20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Берлин. В центре Европы

Большей частью через немцев мы перенимали европейские знания и технологии, а европейцы получали сведения о русских. Не удивительно, что у нас и сегодня сохраняется интерес к родине Лейбница и Гете, Бетховена и Бенца. Берлин – один из самых больших (около четырех миллионов жителей), современных и постоянно обновляющихся городов Европы.

С одной стороны, это плюс, но с другой – находясь на улицах Берлина, ощущаешь себя присутствующим на огромной стройплощадке со всеми вытекающими последствиями – практически повсеместно рабочие, вкупе со строительной техникой, что-то роют, ломают, возводят. В езде ограждения и заборы – от окраин до фактически самого центра. Для взгляда россиянина, особенно заставшего времена развитого социализма, отчетливо виден четкий контраст между Восточным и Западным Берлином. Сразу безошибочно можно определить, в какой части города находишься. Достаточно лишь оглянуться вокруг. Для восточной части характерна застройка типовыми многоэтажками, до боли похожими на наши… Западный Берлин более самобытен с архитектурной точки зрения.

Один из самых известных архитектурных памятников Берлина – Рейхстаг. Ныне это действующее здание парламента Германии и, одновременно, одна из самых главных достопримечательностей столицы. По фильмам о войне и поздравительным открыткам ко Дню Победы нам знаком полуразрушенный, закопченный в огне пожаров и исписанный нашими солдатами Рейхстаг. Сейчас он полностью восстановлен, и лишь небольшой участок стены, покрытый надписями, оставленными советскими воинами, напоминает о событиях того времени. Большинство туристов фотографируется на общем фоне здания, однако, постояв в очереди, можно зайти внутрь через западные ворота и подняться на лифте до купола, откуда открывается чудесный вид на город. У подножия купола находится уютный ресторан, где можно неплохо перекусить.

Бранденбургские ворота с квадригой работы Готфрида Шадова
Бранденбургские ворота с квадригой работы Готфрида Шадова

Другим символом Берлина являются Бранденбургские ворота – единственные сохранившиеся городские ворота, которых всего было 14. По сути, это триумфальная арка, расположенная в центре города, буквально через дорогу от Рейхстага. Изначально ворота были задуманы как Арка мира, но чаще использовались для прославления военных побед. После объединения Германии они стали символом единой страны. Над воротами возвышается построенная в 1793 году знаменитая квадрига работы Готфрида Шадова, представляющая собой статую богини Виктории, правящей колесницей, запряженной четырьмя конями. В свое время Наполеону эта квадрига понравилась, и он приказал доставить ее в Париж, что и было сделано. Лишь в 1814 году квадрига вернулась в Берлин.

Возведенная 13 августа 1961 года и снесенная 9 ноября 1989 года Берлинская стена стала не только одним из главных символов холодной войны и одновременно достопримечательностью, но и смертельной ловушкой для многих людей. За время ее существования при попытке преодолеть этот барьер между социализмом и капитализмом было убито, ранено и задержано внушительное число людей. После ее падения тысячи людей, вооружившись молотками, зубилами и прочим инструментом старались отколоть ценный кусочек в качестве сувенира, а все, что после этого уцелело, снесли бульдозерами. В настоящее время от нее сохранилось лишь несколько достаточно протяженных участков, сплошь исписанных граффити. Если честно, чисто внешне этот бетонный забор не производит никакого впечатления. Примерно такой же есть у нас во Владивостоке в районе улицы Снеговой, и, если нарисовать какой-нибудь рисунок, сфотографироваться напротив него и сказать, что это и есть Берлинская стена, только профессионал распознает подвох.

Церковь памяти кайзера Вильгельма
Церковь памяти кайзера Вильгельма
На бульваре Курфюрстендамм, это практически в самом центре, среди современных зданий и огромных торговых центров, возвышается одна из достопримечательностей Берлина – Церковь памяти кайзера Вильгельма. Во Вторую мировую войну при бомбардировке авиацией союзников в церковь угодила авиабомба. После войны немцы не стали восстанавливать ее колокольню (которую, кстати, прозвали «Пустым зубом Берлина»), оставив, как есть, – в назидание потомкам. Теми же соображениями руководствовалось и наше государство, оставив невосстановленными руины корпуса мельницы № 4 в городе-герое на Волге и надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» – на стене дома № 14 на Невском проспекте в Северной столице. А еще здесь, в самом центре, расположен крупнейший в мире по количеству представленных животных знаменитый Берлинский зоопарк, впервые открывший свои ворота для посетителей в 1844 году. В войну в результате авианалетов бомбы разрушили некоторые участки его ограды, и часть животных оказалась на свободе. Время было тяжелое, продовольствия на всех не хватало, и многие экзотические животные были банально… съедены.

На площади Брайтшайд-плац расположен новый символ Берлина – «Европа-центр», комплекс зданий, включающий торговый центр, кинотеатр, казино, а также У правление туризма Берлина. На открытии «Европы-центра», состоявшемся 2 апреля 1965 года, присутствовал тогдашний правящий бургомистр Берлина и будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт. В «Европа-центре» можно увидеть настоящее чудо техники и инженерного искусства – «Часы текущего времени». Это удивительное сооружение около 18 метров высотой представляет собой сложную систему сообщающихся стеклянных трубок и сосудов, в которых постоянно течет желтая флюоресцирующая жидкость, и у зрителя создается впечатление, что время действительно течет.

Египетский музей небольшой, но это один из самых популярных музеев Берлина. В нем представлено богатое собрание предметов истории древнего Египта – саркофаги и мумия, коллекция папирусных свитков и многое другое. Также многочисленна подборка произведений искусства древнего Египта, самым известным из которых является оригинальный бюст царицы Нефертити (примерно 1360 год до нашей эры), найденный при раскопках в 1912 году немецкими археологами.

Один из первых светофоров в Европе
Один из первых светофоров в Европе

Расположенный в двух шагах от Египетского музея кафедральный собор Берлина, он же Домский собор (Berliner Dom) – самая большая протестантская церковь Германии. Он был построен в 1883-1905 годах как придворная церковь правящей династии Гогенцоллернов. Собор, выполненный в стиле итальянского Возрождения, состоит из центральной части, увенчанной большим куполом, и двух крыльев с часовнями. В крипте – саркофаги с останками королей и князей династии Гогенцоллернов. С тиль массивного здания с фантастически дорогим убранством идет вразрез с проповедуемой протестантами простотой и сдержанностью, однако правящий в то время кайзер Вильгельм I остался доволен. С наружи собор производит впечатление старинного здания, при том что во время Второй мировой войны он был сильно поврежден и позже практически полностью восстановлен.

На бульваре Унтер-ден-Линден («Под липами») с его многочисленными кафе находится один из самых знаменитых берлинских памятников – конная скульптура Фридриха Великого. Здесь берлинские влюбленные обычно назначают друг другу свидания, причем не где-нибудь, а под хвостом у его лошади.

Про немецкую педантичность наслышаны все. И общественный транспорт Германии это мнение подтверждает. Расписание на железнодорожных или автовокзалах соблюдается с исключительной точностью, и будьте уверены, соответствующий транспорт покинет станцию отправления по графику секунда в секунду. Поэтому приезжать на посадку лучше заранее. Выехав за пределы Берлина, окунаешься в развитую сеть автомобильных дорог. Про немецкие дороги, особенно федеральные трассы – автобаны, слагают легенды. Но тот, кто побывал в других европейских или развитых азиатских странах, будет немного разочарован. Да, в сравнении с владивостокским бездорожьем (ибо те направления, что у нас есть, за редким исключением, назвать дорогами язык не поворачивается) автобаны впечатляют, однако в сравнении с другими европейскими странами если они и лучше, то разница отнюдь не критическая, а подчас и незаметная вовсе. А в Японии, может, дороги даже и лучше… Вдоль дорог, если они проходят близ населенных пунктов, стоят высоченные заборы, полностью скрывающие дома и участки. Не любят достопочтенные бюргеры любопытных взглядов!

Фонтан у старейшего торгового центра KaDeWe
Фонтан у старейшего торгового центра KaDeWe

Во многих публикациях и телерепортажах на автомобильную тему говорится, что немецкие автобаны – единственные в мире дороги общего пользования, где скорость авто ограничена лишь мощностью двигателя, то есть, проще говоря, отсутствует лимит скорости. Автор проехал Германию вдоль и поперек, и везде висели знаки ограничения скорости. Обычно – 120 км/ч, но встречается и 100 км/ч. Все зависит от погодных условий, трафика, пробок, ремонтных работ и т.д. Несколько слов о немецкой кухне. Она, конечно, не отличается той харизмой, какая присуща, скажем, итальянской или французской, однако и ей есть, что предложить туристам. Классикой жанра считаются знаменитые немецкие сосиски и квашеная капуста. В плане алкоголя стоит обратить внимание на разнообразные сорта пива, глинтвейн и знаменитые на весь мир белые рейнские вина. Отведать местные кулинарные изыски в бюджетном варианте в принципе можно в небольших кафе и ресторанчиках, коих достаточно большое количество, а цены в сравнении с другими европейскими странами даже несколько ниже.

Конечно же, нескольких дней, проведенных в Германии и ее столице Берлине, явно недостаточно, чтобы в полной мере увидеть и узнать эту удивительную страну, однако полученных впечатлений хватит, чтобы захотеть вновь вернуться сюда.