20 Апреля 2024 г.     0.00 ()     0.00 ()

Япония. Сузука. Откуда приходит солнце

Чтобы получить максимум впечатлений, кто-то из путешественников совмещал такую поездку с посещением знаменательных мест – к примеру, осмотром достопримечательностей Токио, Нагойи и Киото. Тех, кто побеспокоился о своем путешествии заранее, в аэропорту встречал гид. Таким гидом, в частности, буквально два-три года назад работала и японка, великолепно владеющая русским (когда-то, в 1970-е годы, ее муж работал в Москве, где она выучила язык). После размещения в отеле гид проводит неповторимую экскурсию по Токио. Сначала – старый район Токио Асакуса, где расположен большой буддийский храмовый комплекс, затем обзорная поездка по городу и незабываемое плавание на крошечном морском трамвайчике по умиротворенному токийскому заливу.

Япония – страна больших тружеников. Нигде в мире не увидишь такой высочайшей степени упорядоченности и организованности в самых простых проявлениях, без показухи и помпезности. Никто не курит на улицах. И не потому, что запрещено. Просто это будет выглядеть чрезвычайно глупо в глазах сосредоточенных и ценящих прекрасное японцев. Никому не приходит в голову мусорить, при том что практически невозможно найти урну. В будний день на улице крайне мало народа, поскольку в это время принято работать. При столкновении с любой мелочью жизни этой уникальной страны голова идет кругом от полной противоположности жизненных укладов между нашей землей и Японией.

1 - Путешествие в Японию.jpg

…Любой город можно воспринимать субъективно относительно временной формы. Многим кажется, что у Парижа нет настоящего, а есть только прошлое. Токио находится в полной противофазе – не имея настоящего, он живет будущим. Бродя по этому городу, по его шумным кварталам и тихим улочкам, заросшим пленяющей японцев сакурой, непрерывно возникает ощущение, что все это построено вчера: от комплекса зданий и парка императорского дворца до фешенебельного района Гинза с его величественными небоскребами, многочисленными ресторанами и фешенебельными бутиками.

!Справка AG: В Древнюю Японию предания и мифы о драконах перекочевали из Китая. Со временем к ним добавилось множество национальных особенностей, возникли новые вариации. В японских легендах и мифах дракон – олицетворение могучих божественных сил, способных нести и добро, и зло. Он щедро отблагодарит человека, относящегося к нему с должным почтением и уважением, поскольку драконы сказочно богаты. Так, в легенде о Короле-Драконе в награду за спасение дочери дракона молодой самурай получает золотой пирог – сколько от него ни отламывай, он не уменьшается. У японского дракона, в отличие от китайского, не пять, а всего лишь три когтя. Дракон существует в японской народной мифологии и фольклорной традиции как бы в двух плоскостях: с одной стороны, это одна из ипостасей божества воды, с другой – самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль. Изображения драконов в Японии украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.

5 - Путешествие в Японию.jpg

Это же можно сказать и об отелях. Постояльцу, который заходит в номер, может показаться, что до него там вообще никто и никогда не жил. Сами отели, не имя на вывесках вообще никаких звезд, с их насыщенностью электроникой, аксессуарами, унитазами «пятого поколения» и всевозможными сервисами тянут примерно на шесть звезд. При этом стоимость номера была крайне невысока. Отдельная тема – японские автомобили. На них нет следов царапин или признаков восстановления. Кажется, будто самому старому из них не более трех лет. Такси и вовсе впечатляют. Сам автомобиль имеет явные признаки ретростиля. Очевидно, это британская тенденция. Но внутри обнаруживаются куча автоматики, телевизор, свежие газеты. Когда подходишь к такси, автоматически открывается левая задняя дверь. Салон покрыт белоснежными чехлами, водитель одет в черный мундир с золотыми пуговицами, белую сорочку с галстуком, с форменной фуражкой на голове и белыми перчатками на руках. Надо сказать, это неповторимое удовольствие и стоит немало. К вопросу о ценах. Принято считать (есть страшные истории о диких японских ценах), что дороже, чем в Токио, цен нет нигде. С чем сравнивать. Еда, питье, транспорт и сувениры в Стране восходящего солнца стоят совсем не дороже, чем в Европе, а многое гораздо дешевле, чем в Париже или в Лондоне.

3 - Путешествие в Японию.jpg

Закончив знакомство с Токио, путешественники могли отправляться в Нагою, приближаясь к заветной Сузуке. Стремительный поезд синкансен нес их туда со скоростью около 300 километров в час, давая еще один шанс в деталях рассмотреть заветный билет на гонку. На японских железных дорогах следует остановиться особо. Без сомнения, здесь это главный междугородный транспорт. Страна восходящего солнца вся исчерчена путями, и, если вы хотите быстро и в срок добраться в другой город, это самый лучший вариант. Все японские железные дороги частные. Главные междугородные магистрали называются JR (Japan Railways), по ним ездят синкансены, первые в мире поезда такого уровня, появившиеся еще в 1964 году – за все сорок лет их активного использования не было ни одной аварии с человеческими жертвами. У синкансенов есть свои разновидности, даже с собственными именами, они различаются количеством остановок и, соответственно, временем в пути. Кроме JR существует масса местных линий, с более «медленными» поездами и меньшей дальностью пути, они отправляются с других платформ и тоже отличаются количеством остановок. Эти линии определяются цветом обозначения (желтый, красный, синий и зеленый, в зависимости от количества остановок), по которому можно сориентироваться и не пропустить нужный экспресс. Надо сказать, ориентироваться довольно сложно. В Токио еще есть схемы движения поездов с названиями станций на латинице, но в других городах, как правило, только иероглифы, а билетные кассы вечером переходят в автоматический режим. Покупая билет на поезд, нужно максимально внятно назвать нужную станцию, а получив билет, попросить кассира написать время отправления поезда, что будет главным ориентиром. Кроме того, надо показать билет железнодорожному служащему в униформе, он укажет путь, с которого отправляется ваш поезд. Попав на нужную платформу, внимательно следите за табло и, увидев там время отправления вашего поезда, ждите, пока это время будет в верхней строчке, –значит, следующий поезд точно ваш. Надо быть внимательным – поездов много, они стоят мало и уходят точно по расписанию.

4 - Путешествие в Японию.jpg

Говорить о том, в каком состоянии находятся вокзалы и вагоны поездов, нет смысла, поскольку все в Японии в идеальном или близком к идеальному состоянии. Самым ценным в поездке для многих было увидеть главную японскую гору – Фудзи. Она обычно закрыта облаками, так что сфотографировать ее через чистейшее стекло поезда было удачей. Безусловно, есть горы и выше (высота Фудзи – 3776 метров), но эта самая главная и высокая гора Японии имеет какое-то особое монументальное и непостижимое величие. Японцы считают ее обителью богов и главным символом страны.

Нагойя – индустриальный город, простой, не пафосный, трудолюбивый – типично японский. В окрестностях его находится много предприятий, в том числе заводы «Тойоты», «Хонды» и других известных автомобильных брендов. В день гонки еще на вокзале в Нагойе все вокруг сильно пестрило знакомыми формульными цветами, а в Ширако все вокруг вообще было только «формульное». Организация совершенно безупречна. Все выходящие с вокзала заранее указанными направлениями двигались к местам посадки в автобусы, и через двадцать минут езды болельщики уже около трассы.

!
Справка AG: В VIII веке при дворцовых интригах было совершено политическое убийство. Император и его окружение посчитали Нагаока, тогдашнюю столицу Японии, оскверненной пролитой кровью. Местом для строительства новой столицы была выбрана деревня Уда. Планировку сделали на китайский манер – улицы пересекались под прямыми углами. В октябре 794 г. император Камму с наследным принцем въехали в новую столицу, названную Хэйан, что означает «город мира и спокойствия» (позже его назвали Киото – «столичный город»). Будучи местом пребывания японского императора и придворной аристократии, он являлся культурным центром страны. Художники, поэты, писатели, люди других творческих профессий устремлялись сюда. Город выступал и как религиозный центр – различные буддийские школы имели главные храмы в Киото или в непосредственной близости от него. Киотоские товары имели высокую репутацию, особый традиционный стиль. Бурные политические события средневековья не могли обойти столицу стороной – временами военные действия шли прямо на улицах города. Бедствием Киото были пожары, не щадившие деревянные постройки. Но город каждый раз возрождался из пепла. Киото и поныне остается культурным центром Японии, несмотря на потерю статуса столицы в 1868 году, когда эти функции были переданы Токио.

6 - Путешествие в Японию.jpg

Suzuka International Racing Course – безусловное украшение здешней, достаточно скучной с виду, местности. Вокруг трассы расположен живописный парк развлечений со всевозможными аттракционами. Без труда и давки болельщики оказывались на своей трибуне. Когда до старта много времени, можно оглянуться вокруг, купить сувениры, понаблюдать разогревочные заезды местной кузовной серии. Трибуны и места на них в идеальном состоянии, вокруг ни соринки. Все сидели строго на своих местах. К примеру, слева – японец в кепке «Феррари», справа – фанат Монтойи, а между ними в бейсболке Райкконена наши болельщики из Тольятти. Вообще, среди японских фанатов можно встретить любопытные сочетания атрибутов: футболка Ferrari, кепка Honda на голове и флаг Toyota в руках. Одно общее и неизменное у всех – счастливое лицо.

На следующий день путешественники могли ехать в Киото, древнюю столицу Японии. Здесь тоже перемещаться лучше всего с гидом. Даже самый скептически настроенный путешественник признает, что Киото необыкновенен. Город, создающий настроение бесконечной тоски по чему-то утерянному, город, который воплощает в себе весь дух Японии – реально ощутимое вчера, органично вплетающееся в завтра. Неповторимый величественный Золотой Храм, умиротворяющий сад камней Рёандзи, монументальный Храмовый комплекс Киёмидзу-дэра, Храм Чистого источника на горе Отова – «Шелест крыльев», заставляющий почувствовать себя лишь песчинкой в огромном водовороте мироздания… Все дышит неповторимым и величественным духом Востока, буддийской и синтоистской мудростью. Если это вам не безразлично, то побывать там стоит обязательно. О Киото сложно говорить словами – всегда лучше смотреть фотографии, хотя и они являются лишь бледным отражением этого незабываемого города…

!
Справка AG: Скоростная железнодорожная магистраль «Синкансен» (в переводе – «Новая линия») образует основную транспортную ось Японии. Общая длина ветки, проходящей от Фукуоку до Токио, около 1100 км. Средняя скорость поездов – 200 км/ч и более, их называют «поезда-пули». Особенно оживленное движение на отрезке Токио-Осака длиной 515 км – за сутки проходит до 120 пар поездов (до 120 млн пассажиров в год, что равно всему населению страны). Это расстояние экспресс «Хикари» («Свет») преодолевает за 2 часа 15 минут.

Именно после свидания и прощания с Киото лучше всего и покидать Японию – эти впечатления не затмит ничто… И долго не будет отпускать от себя мудрая, величественная, спокойная и тем не менее абсолютно современная Япония.