29 Марта 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Марсель. От рассвета до заката

Рейс Москва – Марсель прибыл точно по расписанию – в 23.30, а ровно в полночь закрылись пункты проката авто. Мысль о том, что можно путешествовать не за рулем, недопустима – приморская закалка дает о себе знать. А потому еще в ноябре было найдено выгодное предложение – аренда Audi A4 (автомат! Для Европы – большая редкость и дорогое удовольствие) по цене Nissan Tiida, а значит, надо брать!

Ночь проводим в ближайшем отеле. Будь мы чуть внимательнее, могли бы сэкономить 10 евро на такси, но здешняя свежесть после московских морозов вскружила голову, и парковка отельных шаттлов осталась незамеченной. А ведь удобная штука! На обычной с виду остановке – кнопки для связи с отелями. Сообщаешь о себе, и через 5-10 минут бесплатный автобус с приветливым водителем подан. Но грех жалеть 10 евро, когда служба такси организована на высшем уровне. Аэропорт Марселя лишен привычного нам «очарования» – навязчивых и призывно размахивающих ключами пузатых таксистов тут днем с огнем не найти. Их французские коллеги выстраивают авто в очередь, не мешая прибывающим и убывающим пассажирам, а движение регулирует диспетчер. Как же приятна такая логистика!

Садимся, естественно, в «Рено». За рулем высокий голубоглазый брюнет в элегантном пальто и шарфике (куда же без него?) с ослепительной улыбкой и приятным парфюмом.

Как жаль, что до отеля ехать всего пять минут...

Просыпаться тяжело, и мы с трудом выходим на завтрак. Мюсли, круассаны, кофе с молоком и сыры – привыкаем к французскому началу дня.

Середина января, на улице +10, солнце и приятная свежая влажность. Вспоминается Владивосток, утро, начало октября – с удовольствием отмечаем сходство и отправляемся за машиной. В пункте проката девушка извинятся, так как вынуждена предложить нам вместо Audi A4 BMW 528i. Естественно, отказываться глупо, и мы прыгаем в черного красавца, поражаясь его технической оснащенности. Знать бы тогда, какую службу нам скоро сослужат электронные мозги.

Культурно-рыночные отношения

Третий по величине порт Европы, самый древний населенный пункт Франции, Марсель вряд ли можно назвать типичным французским городом. Основан греками, позже завоеван римлянами. Как только где-то в Европе происходили волнения, в Марсель тут же устремлялись толпы мигрантов. Греки и итальянцы бежали сюда в конце XIX в., русские – после Октябрьской революции 1917 г., выходцы из французского Алжира, изгнанные из Африки, – в 1962 г.

Марсель

Сегодня Марсель влечет к себе в первую очередь североафриканцев – представителей народов Магриба, мечтающих о новой жизни в богатой Европе.

Бурная портовая жизнь, войны, чума и революция закалили характер Марселя. Он пахнет изысканными духами и специями, порохом и морем. Звучит непереводимой арабо-французской речью и скрипом лодок в порту.

Возможно, кто-то упрекнет в излишнем патриотизме, но основанный больше 2500 лет назад Марсель стал для меня французским Владивостоком. Та же бросающаяся в глаза суетливость и, казалось бы, полное равнодушие к туристам. Город живет своей жизнью, великодушно позволяя нам наблюдать, но с одним условием – не мешать. Особенно эта отрешенная занятость ощущается в порту, однако стоит проявить малейшую заинтересованность, как рыбаки оставляют свои дела и превращаются в заправских гидов. И в этот момент остается только догадываться, о чем они говорят, и стыдиться незнания французского.

Сердце Марселя, конечно, порт. Он же, кстати, и желудок – каждое утро рыбаки торгуют на пристани свежайшими морепродуктами. Огромный тунец и изворотливый угорь, морские ежи, устрицы и мидии разлетаются как горячие пирожки. Импровизированный рынок легко найти по запаху и оглушительному крику чаек, которые нагло расхаживают среди прилавков, не оставляя котам ни малейшего шанса позавтракать.

Устрицы и мидии на улице, как фастфуд

Усатым же отдана в распоряжение соседняя улица, где утром разворачивается настоящий базар с бойкой торговлей свежими продуктами. Но если попасть сюда после обеда, вряд ли удастся найти следы этого изобилия. Нам повезло застать пересменку, когда лотки и палатки сворачивают с молниеносной быстротой и на торговую улицу выходят санитары города. Колонна чистящей и моющей техники слизывает все, что оставили после себя торговцы, и через каких-то полчаса город снова готов к приему туристов.

Марсель сильно изменился за последний год. Французам пришлось немало поработать над внешностью портового города и усилить контроль за его многонациональным населением, чтобы достойно принять звание «Культурной столицы Европы – 2013».

Марсель - "Культурная столица Европы - 2013"

Разгар годовой программы, включающей в себя выставки, концерты, спектакли и фестивали, приходится на лето, и марсельцы вовсю используют последние недели до наплыва туристов (а их будет, по прогнозам, не меньше 12 миллионов), реставрируют все – от дворцов и фортов до тротуаров и мостов. Но и в культурных мероприятиях важен расчет – с каждого вложенного евро здесь планируют получить 6 евро прибыли.

Для нас же, обычных и пока еще не одухотворенных русских туристов, первым делом было найти парковку. А дело это нелегкое, особенно если сопоставить габариты BMW 528i с шириной проезжей части. Ощущаешь себя капитаном лайнера, случайно вошедшего в центр Венеции. В окружении MINI и Smart, ловко маневрирующих в коридорах Марселя, мы в первый раз разочаровались в выборе авто. Во второй раз – когда въезжали на подземную парковку (коих, к счастью, достаточно) и чудом припарковались, не заняв больше одного места. Ограничительные линии оказались ровно под колесами, а покидать машину пришлось через одну дверь, и то с большим трудом. Посмеялись сквозь слезы... Зато модные – на BMW! Стало очевидно, что по городу лучше передвигаться общественным транспортом.

Марсель - "Культурная столица Европы - 2013"

О пустующей тюрьме и преступниках на свободе

Пока мы глазели на рыбаков и рыбок и разбирались в лабиринтах парковок, время обеда прошло. Рестораны ровно в 14 часов перешли в режим «только напитки», и мы решили довольствоваться пищей духовной и отправиться в Нотр-Дам де ла Гард. Богато украшенная неовизантийская церковь – визитная карточка Марселя – расположилась в наивысшей точке города, на 162-метровом известняковом холме. Верхушка церковной колокольни увенчана 60-метровой позолоченной статуей Девы с ребенком, видимой практически со всех точек города и на мили из моря.

Нотр-Дам де ла Гард и форт

Справка AG

На постройку Нотр-Дам де ла Гард ушло пять лет и 170 000 тонн материала, включая 23 корабля, груженных мрамором и порфиром из Италии. Интерьер украшен мраморной мозаикой и фресками. Многие из стен покрывают сотни реликвий, включая картины, броши, модели лодок, военные медали и даже футбольные майки, отданные игроками и болельщиками местной футбольной команды.

Добираться до покровительницы моряков решили на экскурсионном паровозике, который регулярно отходит от Старого порта.

Величественная базилика завораживает, но оторваться от панорамы, открывающейся с самой высокой точки Марселя, решительно невозможно. Город, раскинувшийся ровным ковром до самого горизонта, на стыке с морем обрастает частоколом корабельных мачт и скалится на неприятеля фортами и пушками.

Справка AG

Форты Сен-Жан и Сен-Николя, построенные в 1660 г по приказу Людовика XIV в Марселе при входе в Старый порт, сооружены в ответ на восстание марсельцев против губернатора. Их орудия направлены на город, а не на море. Во время Великой французской революции конца XVIII в. форт Сен-Жан использовался в качестве тюрьмы, в которой содержали герцога Филиппа II Орлеанского и двух его сыновей.

Легкая дымка скрывает одну из главных достопримечательностей Марселя – замок Иф, будто отколовшийся от материка со своим собственным кусочком суши.

Замок Иф

Замок построен в XVI веке по приказу Франциска I для защиты города от атак с моря, однако ни одного нападения так и не случилось и он по сей день в отличном состоянии. Сами марсельцы к крепости, распиаренной Александром Дюма в далеком 1844 г., относятся скептически. «Популярность замка Иф исключительно высока благодаря двум узникам: Железной Маске, который там никогда не был, и Эдмону Дантесу, который никогда не существовал», – иронизирует французский историк Ален Деко. Однако в 1880 г. памятник открыли для посещения, и с тех пор со всего мира в Марсель съезжаются поклонники обоих узников.

Короткая прогулка на катере из порта – и вот мы в первой королевской крепости Марселя, которая со временем стала идеальной тюрьмой. Отсюда открывается потрясающий вид на город. На глаз сложно определить, далеко ли до берега, но храбрость вымышленного графа Монте-Кристо, решившего добраться вплавь, восхищает.

Замок Иф. Вид на Марсель

В ожидании обратного катера бродим по замку. В камерах Дантеса и аббата Фариа многолюдно, по телевизору показывают отрывки из экранизаций «Графа Монте-Кристо», и становится все труднее не верить в эту историю.

Внутреннии? двор Замка Иф

Вечерняя экскурсия в замок Иф подошла к концу, и смотритель, прощаясь с нами до утра, отчаливает на лодке. Очевидно, что все поняли шутку и нам нужно просто дождаться нашего катера, но сдержать нервный смех не удается ни суровым туристам из Германии, ни нашим вальяжным соотечественникам. Но марсельцы не подвели и доставили нас в порт точно по расписанию.

Очарованные замком, мы решили прокатиться по городу. И тут случилось то, о чем предупреждают в путеводителях, но к чему невозможно быть готовым. На светофоре в мою (пассажирскую) дверь вламывается человек в шлеме и что-то активно бормочет по-французски. Мелькнула мысль, что это полицейский, но тут же улетучилась: парень открывает заднюю дверь, и я понимаю, что вот они – знаменитые марсельские воришки. Дальше все происходит в считаные секунды: муж с водительского сиденья отталкивает гостя, мешая ему схватить наши сумки, а я отстегиваю ремень безопасности и выскакиваю из машины. Грабитель, убегая, роняет одну из сумок, я мчусь за ним, вспоминая спринтерскую юность и выкрикивая исконно русские ругательства. Этот мерзавец запрыгивает к товарищу на мотоцикл. Но оба явно были не готовы к такому сопротивлению, и я успеваю вырвать сумку. Под удивленные возгласы автомобилистов садимся в машину и ждем, когда загорится зеленый.

Руки-ноги дрожат, и один вопрос: почему двери автоматически не блокируются? Оказалось, мудрой электронике BMW 528i нужно задать соответствующие настройки в меню – это же не японский автопром. В следующий раз будем мудрее – решили мы и отправились на заслуженный ужин.

Справка AG

Первоначальный вариант «Марсельезы» назывался «Военный марш Рейнской армии» и был сочинен в 1792 г. В 1793 г «Марсельеза» стала государственным гимном Франции. Была запрещена режимом Виши во время Второй мировой войны; с 1944 г. снова стала гимном Франции. В России после Февральской революции 1917 г. в течение некоторого времени являлась гимном страны.

Самое время, чтобы отведать настоящей марсельской ухи. Сварить рыбу может каждый, а вот подать правильный буйабес могут далеко не везде, потому выбор пал на один из лучших рыбных ресторанов Марселя – La Marimar. Фирменное блюдо здесь не из дешевых, но оно того стоит! Важно, не жалея сил, натереть белые сухари чесноком и выложить их в бульон. Когда вся жидкость впитается, можно приступать. И в тот самый момент, когда вы решите, что объелись, на стол поставят королевский набор морепродуктов в бульоне. После финального аккорда встать из-за стола невозможно. Существует старинная французская легенда, согласно которой древнегреческая богиня Афродита ежедневно кормила буйабесом своего мужа Гефеста. После двух тарелок отменной ухи сомневаться в этом не приходится.

Всего два часа в ресторане, а как все изменилось – набережную и прилегающие улицы заполнили жители и гости Марселя. Завершили мы этот насыщенный день салютом в честь принятия городом звания «Культурной столицы Европы – 2013». Фестиваль «зажег» город – гулянья были почище новогодних.

Марсель ночью

Творческая молодежь разбежалась по концертным площадкам и выставкам, родители с детьми побрели по домам, а мы, тщательно проверив блокировку дверей, отправились в сторону Лазурного Берега, периодически вздрагивая от проезжающих мимо мотоциклистов.