7 Мая 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Т-98 «Комбат». Броневик – не роскошь

Это также склоняет состоятельных людей задуматься о броне: такой автомобиль, при условии, что все находящиеся в нем будут пристегнуты, порой поможет выжить даже при лобовом столкновении, защищая от удара какого-нибудь бешеного грузовика не хуже, чем от фугаса или автоматной очереди.

Гламурные танки
Раньше считалось, что бронемашины – удел инкассаторов и охраны высших должностных лиц государства, но бурные 1990-е значительно расширили круг лиц, предпочитающих перемещаться «на броне». Во-первых, в России появилась новая социальная прослойка так называемых олигархов. Во-вторых, бронированными автомобилями стали обзаводиться отнюдь не только они, а чуть ли не каждый более или менее заметный бизнесмен, губернатор или депутат. Основания для этого, безусловно, есть: покушения, при которых «заказанный» человек выживал только из-за брони, исчисляются десятками, если не сотнями. Из наиболее громких можно вспомнить покушение на главу Ингушетии Мурата Зязикова в 2004 году, когда его машину протаранил камикадзе на заминированном автомобиле. Как сообщили прессе, Зязикова спасла броня за 600 тысяч долларов, тогда как от террориста остались челюсть, два зуба и палец. Или покушение на председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в начале 2005 года: бронированный BMW X5 Чубайса выдержал взрыв и обстрел. Да и в Приморье ряд бизнесменов, некоторые из которых теперь входят в круг властной элиты края, обязан своей жизнью именно броне…

2 - Комбат Т-98.JPG

В первом приближении бронеавтомобили можно разделить на две группы. К первой относятся так называемые стоковые, то есть самые обычные автомобили от «Уралов» до «Газелей», которые бронируются по различным стандартам. К примеру, на Северном Кавказе можно встретить «УАЗы» и «Уралы» российских силовиков, отличающиеся от своих собратьев уменьшенной площадью остекления и наличием открывающихся бойниц (но даже с учетом бронирования перемещаться по дорогам положено только после ежеутренней инженерной разведки и с включенной системой «Пелена», подавляющей радиосигналы в определенном радиусе вокруг автомобиля). Ко второй группе можно отнести «прирожденные» броневики, специально производящиеся именно в таком качестве.

Другая классификация бронемашин – по их владельцам: одно дело – спецмашины различных силовых структур и инкассаторов и совсем другое – транспорт представителей бизнеса. Автомобили этих двух групп отличаются даже самими марками: понятно, что ни олигархи, ни их охранники в «УАЗиках», путь даже самых бронированных, ездить не будут из принципиальных соображений. Однако общая черта представителей обоих этих «лагерей» – определенная информационная закрытость, в силу которой ознакомиться с техническими характеристиками бронированных машин прессе не всегда просто. Тем не менее нам удалось «пощупать руками» некоторые из броневиков, имеющихся сегодня во Владивостоке.

Батяня «Комбат» до Урала – единственный
«Комбат Т-98» (не путать с внедорожником «ГАЗ-3120», также носящим имя «Комбат») – автомобиль уникальный сразу в нескольких отношениях. Созданный в санкт-петербургском конструкторском бюро Дмитрия Парфенова, он имеет оригинальный дизайн и в то же время основные узлы и агрегаты от «Дженерал Моторс». То есть и от отечественной, и от мировой инженерной мысли он впитал самое лучшее. «Комбат Т-98» – штучный продукт, производящийся по специальным заказам и отличающийся как внутренней комплектацией, так и степенью защищенности от внешнего воздействия.

Поэтому и единственный на Дальнем Востоке экземпляр «Комбата», изготовленный по заказу президента судоходной компании «Римско» Фазиля Алиева и доставленный во Владивосток в 2005 году, можно назвать уникальным. 5,6 метра в длину, 2,2 в ширину – «Хаммер» и «Гелендваген» отдыхают. Под капотом гламурного танка – бензиновый двигатель от «Дженерал Моторс» марки Vortec объемом 8,197 литра, ходовая часть и трансмиссия также изготовлены на основе узлов одного из самых известных внедорожников от GM – «Шевроле-Субурбан-2500». Сзади – мост с рессорами, спереди – независимая подвеска, колесная схема – старая добрая классика офф-роуда: основной привод – задний, а в случае необходимости кнопками включаются полный привод и пониженная передача. Предусмотрены блокировки дифференциалов, лебедка и прочие внедорожные «навороты». Если сесть на водительское место, сразу же обращаешь внимание на огромные боковые зеркала заднего вида с встроенными повторителями поворотников и рычаг пятиступенчатого «автомата» на абсолютно «легковом» руле. Огромное бензиновое сердце очень весело разгоняет тяжеленный броневик. Главное – привыкнуть к габаритам (строго говоря, это грузовой автомобиль с более чем пятитонной массой, относящийся к категории С). Солидный рык мотора, минимальные крены и отличная устойчивость в поворотах, удивительная для такого монстра маневренность – все это «Комбат».

Но мы говорим не о внедорожнике как таковом, а о бронеавтомобиле. Особенность Т-98 в том, что при очень высокой защищенности и неплохих внедорожных качествах это вовсе не жесткий спартанский «УАЗ» или БТР. Комфорту творения КБ Дмитрия Парфенова могут позавидовать многие VIP-лимузины, потому что в отделанном кожей и деревом салоне есть все – «полный фарш» с наличием ряда совершенно эксклюзивных опций. Это, например, системы активной вытяжки и полной герметизации салона (дегустируй себе напитки из бортового бара хоть в условиях ядерного заражения), фильтровентиляционная установка на случай газовой атаки и даже бойницы с системой отсоса пороховых газов – это если придется отстреливаться изнутри.

1 - Комбат Т-98.JPG

Разработанный для обеспечения безопасности своих пассажиров в экстремальных условиях, «Комбат» поражает своей броней, защищающей не только салон, но и силовые агрегаты. Именно из-за брони у «Комбата» нет рамы, привычной для тяжелых джипов. Она здесь, собственно, и не нужна – настолько прочен цельнометаллический несущий кузов из толстенной легированной шведской стали. «Комбат» по желанию клиента бронируют по-разному: вариант Pro защищает от легкого стрелкового оружия, Hi.Pro – от пуль со стальным сердечником. Т-98 с уровнем защиты Hi.Pro.S выдерживает обстрел бронебойными пулями и даже вроде бы залпы из РПГ. Чтобы оценить «кольчугу» автомобиля, достаточно приопустить водительское стекло 77-миллиметровой толщины. Оно, кстати, опускается только со стороны водителя, и то не полностью. Остальные окна – «глухие». И правильно, незачем высовываться. Если стало жарко – к вашим услугам климат-контроль. Он, как и аудиосистема, раздельный для водителя и пассажиров. А между кабиной и собственно салоном – перегородка.

Благодаря оригинальному дизайну «Комбат» смотрится, во-первых, весьма агрессивно, а во-вторых – актуально даже в потоке роскошных современных иномарок. В нем нет подчеркнутой «квадратности», сводящей облик того же «Гелендвагена» до утилитарной боевой машины, место которой – скорее на передовой, чем на городской трассе. Нет, «Комбат» будет чувствовать себя как дома везде – и на пересеченной местности, и на асфальте. «Наш автомобиль тестировали представители Top Gear и оценили его весьма достойно – в том числе и по отношению к перехваленному «Хаммеру», – поделился сам Дмитрий Парфенов, с которым мы связались по электронной почте. «Автомобили мы производим специфические, не рассчитанные на широкий круг потребителя, к тому же очень ограниченными количествами. В вашем регионе это первый экземпляр, причем с удлиненной базой и в максимальной степени защищенности. Думаю, что желающие у вас еще будут, но так как мы практически не занимаемся рекламой, то многие потенциальные заказчики просто не знают о существовании нашего «Комбата». Отсутствие рекламы связано с тем, что в исполнении VIP мы пока не можем произвести более 10 автомобилей в год. Несколько наших автомобилей – на Урале, один в Прибалтике, также в Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии».

Содержать броневик – удовольствие не из дешевых. «Надо учитывать, что это бронеавтомобиль, причем очень высокого класса, а значит, его нельзя сравнивать с обычными автомобилями в привычном для нас понимании, — считает Дмитрий Парфенов. – Ходимость тех же шаровых, рулевых тяг, уже не говоря про тормоза, примерно в три раза меньше, чем у серийных автомобилей. Это совершенно нормально. К примеру, на бронированных «Гелендвагенах» из эскорта президента тормозных колодок едва хватает на 6-7 тысяч км. В нашем автомобиле мы применили лучшие в мире компоненты шасси, двигатель и трансмиссию и надеемся, что их надежность не должна вызывать сомнений. «Детские болезни» были, но они выплывали на первых же километрах и, как правило, были связаны с тем, что каждому заказчику не терпится забрать свой автомобиль. Для заводской обкатки просто не остается времени: не успели собрать — и тут же понеслись восвояси».

Понятно, что бронирование автомобиля – вещь весьма специфическая. Во-первых, сама процедура изготовления бронеавтомобиля довольно затратна, во-вторых, в обслуживании такая машина достаточно «надоедлива» и «беспокойна». Приобретают такое транспортное средство лишь тогда, когда оно действительно необходимо. В конце концов, если кто-то хочет просто выделиться из окружающей среды, он может сделать это, посетив тюнинг-бюро.