Фил Хилл), а вот японской заводской команде повезло лишь однажды. Коллектив Mazdaspeed Co. на болиде Mazda 787B (по очереди им управляли бельгиец Бертран Гашо, немец Фолькер Вайдлер и англичанин Джонни Херберт) опередил по километражу (362 круга, или 4922,81 км) всех соперников в 1991 году. К тому же это была первая и единственная победа в марафоне на болиде с роторно-поршневым двигателем, в который изначально, помимо авторов проекта, не верил практически никто.